СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Познавательно-игровые задания
"Белоствольная красавица"
Предмет исследования: берёза.
Цель: Показать жизнь растения как живого существа (его рост, развитие, размножение)
Задачи исследования:
1. Сформировать представления о:
• строении, функциях и назначении его частей (корень, кора, ствол.);
• развитии дерева;
• влиянии света, тепла, воды;
• изменении жизнедеятельности в разные времена года;
• связи дерева с другими живыми организмами;
• экологически грамотном поведении человека с растением.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
3. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.
Планирование экспериментальной деятельности
Октябрь
1.“Встреча с русской красавицей”
Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называют русской красавицей? Почему? Представление детей о дереве как о представителе живого в мире природы, внешнем строении, жизненных функциях (питание, дыхание, рост, размножение)
Структура и методические приёмы:
• Фронтальное наблюдение
- Какими стали деревья?
Рассматривание деревьев, кустарников издалека. В тени и на солнце яркость окраски разная. Солнце как будто “зажигает” листву деревьев, краски становятся ярче наряднее. А вот жёлтые клёны, берёзы даже в тени “светятся”, излучают свет.
- Любование красотой.
- Художественное слово: “Осень”
Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник, и зарделись клёны В пурпуре осеннем только дуб зелёный. Утешает осень: Не жалейте лето! Посмотрите - роща золотом одета!
- Закройте глаза, послушайте осенние звуки.
- Какие звуки услышали?
- Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, грибов, дыма, запах пряной травы).
Поисковые задания:
• Найдите деревья, у которых листья и жёлтого и красного цвета.
• Найдите самое жёлтое дерево.
• Почему так говорят: “Осень берёзе листочки позолотила, а осине - покрасила”?
• Выбрать самую нарядную берёзу.
• Выстроить ряд из берёзовых листьев от светлого до тёмного.
2. “Почему берёзы белые?”
Цель: представление о своеобразии и неповторимости конкретного живого существа, необходимости бережного и заботливого отношения к природе.
Задача: Дать детям знания о том, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.
Структура и методические приёмы:
• Игровая ситуация - найти среди деревьев белоствольную красавицу.
- Почему берёзу так назвали?
• Речевое упражнение: “Как ещё можно назвать берёзу?”
- Нанижем берёзке бусы из красивых слов, у кого получатся самые длинные бусы.
• Чтение стихотворения Е. Трутневой:
Стало вдруг светлее вдвое. Двор, как в солнечных лучах – Это платье золотое У берёзы на плечах.
Поисковые задания:
• Все ли берёзы одинаковы?
• Выбрать самую нарядную берёзу.
• Подойти потрогать ствол, что стало с руками?
• Рассмотреть ствол берёзы через лупу. Что видите? Что это за чёрточки на стволе? (Черточки - чечевички)
• Чем берёза дышит зимой?
• Какие ветки у берёзы?
• Укрыть корни дерева опавшей листвой. Для чего?
Оборудование:
- лупы.
НОЯБРЬ 3. “Без билета по белу свету”
Цель: конкретизировать знания детей о разных способах распространения семян, о взаимодействии растений и животных, растений и неживой природы, вызвать познавательный интерес.
Структура и методические приёмы:
• Беседа “Путешествие жизни”
- Зачем семенам надо “бродяжничать” по белу свету?
• Рассматривание семян и плодов.
- Где здесь плоды и где семена?
Исследовательская деятельность:
- найти семена, относящиеся к летунам;
- эксперимент “Как ветер помогает им летать?”
- кто помогает распространять семена берёзы?
Сравнить семена с самолётом (птицей, бабочкой, вертолётом)
• Проблемная задача: “Где больше растёт травы, у забора или у дорожки; почему?”
• Дидактическая игра “Без билета по белу свету”
• Найти лист, который упал сегодня, вчера, давно. Что произошло с листьями, которые упали давно?
• Сделать гирлянду из жёлтых листьев.
• Речевое упражнение “Скажи красивые слова об осенних берёзах”
• Речевое упражнение “На что похоже?”
• Игра “С какой ветки детка?”
• Собрать листья для засушивания.
• Природоохранный труд: уборка территории от мусора.
Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют То там, то здесь в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца.
ДЕКАБРЬ 4. “Снятся ли березе сны?”
Цель: Дать обобщенное представление о признаках сезона, о состоянии неживой природы; о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов среды.
Структура и методические приемы:
• Чтение стихотворения Ю.Орлова
Все вокруг белым - бело, Словно в дивной сказке: Снегу столько намело – Полезай в салазки. Береги лишь только нос От беды понятной. Нынче царствует Мороз – Тот, что самый знатный.
• Фронтальное наблюдение “Как Мороз Иванович изменил лес”
• Погружение в краски и звуки зимнего леса.
• Любование свежей порошей. Каким стал лес после снегопада?
• Почему глазами больно смотреть на снег? (Он блестит)
• Найди самую красивую березку.
• Чтение стихотворения С. Есенина “Береза”
Белая береза под моим окном Принакрылась снегом точно серебром, На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко непробудно.
• Послушать, как скрипит снег под ногами.
• Найдите листья, семена с березы.
• Триз “В лесу много снега - хорошо или плохо?”
• Логическая задача: “Чем дышит береза зимой? (Черточками - чечевичками)
• Укрыть березу снегом. Для чего?
• Логическая задача “Холодно ли березке зимой?”
“Береста - защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подверглись процессу опробковения. Благодаря этому, береста как пробка непроницаема для воды и газов. Береста несколько напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Каждая такая страница состоит из множества опробковевших клеток и вырастает в течение одного года. Самые старые слои бересты находятся на поверхности ствола, самые молодые в глубине.
• В сильный мороз, какое дерево быстрее замерзнет - старое или молодое?
ЯНВАРЬ
5. “Домашний доктор”
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Структура и методические приемы:
• Рассказы-загадки о растениях.
• Беседа с детьми о пользе лекарственных растений.
• Береза может быть лекарственным деревом?
В березовых листьях содержится витамин С. В них содержится антибиотические вещества с сильным бактерицидным действием. Почки и листья березы настаивают и применяют при разных болезнях. Березовый деготь применяют наружно. Он входит в состав многих мазей. Березовый уголь пьют при отравлениях.
Березовый гриб - чага считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, для улучшения аппетита и сна.
• Рассматривание березовых листьев, почек и чаги с точки зрения лекарственных свойств.
• Логическая задача: Когда нужно заготавливать листья и почки: летом, осенью, зимой или весной?
Листовые березовые почки заготавливают ранней весной во время сокодвижения при начале их набухания, но до распускания и расхождения чешуи, допускается и более ранняя заготовка (с февраля). Срезают ветки на лесосеках для заготовки метел и попутно с них снимают почки. Ветки с почками сушат продолжительное время на холоде, так как в тепле почки распускаются. После сушки почки обдергивают или околачивают с ветвей и очищают от сережек. Листья березы собирают в мае, во время цветения, когда они усажены эфирномасличными железками, душисты и клейки.
• Сочинение мини-сказки “Береза - домашний доктор”
• Составление алгоритма “Береза в жизни человека”
• Придумывание природоохранных знаков “Сохраним русскую красавицу”
Стихотворение Ф.Тютчева
Смотри как листьем молодым Стоят, обвеяны березы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым.
ФЕВРАЛЬ
6. “Береза – священное дерево”
Цель: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа - березе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой. Приобщать детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.
Структура и методические приемы:
Россия! Край серебряных родников и белых берез. Через века сохранил славянский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшего в нас? Может, от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к Отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берез?
• Чтение стихов русских писателей
Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.
Ю.Лермонтов.
Смотри, как листьем молодым Стоят, обвеяны березы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым.
Ф.И.Тютчев.
• Речевое упражнение: Назови ласково.
Вопросы и поисковые задания:
Береста или берёста - наружная часть коры березы. Она была излюбленным материалом для изготовления бытовых изделий. Береста - материал прочный, обладающий редкими достоинствами: непромокаемый, не поддающийся гниению, способный длительное время сохранять вкусовые качества продукта. Лучшей берестой обладают березы, растущие в умеренно - влажных и умеренно-тенистых лесах, не старше пятнадцати лет (диаметром 50-75 см), заготовка сырья производилась весной (конец мая - начало июня, три-четыре недели), когда деревья были в полном соку. Как говорят мастера “береста линяет”, то есть свободно отделяется от древесины. Деревья при этом не портятся, продолжают расти. Сырье сушили в тени, разглаживали под прессом, хранили в помещениях, защищенных от ветра, солнца и сырости.
- Какого цвета береста?
- Почему она пачкает? (Бетулин)
- Для чего нужны черточки-чечевички? (Дерево через них дышит)
Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Лыко - внутренняя (лубяная) часть коры березы. Из лыка плели лапти, чемоданы, баулы и другие изделия. Лапти из березы назывались берестянки. Богата традициями жизнь русского народа. Обязательным подарком жениха невесте были лапти. Это как бы гарантировало привязанность будущей жены к дому. Если невеста принимала подарок, это означало ее согласие на брак. Подаренные лапти принято было подавать невесте через стол. В день свадьбы она должна была надеть подарок жениха (померить лапти).
• Чтение стихотворения.
Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.
© 2019, Зубарев Сергей Викторович 495