СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы создания проблемной ситуации (по Е.Мельниковой)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы создания проблемной ситуации

(по Е.Мельниковой)

Ссылка на файл

Тип проблемной ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

Побуждение к осознанию противоречия

С удивлением

Между двумя (или более) положениями

1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения.

Что удивляет? Какие вы видите факты?

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы не знаем?

Между житейским представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку».

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

Вы сначала как думали?

А как на самом деле?

С затруднением

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Вы смогли выполнить это задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущие задания?

6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Что вы хотели сделать?

Какие знания применили?

Задание выполнено?

Десять дидактических способов создания проблемных ситуаций

  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.

  2. Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.

  3. Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.

  4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.

  5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

  6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.

  7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.

  8. Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.

  9. Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.

  10. Варьирование, переформулировка задач и вопросов.

Результаты деятельности не соответствуют желанным целям

Проблемная ситуация

Ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не дают должного эффекта или не могут быть использованы.

В практической деятельности обнаруживаются факты, которые не укладываются в рамки существующих теоретических представлений

Одна из частных теорий вступает в логическое противоречие с общей теорией или другими областями жизни в пределах данной отрасли знаний.

Правила создания проблемных ситуаций

Во-первых, проблемные ситуации обязательно должны содержать посильное познавательное затруднение. Решение задачи, не содержащей познавательного затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение. С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий для их развития, в перспективе снижает их самостоятельность и приводит к демотивации учащихся.

Во-вторых, хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность - для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоением новых знаний, умений, навыков. С одной стороны, это служит непосредственно образовательным целям, а с другой стороны и благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их усилия в итоге получили определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.

И в-третьих, проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Такие положительные эмоции, как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения. Одним из самых доступных и действенных методов достижения этого эффекта служит максимальное акцентирование противоречий: как действительных, так и кажущихся или даже специально организованных преподавателем с целью большей эффектности проблемной ситуации.

Категория: Всем учителям
07.12.2016 04:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!