СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема в трудоустройстве выпускников СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лица со средним профессиональным образованием – это самая многочисленная категория работников на российском рынке труда. Их доля составляет около 45% от общей численности занятых в экономике. Выпускники техникумов, колледжей составляют основу трудовых коллективов во всех отраслях российской экономики – на предприятиях машиностроения, металлургии, энергетики, добывающей промышленности, транспорта, связи, сервиса и торговли, в социальной сфере.

В 2023 году из 81 человека, окончивших обучение по программе подготовки специалистов среднего звена в нашем техникуме трудоустроенными на данный момент является 38 человек, что составляет 47%. Причем заняты по освоенной специальности всего 25 человек (31%).

Аналогичная ситуация наблюдается и по выпускникам программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих. Из 40 человек 22 человека трудоустроены, что составляет 55%. При этом по специальности работает 14 человек (35%).Таким образом, мы наблюдаем тревожную картину. Всего половина выпускников устраивается на работу в первый год после окончания техникума, а по специальности удается устроиться лишь трети бывших студентов.

По ожидаемому трудоустройству выпускников 2024 года, из 121 человека, обучающимся по программе подготовки специалистов среднего звена, 109 человек планируют работать. По специальности – всего 25 человек. Но при этом надо учитывать, что 70 человек из ожидаемого трудоустройства, будут проходить службу в армии и в ближайший год не смогут трудоустроиться по освоенной специальности.

Таким образом, статистические данные показывают, что молодежь оказалась одной из самых социально незащищенных групп населения. Молодые люди после получения профессионального образования зачастую не могут найти для себя рабочее место и добиться социального признания в обществе.

В чем состоят проблемы такого низкого трудоустройства?

  1. Отсутствие опыта. Среди специалистов среднего звена ключевой проблемой при трудоустройстве является отсутствие опыта работы. Сейчас компании нацелены, прежде всего, на тех, кто принесет пользу организации. При этом важно, чтобы человек адекватно оценивал себя. Поэтому выпускникам СПО необходимо понимать изменения ситуации на рынке и уметь адаптироваться к ним. Нужна гибкость и готовность работать, в том числе в смежной профессии, а иногда, и вообще не по специальности, искать себя в более востребованных отраслях. К сожалению, не все выпускники готовы к этому и не имеют опыта анализа ситуации и применения гибких навыков.
  2. Завышенный уровень притязаний. Зарплатные ожидания бывших студентов. Низкий уровень заработной платы молодых специалистов находится на втором месте среди выделяемых молодежью сложностей при трудоустройстве. Современная молодежь нацелена на высокий заработок и, не смотря на отсутствие стажа и квалификации в профессиональной деятельности, зачастую не готова работать за зарплату, которую предлагают работодатели. Таким образом, их зарплатные ожидания не соответствуют реальности.
  3. Несмотря на достаточно высокую востребованность рабочих профессий, перспективы трудоустройства выпускников средних профессиональных образовательных учреждений невысоки, так как не всегда качество подготовки отвечает реальным запросам работодателей и современному развитию технологий. При определенном дефиците квалифицированных кадров и выраженной потребности в специалистах, которых готовят профессиональные образовательные организации, доля выпускников, которые принимаются на работу в современные высокотехнологичные компании, незначительна.
  4. Нежелание работать по полученной специальности. Учеба ради получения документа государственного образца – диплома. Порядка 5-7 % выпускников открыто заявляют, о том, что не пойдут работать по полученной профессии и им было нужно только образование.
  5. Низкий уровень активности при трудоустройстве. Одним из "простых" решений является постановка на учет в Центры занятости. Как правило, 1-2 выпускника, буквально через 1-2 месяца, а то и раньше становятся на учет в Центры занятости. При последующем собеседовании выясняется, что они практически не проявляли активности, пытаясь найти работу. А зачастую выпускники просто не хотят работать.

В условиях рыночной экономики одним из важнейших направлений деятельности современных учебных заведений является адаптация выпускников на рынке труда, в которую входит формирование личностной зрелости, готовности молодежи к самореализации в профессиональной деятельности, а также способности молодых специалистов эффективно действовать на рынке труда.

На базе Борского агропромышленного техникума созданы следующие условия, способствующие трудоустройству выпускников:

  1. Информирование студентов, начиная с первого года обучения о состоянии отрасли, в которой предстоит работать будущему выпускнику, как в целом по Российской Федерации, так и конкретно по региону, обозначение проблем и перспектив развития отрасли, уровня средней заработной платы и т.д. Выпускник должен знать с какими трудностями он столкнется при устройстве на работу.
  2. Постоянное обновление оборудования и применение новых технологий. Образовательной организации приходится тратить большие финансовые средства на закупку нового оборудования, чтобы выпустить квалифицированного специалиста, который без дополнительного переобучения сможет работать на современном оборудовании.

3. Включение в образовательные программы учебных дисциплин, обучающих применению технологий трудоустройства, умение анализировать современный рынок труда. В нашем техникуме успешно апробированы следующие дополнительные учебные дисциплины для студентов выпускных курсов: "Технология трудоустройства", "Основы предпринимательской деятельности" и другие.

4. "Качественное прохождение" производственных практик и стажировок во время обучения. Необходимо отметить, что данное условие обеспечивается только комплексным взаимодействием представителей учебно-производственной работы и работодателями. Руководители многих предприятий начинают отбор претендентов для работы с 3 курса, привлекая их вначале для прохождения производственной практики, а затем и для постоянной работы. В то же время, администрации образовательной организации необходимо отслеживать качество прохождения производственной практики. Перед тем, как приглашать студентов на работу, во время практики работодатели оценивают, как студенты работают, соответсвуют ли они требованиям компании и хотят ли они работать вообще?

5. Участие представителей работодателей в проведении Государственной итоговой аттестации, как того требуют Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Именно работодатели знают и понимают какими знаниями и умениями должен обладать выпускник, с какими основными проблемами сталкиваются студенты, пришедшие на практику и выпускники, пришедшие устраиваться на работу.

  1. Работа с центром занятости населения и работодателями. Совместная работа с центром занятости позволяет ежегодно проводить экскурсии на предприятия Бокситогорского и Тихвинского района, знакомить студентов с реальными рабочими местами в регионе. Активное участие в ярмарках вакансий. Также работодатели активно посещают наш техникум, агитируя студентов к работе на предприятиях и знакомясь с потенциальными работниками.
  2. Размещение информации о проводимых мероприятиях в техникуме и имеющихся вакансиях в регионе. Не секрет, что бОльшую часть информации современная молодежь получает из Интернета, в частности, из социальных сетей. Поэтому, учитывая этот факт, активно ведется работа по наполнению необходимой информацией официального сайта техникума, группы техникума в Контакте и группы «Центр Карьера БАПТ» в Контакте.

Таким образом, проблемы в трудоустройстве выпускников СПО всегда существовали и будут существовать. Работа в техникуме в этом направлении ведется, но не всегда результат этой работы зависит от образовательной организации, нередко эта проблема, к сожалению, имеет субъективный характер.

Категория: Прочее
29.04.2024 16:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!