СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема воспитиния речевой культуры в процессе обучения русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема воспитания речевой культуры в процессе обучения русскому языку

Сегодня изучение русского языка в школе протекает в сложном социальном контексте, который характеризуется снижением языковой и речевой культуры, разрушением норм литературного языка, огрублением речи, засорением её неоправданными иноязычными заимствованиями.

Проблема воспитания речевой культуры рассматривается на страницах периодической печати, обсуждается на телевидении, в дискуссию вступают люди самых разных профессий. Из этого следует, что общество стало всё больше обращать внимание на расширение и углубление самого понимания речевой культуры.

Культура речи – часть общей культуры, и потому состояние культуры речи – первый показатель состояния культуры вообще. Хочется напомнить мудрые слова Д.С.Лихачёва: "Язык народа – показатель его культуры, язык отдельного человека – показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа" [Скворцов 1994:55].Именно в языке наиболее отчётливо проявляется состояние морали общества: отбор слов или, наоборот, вседозволенность и культ пошлости; корректность и обращение к разуму или же, наоборот, агрессивность.

Культура речи в её традиционном понимании – это степень владения литературным языком, умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной признаётся речь, которая согласуется с нормами литературного языка – орфоэпическими, грамматическими, лексическими.

Правильность – лишь первая ступень подлинной речевой культуры. Можно говорить (или писать) правильно, но однообразно, невыразительно. Речь достигает выразительности благодаря умелому и уместному употреблению лексики разных стилей, разнообразию синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонации.

Владение выразительными средствами языка и умение использовать их в зависимости от ситуации общения – второе, помимо правильности, условие культурной речи. Экологический подход к вопросам речевого общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем.

Культура общения входит в экологию культуры речи как важная составляющая часть. Поэтому, для того чтобы наша речевая культура была выразительной, правильной, каждому человеку нужно обратить внимание на то, как он общается с окружающими людьми, как вступает в речевой контакт и как участвует в поддержании такого контакта.

Для многих культура общения – важнейшее профессиональное качество, невозможное без общей широкой культуры, образованности, душевной обаятельности, нравственной чистоты, творческой увлечённости. Вследствие этого, интерес к проблемам культуры речи с каждым годом всё возрастает. Внимание к культуре общения, речевой культуре вызвано также совершенствованием общей культуры. Этот непрерывный процесс имеет огромное значение для общества. Ещё А.М. Пешковский в свое время писал: "Если для общения людей вообще необходим язык, то для культурного общения необходим, как бы язык в квадрате, язык, культивируемый как особое искусство" [Васильев 1990:35].

Причина многих экономических и политических трудностей, с которыми столкнулась наша страна в последние годы, состоит в заметном падении нравственного уровня общества. Мы утратили многие понятия о добре и милосердии, о терпимости к чужому мнению. Как никогда прежде, общество наше нуждается в духовном возрождении, моральном развитии, в утверждении высокой нравственности. Это должно проявляться во всём, в том числе и в языке, в манере нашего повседневного общения, в понимании постоянного культурного совершенствования каждого из нас.

Этой теме посвящаются радио- и телепередачи, статьи в газетах и журналах. Речь наших современников многими воспринимается и оценивается как сниженная, ненормативная. Отмечается влияние на литературный язык ненормированной разговорной речи, проникновение просторечных слов, жаргонизмов, немотивированное использование иноязычной лексики, не свойственное русскому языку интонирование и т.п. Учёные обращают внимание на недостатки языкового воспитания, низкую языковую компетенцию большинства населения

Язык - это душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг человека. Огрубление языка, явное его оскудение, снижение тональности общения – всё это свидетельствует о нашей духовной и нравственной деградации. Как справедливо замечает академик В.Костомаров, очень часто "инициаторами более свободного обращения с языком выступают сейчас. достаточно грамотные люди - журналисты и иные профессионалы пера" [Крысин 2002:15].А ведь искусственное насаждение средствами массовой информации "американизмов", навязывание русской речи иноязычного ритма, мелодики, фразового ударения - всё это не так безобидно, как порой кажется, поскольку ведёт к изменению национального образа мира, традиционных речемыслительных процессов, стереотипов общественного поведения, присущих тем, для кого русский язык является родным. И наиболее уязвимыми в этом отношении оказываются дети: деформируется их языковое чутьё, языковой вкус определяется скорее модой, чем красотой, правильностью и уместностью речи. "Сегодня русский язык - важный фактор и объект национальной безопасности", - не без оснований пишет академик В.Костомаров [Крысин 2002:17]. В этой ситуации ответственность за состояние языка ложится не только и не столько на лингвистов, но и на нас – учителей.

Современная концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Однако было бы несправедливым не вспомнить о том, что развитие речевых способностей, дара слова, воспитание языковой культуры учащихся в процессе обучения русскому языку предполагалось как обязательное отечественными методистами прошлого, начиная ещё с Ф.И.Буслаева и К.Д.Ушинского [Васильев 1990:65]. На уроках русского языка необходимо развивать умение находить наилучшее выражение мысли для определённого содержания речи. Это будет зависеть от того, насколько богат словарный запас учащихся и насколько свободно могут они использовать всё разнообразие грамматических средств языка. Забота о родном языке должна стать делом учителей по всем предметам, а не только учителей-словесников, преподавателей русского языка и литературы. Каждая школа должна стать оазисом литературной нормы, правильности и красоты русского языка, островком образной и меткой русской речи.

На уроках русского языка важно не только научить правильно писать и говорить, но и думать. Значение предмета "Русский язык" заключается во введении учащихся «в новые умственные области», в расширении их "духовного кругозора", в сообщении им "фактических знаний" [Баринова 1974:28].Тексты учебников (правила и определения, художественные тексты, тексты различных функциональных стилей) должны обеспечивать предметную, содержательную основу речи. "Родной язык, - писал Ф.Буслаев, - так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащихся" [Баринова 1974:30]. Эта мысль особенно актуальна сегодня. Научить полноценно воспринимать письменную и устную речь, уметь выразить себя в слове (то есть сформировать речевую культуру) невозможно без развития духовной культуры ребенка, воспитания у него любви к родному языку, формирования его мыслительных способностей и потребности в самосовершенствовании. Тогда и уроки русского языка перестанут быть не интересными для школьников.

Современные учебники русского языка включают материалы о том, как язык устроен, каковы его основные законы. В них предусматривается и усвоение на практике основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского языка. Однако, учитывая современную языковую ситуацию, хотелось бы, чтобы этот аспект изучения языка был расширен. Поэтому представляется совершенно правильным введение в содержание примерных программ, разработанных в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, понятий языковой нормы и культуры речи, элементов истории языка, раскрывающих динамику, изменение нормы.

Итак, воспитание речевой культуры на уроках русского языка предполагает овладение учащимися знаниями о закономерностях системы языка и её функционирования, формирование на этой основе умений и навыков нормативного, уместного и этичного использования языковых средств в разнообразных ситуациях и сферах общения.

Чтобы учебный предмет "Русский язык" мог выполнить эту задачу, необходимо воспитать у ученика сознательное отношение к своей речи, речи окружающих, способность воспринимать язык как национальную и общечеловеческую ценность, воспитать у него личную ответственность за каждое сказанное слово.

"В языке скрыта самая великая энергия, известная на земле,- энергия человеческого духа",- так записал в своих дневниках мастер русской прозы Федор Абрамов. "[Скворцов 1994:85]. Так пусть эта энергия сохранит наш язык для новых поколений во всей его чистоте и накопленном веками богатстве!

Литература:

1.Васильев А.Н. Основы культуры речи. – М., 1990.

2.Крысин Л.П. О лексике русского языка наших дней. //Русский язык в школе и дома, -2002.-№1.

3.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969.

4.Скворцов Л.И. Язык, культура, нравственность.//Русский язык в школе.-1994.-№2.

5. Успенский Л.В. Культура речи.- М.: Знание; 1986.

Категория: Русский язык
24.03.2015 17:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!