СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Православные традиции пензенского казачества

Нажмите, чтобы узнать подробности

История народа, его творческое наследие -это духовное богатство нашего времени. Столетиями руками, умом и реальностью мировосприятия создавалась народное искусство - неиссякаемый источник фантазии, вкуса.

Народное искусство тесно связано с трудовой деятельностью человека, с его бытом, с желанием облегчить свой труд, сделать его радостным и свободным.Пензенский край, многие другие, имеет свои особенности. Нельзя говорить о крае не рассмотрев предварительно условия быта населяющих край людей.

Основная часть жителей края, как собственно и всей России, проживала в сельской местности. Занятие хлебопашеством, содержание скота и птицы порождало своеобразие культурно-бытового уклада крестьян. Самым древним строительным материалом в России являлось дерево. Лесом была богата и Пензенская губерния. Он всегда находился рядом, из него возводили первые сторожевые крепости, церкви, вытесывали предметы домашнего обихода, рубили дома, применяя бесхитростные архитектурно-строительные приемы. глагол "рубить" дал жизнь емкому слову "сруб" - означавшему основу любого строения из дерева. Рубили срубы всегда топором - главным строительным инструментом, а пилу, долото, скобель, позже рубанок и сверло использовали для подсобных работ. Непосвященному в строительное дело может показать просто срубить хороший дом. Нет, в этом деле есть свои секреты, нужна сноровка, точный глаз плотника, его трудолюбие и усердие. Только при наличии этих качеств и появиться из-под рук большого мастера настоящий красавец. Дом на Руси - это своеобразный памятник народной культуры.

Избы пензенских крестьян рубились из круглого леса, а крылись большей частью соломой. Дом состоял чаще из двух комнат и сеней, третью часть которых занимала печь. В конце 18-ого - начале 19-ого века многие деревенские дома еще отапливались по-чёрному - дым шел в избу. Чтобы как-то освободиться от дыма, под потолком устраивались волоковое оконце. Появление усовершенствованных печей с дымоходами и печными трубами значительно улучшили культуру быта деревни. Над лицевой частью печи укреплялась полка, на ней сушили лучины, рукавицы, онучи, валенки. Во многих домах печи служили парными: после топки, пока еще не остыла печь, парильщики, открыв заслонку и подложив под ноги солому, лезли внутрь и парились березовыми вениками. На печах осенью и зимой спали - предпочтение отдавалось детям и старым людям.

Окна большинства домов были небольшие по размерам и закрывались ставнями или в рамы прикреплялись бычьи пузыри. Стекла еще только начинали появляться в деревнях. Комнаты освещались лучинами и свечами, керосиновые лампы найдут применение позже. Лучшему лучинами считались дубовые, предварительно запаренные и высушенные в печах. Обработанную таким образом лучину, укрепляли в специальном приспособлении ("светце"), над корытцем с водой, дабы избежать пожара. Вдоль стен хозяева устраивали широкие лавки, на которых можно было сидеть, а ночью - спать. Не каждая семья располагала теплыми конюшнями и хлевами, поэтому в морозные дни приходилось дома держать теленка, поросят или ягнят.

В избе нет ничего лишнего - палатки да домашняя утварь (ухват, сковородник, горшки, ушаты, кадушки). Здесь шьют и прядут, вяжут и вышивают, плетут лапти и вырезают из дерева. Обязательным атрибутом интерьера крестьянской избы являлись кивоты (в других деревнях - "киот", "кивотец") - специальное приспособление в виде резного ящика, в котором устанавливались иконы. В праздничные, горестные дни о во время молений в них зажигались лампадки перед образами. В деревнях пользовались авторитетом кивотчики - мастера по кивотному делу. Кивот - устраивался в "красном" священном углу, перед ним христиане молились Богу.

Рядом с домами располагались крытые соломой навесы, сараи, хлев, погреб, сделанный в виде шалаша, или, по возможности,выложенный природным камнем. В конце огородов ставиться гуменник (множественное число - "гумно") - помещение в виде крытого тока, здесь молотили цепями хлеб. Рядом строили плетневую половину (место для хранения мякины и мелкого корма, соломы) и овин - сооружение для сушки снопов перед молотьбой.

Семьи в деревнях, как правило, были большими и дружными. Дети, сызмальства приученные к труду, видели в работе основу свой жизни. Широкие же раздольные луга и пашни способствовали воспитанию широты русской натуры, а честный труд крестьянина приучал к бережливости и строгости. В этом, видимо, кроются истоки размеренных песенных мотивов, практичность декоративно-прикладного искусства. Из неказистых деревенских домов выходили в большую культуру многие выдающиеся мастера художественного слова, художники, актеры, музыканты.

Культура земледелия не отличалась разнообразием: в системе хлебопашества долгое время преобладала трехпольная - пар, озимое, яровое, а главными орудиями земледелия оставалась соха и борона. Засевали поля большей частью рожью, овсом, просом, горохом, ячменем, а такая ценная культура, как пшеница, занимала второстепенное место. Сеяли вручную, разбрасывая семена из кузова или севальника. Удобрения вносились крайне редко. Сказанное вовсе не означает, что промышленность вовсе не выпускала орудия труда для сельского хозяйства. Из списка изделий пензенской промышленности, представленного на губернской выставке в 1837 году, можно увидеть и земледельческие орудия - барона. Котца: шотландский плуг. Инженер-капитан Сабуров представил на эту же выставку английский двухконный плуг, запашник, распашку, поддирку.

Категория: История
05.12.2016 23:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!