СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практикум для учителей: «Обучение беглому и осознанному чтению » (продолжение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим восемь резервов обучения чтению. 1.Жужжащее чтение. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе, школе В.А. Сухомлинского. Что же такое жужжащее чтение? Это когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Тренаж идет в течение 5 минут. 2.Ежеурочные пятиминутки чтения. Этот резерв мы заимствовали, а в школах Монгольской Народной республики. Приехала к нам группа учителей, работавших там, и рассказала, что монгольские дети читают по-русски лучше, чем наши русские дети. Согласитесь, что это выглядело довольно обидно и вызывало естественный интерес. Мы начали расспрашивать учителей: а что там – особая методика какая-то? Каким образом идет обучение чтению? Оказалось, что никакой методики особой нет. Просто у каждого ребенка на парте лежит книга на русском языке. И любой урок – будь то чтение, пение, рисование, математика – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают по-русски в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше идет обычный урок. 3. Хорошее результаты дает чтение перед сном. Дело в то, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Частенько, когда мы советуем ребенку выучить стихотворение, мы говорим: положи книжку под подушку. Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня. 4. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитывает одну - две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку… Хорошо бы совместить две предыдущих рекомендации, то есть просмотр диафильмов проводить перед сном. Многочисленные эксперименты показывают, что даже в пятом классе ребенок, который не любит читать, может быть приобщен к чтению с помощью диафильмов, с помощью режима щадящего чтения. 5. Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова, забыл первое слово, поэтому он никак не может уловить смысл всего предложения. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко. В каждом из 12 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего 2 слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение 18-го набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересней, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются 6 предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того, как одно из предложений высвечено, то есть лист бумаги подвинут вниз, ребята в течении определенного времени/для каждого предложения оно указано/ читают молча это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции предложения обычно небольшое, колеблется в пределах от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени учительница стирает это предложение и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, что кто-то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». Как быть в этом случае? В этом случае надо отреагировать очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно сказать: «Ну, хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить». Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения и т.д. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от пяти до 8 минут времени. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст, пишут его самостоятельно, только после этого можно переходить к следующему набору. В среднем на каждый набор уходит по 3 дня. 18 наборов – это 54 дня, около 2-х месяцев. За два месяца есть возможность развить оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. 6. Развитие артикуляционного аппарата. При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Окончания слов не должны «проглатываться» учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30секунд. Затем мы останавливаем учеников и даем новое задание: «Теперь, ребята, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно». Ребята прочитывают знакомый текст до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь совершается маленькое чудо. Чудо это состоит в том, что ребенок, несколько раз, прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Если ежедневно проводить такие упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время, через две-три недели, чтение ребенка заметно улучшится. 7.В конце урока чтения можно оставлять три-четыре минуты времени для того, чтобы произвести самозамер скорости чтения. Ребята в течении одной минуты читают текст/каждый в своем темпе, вполголоса/. Замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводиться эта работа. Уже через неделю учитель имеет возможность подойти к ученику и сказать: «А ну, давай посмотрим, сколько у тебя слов было неделю назад". Результат всегда свидетельствует о прибавлении скорости чтения. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке.
Категория: Литература
18.10.2016 14:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!