СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проба пера

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я работаю библиотекарем уже более 30 лет. Пробую создавать что то новое. Получается не всегда. 

 

Современная школьная библиотека

 

С.А.Сосновская

Успенская СОШ№2

 

Развитие и распространение информационных технологий неумолимо. Ключевая задача сегодняшнего дня – с максимальной целесообразностью и разумностью использовать новые информационные технологии и ресурсы для улучшения содержания обучения и развития новых форм и методов работы в школе.

Освоение новых информационных технологий в школьных библиотеках может проходить в двух направлениях:

Собственно библиотечное, когда НИТ внедряются в технологические библиотечно-информационные процессы. Такая деятельность именуется автоматизацией библиотеки. Автоматизация библиотеки – это процесс внедрения и развития программного обеспечения в библиотечных технологиях и практике. Образовательное, когда НИТ внедряются в основную деятельность школы, оказывая влияние на все ее структурные подразделения, в том числе и на школьную библиотеку. В этом случае хочется отметить несколько ключевых положений: Обучение навыкам информационных технологий Разработка уроков совместно с учителем. Создание образовательных и информационных программ.

Успешные интегрированные программы обучения информационной грамотности создаются вокруг проектов сотрудничества педагогов и библиотекарей. Без такого сотрудничества библиотекари часто не могут полностью понять целей исследовательских задач педагогов. А учителя не осознают ценности ресурсов школьной библиотеки и тех методов познания, что она дает. В качестве решения проблемы можно назвать следующие шаги.

Школьные библиотечные программы должны быть основаны на адекватных информационных ресурсах, профессиональном штате и новых информационных технологиях. Эти условия – обязательны и необходимы именно в триединстве. Библиотечные специалисты должны утверждать себя как лидеров в школьном сообществе. Они должны принимать инициативные обязательства по обеспечению информационной грамотности, которая становится необходимой частью учебных программ. Директора школ могут содействовать созданию условий, в которых библиотечные специалисты выступают как профессионалы в области информации, как педагоги и воспитатели. Библиотечные программы не могут быть ограничены только стенами школьной библиотеки. Школьные библиотекари должны быть вовлечены в создание методических материалов, информационных ресурсов школы.

 

 

Крайне важен доступ к Интернету. Библиотекари играют ведущую роль в предоставлении педагогам и школьникам доступа к высококачественным лицензированным базам данных, из которых может быть получена авторитетная информация и в обучении использованию ресурсов Сети.

 

Чтение и его значение в развитии читательских интересов

 

 

Ни для кого не секрет, что сегодня все большее количество детей вырастает, так и не взяв в руки книгу. Их литературный опыт в этом случае ограничивается рассказами из Азбуки и хрестоматий, а впоследствии – вялыми и малопродуктивными попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном изображении. Таковы факты, а факты, как известно, упрямая вещь. Как же следует относиться к этой ситуации? И что предпринимать при наличии желания ее изменить? Бороться? Заставлять? Уговаривать? Или опустить руки и смириться с тем, что телевизор, видеомагнитофон и компьютер заменили книгу многим детям, вступившим в жизнь в третьем тысячелетии. Научившись читать самостоятельно и свободно (как правило, это происходит годам к восьми), ребенок оказывается перед собственным выбором: читать или не читать? Во-первых, это тот ассортимент, который предлагает сегодня книжный рынок для детей младшего школьного возраста. В-вторых, в наличии имеется масса полукниг, полужурналов с играми, наклейками, запоминающимися персонажами и сопровождающими все это текстами. Для 8-9 летних детей их жизненный и читательский путь едва начинается. Они еще не знают толком ни мира книг, ни собственных возможностей и потребностей. Читательские интересы младших школьников условны и, по естественным причинам, неоднократно будут претерпевать изменения. Характер и закономерности развития читательских предпочтений наряду с книгоиздателями, , литераторами, методистами изучаем и мы – библиотекари. Поскольку именно мы стоим у истоков формирования квалифицированного читателя, такого человека, который «привык обращаться за ответом «на возникшие в душе вопросы», прежде всего, к книгам и такого, кто знает, к каким книгам и за каким ответом можно обратиться. Кто умеет найти и освоить нужную книгу с наименьшей затратой времени и максимально высоким для себя на данный момент результатом». Главное – развитие творческой способности ребенка, читательских интересов. «Человек рождается не для поражений, а для побед, – утверждали мудрецы. – Ребенок рождается для успеха». И наша задача сделать все, чтобы создать ситуацию успеха для каждого ученика, раскрыть его способности. Сегодня, когда социальная роль библиотеки усиливается и усложняется, когда она становится сердцем информационного общества основными направлениями «массовой работы» (если использовать этот термин) библиотеки можно назвать следующие:

 

 

 

 

привлечение к чтению не читающих и так называемых «слабых читателей»; сформирование представления о чтении как о престижном занятии; как об удовольствии; как о «двери, ведущей в современный мир знаний»; как о необходимой каждому ступеньке к жизненному благополучию; работа с пользователями библиотеки (реальными и виртуальными; обеспечение максимально полного и комфортного доступа пользователей к информации; обеспечение технической и технологической сторон решения данной проблемы; формирование информационной культуры пользователей библиотеки, включающую в себя как техническую, так и гуманитарную составляющие; работа с группами пользователей (реальными и виртуальными); сформировать потребность и умение использовать чтение, информацию, полученную с помощью библиотеки как средство решения какой-либо социальной, интеллектуальной и других проблем (т.е. для социализации личности); формирование отношения к чтению, библиотеке, информации, как к реальной ценности в развитии современного человека.

Во всем мире и в нашей стране накопился значительный, практический материал, показывающий,  как много может сделать библиотека, включившись в решение таких  задач, как, например, формирование правовой культуры, формирование толерантности, культурного разнообразия и т.д. Специфика влияния библиотеки, использование современных технологий и традиционных форм «массовой работы» делает влияние библиотеки весьма существенным. Это, в свою очередь, повышает авторитет самой библиотеки.

Работа библиотеки со своими пользователями предполагает, прежде всего, создание для них комфортных условий. Сегодня понятие комфорта заметно расширилось: современная библиотека стремится к тому, чтобы время ее работы было удобно пользователю, чтобы ее фонды были доступны не только реальному, но и удаленному читателю.

Свобода и внимание к читателю – вот девиз школьной библиотеки. Только в таких условиях и можно формировать информационную грамотность личности. Этой задаче уделяется сейчас огромное внимание.

Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников

«Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.»

В этой краткой формулировке принципиально важны три положения:

1. В традиционный для образовательного контекста комплекс ЗУН (знания, умения, навыки) вводится чрезвычайно актуальный компонент рефлексивные установки, т.е. необходимость аналитического начала;

 

 

 

2. Вместо многозначного и часто стилистически далеко не нейтрального понятия информация употреблено гораздо более общее и ещё не затёртое понятие информационной среды;

3. И, наконец, точно обозначена форма сосуществования человека и информационной среды — взаимодействие, т.е. и взаимовлияние, и ответственность пользователя, и культура аналитического отношения к той или иной информации, необходимость её оценки, а значит выработки критериев оценки.

Объединение усилий школы и библиотеки.

Эффективнее всего, как показывает опыт, это работа по совместным программам. В них реально согласовать учебные задания и ресурсные возможности их выполнения, занятия по развитию навыков работы с информацией для школьников разного возраста, критерии определения уровня сформированности информационной культуры, требования к школьникам. В библиотеке библиотекарь обеспечивает индивидуальное консультирование с целью отработки навыков информационного самообеспечения, в первую очередь, их учебной деятельности.

Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. И сейчас не имеет принципиального значения наличие или отсутствие конкретных материалов в конкретной библиотеке. Мы информируем о том, что такое-то издание существует, мы рекомендуем его использовать тем или иным способом, мы готовы проконсультировать, а часто и научить, как целесообразнее поработать с конкретным изданием или другим источником информации, чтобы решить конкретные задачи.

 

 

05.01.2015 12:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!