СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема создания условий для гармоничного развития личности учеников в Хабаровске.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье разбирается проблема гармоничного развития учеников школ города Хабаровска. В теории указаны главные компоненты для гармоничного развития личности современного школьника. Рассмотрим данные опроса школьников 6-11 классов, довольны ли они организацией учебно-воспитательного процесса. В ходе анализа ответов респондентов обнаружено полное различие настоящих условий обучения современных школьников, тем составляющим, необходимым для гармонического развития личности ребенка в системе непрерывного образования. В общеобразовательных учреждениях города Хабаровска, которые были исследованы, приоритет дается в основном процессу обучения. Воспитательный процесс часто осуществляется лишь в одном направлении, в ущерб остальным направлениям воспитания. Результаты, которые были получены выделяют проблему, содержащуюся в формулировке причин такой стагнации, а также условий способствующих развитию энергичных, гармонично развитых людей.

1 Вступление Одна из главных проблем современного российского образования – это подготовка гармонично развитой личности, которая готова к жизни в мире, где он будет постоянно меняться. [1]. Ведь общество всегда нуждается в социально активных, гармонично развитых людях, потому что они способны принимать самостоятельно решения и быть за них ответственны. Наше общество динамично развивается, необходимо успевать быть «на одной волне» и не уступать [2]. Именно поэтому, по мнению Черкашина И.А., будущее общества будет связано с решением проблем воспитания подрастающего поколения с позиций новых основ современного образования [3]. Они исходят из самоценности и оригинальности, а также целостности человека, из активной тенденции саморазвития и развития своих возможностей. Задачей современной школы становится не формирование каких- либо позитивных качеств личности, а формирование условий для ее целостного развертывания, создание у молодых людей нормальных ценностей жизни на основе гармоничного развития их внутренних возможностей [4]. Благодаря анализу публикаций многих авторов мы видим, что в современной образовательной среде активно вводятся «новшества», которые направлены, всего лишь на одностороннее развитие личности [3]. В мировой практике изучение проблемы гармоничности личности исходят давно, корнями оно уходит в древность. Ведь сама идея гармоничности требует исконной потребности людей в благополучном сосуществовании с природой. Аристотель, древнегреческий философ, объяснял термин гармонию так: завершенность единого целого, как единство в многообразности и применял данное понятие ко всем областям действительности. В работах Г.В. Гегеля есть идея о том, что социальная гармония — это «единства и борьбы противоположностей». У И.Г. Песталоцци, швейцарского педагога была точка зрения: «что баланс социальных способностей и индивидуальных увлечений понимается как фундамент воспитания гармоничной личности, условие счастья и жизни в гармонии.» По мнению Э. Шефтсбери, британского философа, здоровье душевное и телесное стоит только на равном соотношении элементарных функций [1]. По Выготскому Л.С. гармония — это соизмеримость частей и целого, соединение разных компонентов объекта в единое органическое целое [5]. В статье Любимовой Н.Н. и Нескрыбиной О.Ф. «гармония» должна связать идею рационально устроенного мира с высшей способностью человека – способностью эстетического переживания [6]. Безусловно, что преобразования всех сфер жизни человека потребовали перемен уже существующей долгое время системы воспитания и образования для подрастающих детей. Поэтому одной из главных задач непрерывного образования в России стало всестороннее развитие личности, которое сопровождается самой большой реализацией способностей каждого ученика. Реализация этой цели подразумевается в школах как первоначальная ступень становления личности. Образование – это глобальная мировая ценность; культура – среда существования образования; люди – хранители и носители ценностей и образования. В современном мире осознание ценности образования рассматривается на международном, государственном и личностном уровнях его престижа [7]. Итак, подведем небольшой итог: современные общеобразовательные учреждения обязаны воплотить все необходимые условия для гармоничного развития личности ребенка. Но, тем не менее, российскими учеными выявлен факт того, что за последние десятилетия система школьного перенесла важнейшие изменения далеко не в лучшую сторону. Первым направлением в системе образования, на данный момент, является процесс обучения, но не воспитания [8]. Потому что если в отдельных учреждениях системы образования и существует воспитательная работа, то чаще всего, приоритет отдается какому-то одному виду воспитательной работы, в то время как остальные существенно отстают. Таким образом, цель работы показать соответствие условий организации учебно-образовательного процесса требованиям гармоничного развития личности в общеобразовательных учреждениях города Хабаровска. 2 Материалы и методы Наше анкетирование осуществлялось с помощью платформы «Google Forms». Google Forms – это онлайн-инструмент, который позволяет создавать формы для сбора данных, онлайн-тестирования и голосования. Чаще всего Google формы используются для опроса городского населения или клиентов различных компаний или проведения тестирования среди студентов и школьников. В данном анкетировании принимали участие, ученики средних школ из города Хабаровска.

Общая число участников - 178 человек. Анкетирование проводилось заочно. Была полная анонимность проведения анкетирования и это позволило получить более точные результаты проводимого исследования. Участникам, которые были обучающиеся 6-11 классов, было предложено ответить на 22 вопроса. Рассылка анкеты учащимся производилась посредством WhatsApp. 3 Результаты и их обсуждение В ходе исследования анкетирования школьников Хабаровского края было выявлено следующее. Среди опрошенных учащихся образовательных учреждений число удовлетворенных уровнем преподавания в них составило всего 37,6% от общего числа участников исследования. Не удовлетворенных – 36% и лиц, которые затруднились дать ответ – 26,4%. При этом 44,4% школьников в полной мере удовлетворены уровнем своих знаний по основным предметам. Для положительного морально-нравственного воспитания ребенка требуются водворение и сохранение хороших отношений со сверстниками, а также людьми разных поколений. В ходе исследования удовлетворенность отношениями с учителями высказали 61,2% респондентов, со сверстниками – 60,9%. Ответы остальных разделились примерно одинаково, другая часть ребят не удовлетворены, остальные – затруднились дать ответ. Таким образом, задача в школах должна сводиться к тому, чтобы помогать таким ребятам выстраивать коммуникабельность со сверстниками через различные виды деятельности. Но и здесь пробел. Одним из направлений педагогического процесса гармоничного становления личности ребенка считается его интеллектуальное воспитание, потому что именно в процессе умственного труда у ребенка закладываются основы материального и духовного богатства. Обычно интеллектуальное воспитание соотносят с получением новых знаний в процессе обучения, развитием надлежащих способностей. Но только у 47,2% опрошенных учеников образовательные учреждения изучают необходимость в различных образовательных услугах, у 52,8% школьников – в необходимости дополнительного образования, у 62,9% – в профильном обучении. Именно поэтому только у 58,4% респондентов ставится вопрос их успеваемости по предметам, что говорит о том, что современные школьники не понимают всю ценность образования. Существенную роль при развитии личности ребенка играет развитие его мыслительного процесса, а также интеллектуальной и умственной подвижности, возможности самостоятельно вести исследовательскую работу. В следствие этого нам было любопытно, а созданы ли в школе все условия для участия ребят в проектной, исследовательской деятельности? Утвердительно на данный вопрос ответили лишь 37,6% учащихся. Данные характеристики говорят о невозможности реализации профессионального потенциала практически у половины опрошенных школьников. А есть ли условия в данных школах для реализации креативного потенциала школьников? Лишь 40,4% школьников, которых опросили, указали на то, что школы выявляют их желания в организации досуга. Но при этом на вопрос «Может ли ученик найти для себя кружок, секцию, клуб, который для него подходит и участвовать в организации и проведении праздников, соревнований в вашем образовательном учреждении?» лишь 31,5% респондентов ответили положительно. И соответственно процент ребят, которые удовлетворены организацией досуга и внеучебной деятельности, был низок и составил 37,6%. Организация питания в школах имеет большую роль для содействия здоровому образу жизни ребенка. Но, в вопросе довольства питанием, данные оказались низкими и составили лишь 25,7% от общего числа опрошенных ребят.

Школьникам было предложено выбрать из списка те качества личности, которые следует формировать у учащихся. В первые пять самых значимых качеств современной личности 53,4-61,8% школьников отнесли смелость и уверенность в себе, культуру поведения, широкий кругозор и разносторонние знания, честность и порядочность, а также чувство собственного достоинства. Менее значимыми для ребят оказались: патриотизм, внешняя красота и привлекательность, привязанность к родителям и семье. Эти данные подтверждают факт отсутствия воспитательного процесса на всех ступенях обучения. Не удивительно, что лишь 27,5% опрошенных ребят считают, лучшим среди других своё образовательное учреждение. На открытый вопрос о том, что Вы понимаете под качеством образования, многие ребята указали «комфортно учиться», другая часть ребят ответили «преподавание понятное окружающим». «А созданы ли в Вашей школе условия для гармоничного развития личности?». Ответ на этот вопрос заставляет задуматься, потому что только 20,2% обучающихся ответили утвердительно, 41% ответили категорично «нет». Всестороннее становление личности ребенка, без сомнения, должно носить гармоничный характер, собственно что значит полноценное воспитание, которое основывается на одновременном и взаимосвязанном развитии всех сторон личности. В случае если одной из сторон, например, физическому или нравственному воспитанию уделяется недостаточное внимание, то это отрицательно скажется на формировании личности в целом. 4 Выводы Исследование, выявленное благодаря анкетирования выявил отсутствие условий для гармоничного развития личности тех подростков, которые приняли участие в опросе. Необходимо помнить о том, что гармоничное развитие личности обуславливается значимой частью синергетическим эффектом от общего воздействия на личность ребенка образования, культурной среды, состояния здоровья. В качестве ведущих составляющих всестороннего гармоничного становления личности ребенка выступают: умственное воспитание, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание. Их нужно соединять с развитием творческих задатков и возможностей ребенка и вовлечением детей в посильный трудовой процесс. А это означает, что вопрос о создании условий для всестороннего развития современной личности в городе Хабаровске так остается открытым. Список использованной литературы 1. Костакова, И.В., Яфясова, Л.И. Психологические особенности гармоничности личности студентов вуза /И.В. Костакова, Л.И. Яфясова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2018. №3 (34). – С. 78-82. 2. Исаева, С.А. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности в рамках Целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей [Текст]: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. С.А. Исаева. – Киров, 2020. - 78 с. 3. Черкашин И.А. Гармоническое развитие личности школьников-спортсменов // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 1. – С. 86-88; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12160

4. Амвросьев, Я.А. Педагогическое обеспечение гармоничного развития школьников-спортсменов : дис. … канд. пед. наук : 13.00.01 / Амвросьев Яков Алексеевич. – Якутск. – 2003 г. – 156 с. 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с. 6. Любимова Н.Н., Нескрябина О.Ф. гармоничное развитие личности: методологические аспекты и ценностное измерение // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.; URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=11735 7. Уайханова, М. А. Развитие культурологической позиции личности в условиях поликультурного образования / М. А. Уайханова, Н. М. Ушакова // Science for Education Today. – 2019. – Т. 9. – № 2. – С. 200-214. – DOI 10.15293/2658- 6762.1902.14. 8. Груздова, К.С. Гармоническое развитие школьников в контексте современной педагогической практики / К.С. Груздова // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, магистрантов и студентов «Дни науки – 2018» Новгородский филиал РАНХиГС, Великий Новгород, 17-19 апреля 2018 года. – Великий Новгород: Новгородский филиал РАНХиГС, 2018. – С. 136-141.

Категория: Всем учителям
11.01.2023 19:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!