СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Применение проектного метода обучения на уроках технологии, как средство достижения метапредметных результатов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог, желающий что – нибудь прочно  запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств – глаз,  ухо,  чувство мускульных движений и даже, если возможно,

обоняние  и  вкус - приняли участие в акте запоминания.

                                                                                                            К.Д.Ушинский

 

 

 

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США, разработан американским педагогом Дж. Дьюи.

       «Технология» в школе – интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека.

        Мой стаж педагогической работы в Катинской ООШ 6 лет. Я преподаю технологию в 5-8 классах.

С 2008 учебного года преподаю технологию в 5-х, 6-х, 7-х, 8-х, 9 классах с применением проектного метода.

 В 2013 году начала работать над темой «Применение проектного метода обучения на уроках технологии, как средство достижения метапредметных результатов».

 К своим урокам разрабатываю, подбираю и систематизирую дидактический материал: разработаны разноуровневые тесты, инструкционные карты, карточки-задания, практические работы, - с учетом дифференциации, в зависимости от уровней обученности.

Цель выбранной темы: изучение и внедрение современных образовательных технологий в ходе организации образовательного процесса, повышение эффективности педагогической деятельности.

Задачи: активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала, значительному расширению знания, изучению дополнительной литературы и одновременно приобретению умения самостоятельно добывать знания, анализировать и оформлять проекты.      

Важной развивающей и воспитательной задачей проектного метода обучения является формирование интереса к учению, усидчивости, настойчивости в овладении знаниями.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе.

Достижение высоких метапредметных компетенций обучающихся осуществляется через:

- усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках одного предмета и трансляция его в различные жизненные ситуаций;

- повышение коммуникативных способностей, умений диспутировать, выделять главное, отстаивать свою точку зрения;

- умение использовать различные источники информации, анализировать и структурировать полученную информацию; широко и разнообразно преподносить и интерпретировать полученные данные исследований и т.п.

При выполнении проекта деятельность учащихся максимально самостоятельная, что является основным принципом метода проектирования. Моя роль в данном процессе – консультант-помощник.

            Так как, обучая предметной области « Технология», целесообразно обращать внимание на развитие науки и техники в данной области, я обучаю детей использованию мультимедийных технологий при создании и защите проектов, при изучении и обобщении изучаемого материала.

Так как я работаю по программе «Технология» А. Т. Тищенко, Н.В. Синица, В. Д. Симоненко работа над проектами входит в программу обучения  и является обязательной как для учителя, так и для ученика.

   Вся деятельность делится на три этапа:

предпроектная деятельностьвыполнение маркетингового исследования, сбор информации, изучение потребительских качеств будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов; проектная деятельность - поэтапная разработка модели проекта с учетом результатов маркетингового исследования и технического задания, технологической последовательности, составление технологической карты; послепроектная деятельностьтехнико-экономическое обоснование выбора изделия, самоконтроль и самооценка своей деятельности, определение путей реализации и предложения по совершенствованию идеи, защита проекта.

            Данная система  позволяет осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности.

         Так, на первом этапе учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.)

          На втором этапе идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологичного изготовления изделий, с составлением карт и схем выполнения работы. Именно  на  этом  этапе  обучения  учащиеся  учатся  оценивать  своё  "хочу"  и "могу ". Уже при выборе изделий каждый учащийся будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.

           На третьем этапе к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

            На четвертом этапе, когда каждый ученик умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя учащиеся впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.  Проект выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер.

На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

 Работу над проектами мы начинаем с простых краткосрочных коллективных и групповых творческих проектов на уроках. Ребята знакомились с принципами создания проекта, этапами и правилами работы над ним. Постепенно мы переходили к более сложным  индивидуальным проектам. К концу третьей четверти прошедшего 2013-2014 учебного года учащимися 5- 9 классов были выполнены и подготовлены к защите по одному индивидуальному проекту, которые были оценены как итоговая контрольная работа.

Результатом нашей работы стали такие проекты:

  1. «Жар-птица» - панно из круп, Богомолова К., 5 класс;
  2. Набор разделочных досок – Сулейманов Э., 5 класс;
  3. Рамка для семейной фотографии – Араздурдыева В., 6 класс;
  4. Панно «Корзинка с розами» - Баринова Е., 6 класс;
  5. Панно в технике пирографии – Берёзкин М., 6 класс;
  6. Подставка для чашек – Богомолов А., 6 класс;
  7. Подставка под горячее – Васильев В., 6 класс;
  8. Панно «Ваза с цветами» - Завозова О., 6 класс;
  9. Панно «Земляника» - Максудова С., 6 класс, и другие творческие проекты

Учащиеся 7, 8 класса выполнили коллективную проектную работу  «Набор рабочей одежды дежурных» для школьной столовой. 

          Внедрение метода проектов в учебный процесс по технологии позволило:

  • повысить познавательную активность учащихся;
  • поднять имидж учащихся (изготовление проектного изделия само­стоятельно - от идеи до ее воплощения в реальность), учителя (обучение  школьников по самой передовой технологии);
  • включить в процесс обучения учащихся их родных и близких

(об­суждение проекта в домашней обстановке, помощь родителей в поиске материалов и инструментов и т.д.);

  • усилить полезность обучения (товар или услуга, создается для до­ма, школы, предприятия или реализации);
  • активно формировать у учащихся лучшие гражданские качества (трудолюбие,  целеустремленность, ответственность, экономич­ность, предприимчивость, стремление к созиданию и т.д.).

Выполнение  творческих  проектов   позволило    организовать   ученические праздники: конкурс творческих проектов, выставки-ярмарки творческих проектов и др.

Защита творческих проектов усиливает коммуникативные спо­собности учащихся, их умения аргументировано защитить свой про­ект, эффектно его представить.

      Творческая проектная деятельность школьников способствует формированию у них адекватной самооценки, готовит к будущей профессиональной деятельности. В процессе выполнения творческих проектов у учащихся формируются: технологическая культура, тех­нологическое мышление, технологическая этика, повышается их тех­нологическая образованность и грамотность.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов на уроках технологии имеет большие преимущества.

Он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Актуальность  тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

 Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе на уроках технологии формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

Технология. 5-9 классы. Организация проектной деятельности/авт.-сост. О.А.Несонова и др.- Волгоград:Учитель, 2009.-207с.

Технология. 5 класс: Сборник проектов: Пособие для учителя/М.И.Гуревич, М.Б.Павлова и др./ Под ред.И.А.Сасовой.-М.:Вентана-Граф, 2004.-144с.

Подготовка и оформление курсовых, дипломных, рефе­ративных и диссертационных работ: методическое пособие. / Сост. И.Н.Кузнецов. Мн.: Харвест, 1999. — 176 с.

Самородский П.С. Основы разработки технических проектов. Книга для учителя технологии и предприниматель­ства. Брянск, 1995, — 220 с.

Технология.  Учебник для учащихся 10 класса общеобра­зовательной школы. / Под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф, 1999.—288 с.

 

13.02.2015 12:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!