СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Познавательно-игровые задания "Белоствольная красавица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательно-игровые задания

"Белоствольная красавица"

Предмет исследования: берёза.

Цель: Показать жизнь растения как живого существа (его рост, развитие, размножение)

Задачи исследования:

1. Сформировать представления о:

• строении, функциях и назначении его частей (корень, кора, ствол.);

• развитии дерева;

• влиянии света, тепла, воды;

• изменении жизнедеятельности в разные времена года;

• связи дерева с другими живыми организмами;

• экологически грамотном поведении человека с растением.

2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.

3. Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.

Планирование экспериментальной деятельности

Октябрь

1.“Встреча с русской красавицей”

Цель: определить с детьми, какое дерево в народе называют русской красавицей? Почему? Представление детей о дереве как о представителе живого в мире природы, внешнем строении, жизненных функциях (питание, дыхание, рост, размножение)

Структура и методические приёмы:

• Фронтальное наблюдение

- Какими стали деревья?

Рассматривание деревьев, кустарников издалека. В тени и на солнце яркость окраски разная. Солнце как будто “зажигает” листву деревьев, краски становятся ярче наряднее. А вот жёлтые клёны, берёзы даже в тени “светятся”, излучают свет.

- Любование красотой.

- Художественное слово: “Осень”

Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник, и зарделись клёны В пурпуре осеннем только дуб зелёный. Утешает осень: Не жалейте лето! Посмотрите - роща золотом одета!

- Закройте глаза, послушайте осенние звуки.

- Какие звуки услышали?

- Какие запахи почувствовали? (Прелой листвы, грибов, дыма, запах пряной травы).

Поисковые задания:

• Найдите деревья, у которых листья и жёлтого и красного цвета.

• Найдите самое жёлтое дерево.

• Почему так говорят: “Осень берёзе листочки позолотила, а осине - покрасила”?

• Выбрать самую нарядную берёзу.

• Выстроить ряд из берёзовых листьев от светлого до тёмного.

2. “Почему берёзы белые?”

Цель: представление о своеобразии и неповторимости конкретного живого существа, необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

Задача: Дать детям знания о том, что белый цвет коры это - бетулин. По всей бересте проходят горизонтальные полосы - это чечевички, через которые проходит кислород дереву. Береста состоит из нескольких слоев - это опробковевшие клетки.

Структура и методические приёмы:

Игровая ситуация - найти среди деревьев белоствольную красавицу.

- Почему берёзу так назвали?

• Речевое упражнение: “Как ещё можно назвать берёзу?”

- Нанижем берёзке бусы из красивых слов, у кого получатся самые длинные бусы.

• Чтение стихотворения Е. Трутневой:

Стало вдруг светлее вдвое. Двор, как в солнечных лучах – Это платье золотое У берёзы на плечах.

Поисковые задания:

• Все ли берёзы одинаковы?

• Выбрать самую нарядную берёзу.

• Подойти потрогать ствол, что стало с руками?

• Рассмотреть ствол берёзы через лупу. Что видите? Что это за чёрточки на стволе? (Черточки - чечевички)

• Чем берёза дышит зимой?

• Какие ветки у берёзы?

• Укрыть корни дерева опавшей листвой. Для чего?

Оборудование:

- лупы.

НОЯБРЬ 3. “Без билета по белу свету”

Цель: конкретизировать знания детей о разных способах распространения семян, о взаимодействии растений и животных, растений и неживой природы, вызвать познавательный интерес.

Структура и методические приёмы:

• Беседа “Путешествие жизни”

- Зачем семенам надо “бродяжничать” по белу свету?

• Рассматривание семян и плодов.

- Где здесь плоды и где семена?

Исследовательская деятельность:

- найти семена, относящиеся к летунам;

- эксперимент “Как ветер помогает им летать?”

- кто помогает распространять семена берёзы?

Сравнить семена с самолётом (птицей, бабочкой, вертолётом)

• Проблемная задача: “Где больше растёт травы, у забора или у дорожки; почему?”

• Дидактическая игра “Без билета по белу свету”

• Найти лист, который упал сегодня, вчера, давно. Что произошло с листьями, которые упали давно?

• Сделать гирлянду из жёлтых листьев.

• Речевое упражнение “Скажи красивые слова об осенних берёзах”

• Речевое упражнение “На что похоже?”

• Игра “С какой ветки детка?”

• Собрать листья для засушивания.

• Природоохранный труд: уборка территории от мусора.

Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, ёлочки темнеют То там, то здесь в листве сквозной, Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца.

ДЕКАБРЬ 4. “Снятся ли березе сны?”

Цель: Дать обобщенное представление о признаках сезона, о состоянии неживой природы; о системе приспособительных особенностей растения к сезонным изменениям основных факторов среды.

Структура и методические приемы:

• Чтение стихотворения Ю.Орлова

Все вокруг белым - бело, Словно в дивной сказке: Снегу столько намело – Полезай в салазки. Береги лишь только нос От беды понятной. Нынче царствует Мороз – Тот, что самый знатный.

• Фронтальное наблюдение “Как Мороз Иванович изменил лес”

• Погружение в краски и звуки зимнего леса.

• Любование свежей порошей. Каким стал лес после снегопада?

• Почему глазами больно смотреть на снег? (Он блестит)

• Найди самую красивую березку.

• Чтение стихотворения С. Есенина “Береза”

Белая береза под моим окном Принакрылась снегом точно серебром, На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.

  • Речевое упражнение: Скажи красивые слова о заснеженном лесе.

Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко непробудно.

  • Логическая задача: Снятся ли березе сны? Если снятся, то о чем? (фантазирование)

• Послушать, как скрипит снег под ногами.

• Найдите листья, семена с березы.

Триз “В лесу много снега - хорошо или плохо?”

• Логическая задача: “Чем дышит береза зимой? (Черточками - чечевичками)

• Укрыть березу снегом. Для чего?

• Логическая задача “Холодно ли березке зимой?”

“Береста - защитный покров дерева. Она состоит из множества мертвых пустых клеток, крепко склеенных друг с другом специальным веществом. Оболочки клеток подверглись процессу опробковения. Благодаря этому, береста как пробка непроницаема для воды и газов. Береста несколько напоминает тонкую книжку со многими слипшимися страницами. Каждая такая страница состоит из множества опробковевших клеток и вырастает в течение одного года. Самые старые слои бересты находятся на поверхности ствола, самые молодые в глубине.

• В сильный мороз, какое дерево быстрее замерзнет - старое или молодое?

ЯНВАРЬ

5. “Домашний доктор”

Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.

Структура и методические приемы:

• Рассказы-загадки о растениях.

• Беседа с детьми о пользе лекарственных растений.

• Береза может быть лекарственным деревом?

В березовых листьях содержится витамин С. В них содержится антибиотические вещества с сильным бактерицидным действием. Почки и листья березы настаивают и применяют при разных болезнях. Березовый деготь применяют наружно. Он входит в состав многих мазей. Березовый уголь пьют при отравлениях.

Березовый гриб - чага считается лекарством от желудочно-кишечных заболеваний, для улучшения аппетита и сна.

• Рассматривание березовых листьев, почек и чаги с точки зрения лекарственных свойств.

• Логическая задача: Когда нужно заготавливать листья и почки: летом, осенью, зимой или весной?

Листовые березовые почки заготавливают ранней весной во время сокодвижения при начале их набухания, но до распускания и расхождения чешуи, допускается и более ранняя заготовка (с февраля). Срезают ветки на лесосеках для заготовки метел и попутно с них снимают почки. Ветки с почками сушат продолжительное время на холоде, так как в тепле почки распускаются. После сушки почки обдергивают или околачивают с ветвей и очищают от сережек. Листья березы собирают в мае, во время цветения, когда они усажены эфирномасличными железками, душисты и клейки.

• Сочинение мини-сказки “Береза - домашний доктор”

• Составление алгоритма “Береза в жизни человека”

• Придумывание природоохранных знаков “Сохраним русскую красавицу”

Стихотворение Ф.Тютчева

Смотри как листьем молодым Стоят, обвеяны березы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым.

ФЕВРАЛЬ

6. “Береза – священное дерево”

Цель: Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа - березе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами, связанными с березой. Приобщать детей к русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.

Структура и методические приемы:

Россия! Край серебряных родников и белых берез. Через века сохранил славянский народ хрустальную душу свою! Откуда все, что есть лучшего в нас? Может, от веры православной, которая осветила и укрепила в нас любовь к Отечеству? Может, от неба лазурного, от полей бескрайних, от снежной вьюги, от белоствольных берез?

• Чтение стихов русских писателей

Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.

Ю.Лермонтов.

Смотри, как листьем молодым Стоят, обвеяны березы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым.

Ф.И.Тютчев.

• Речевое упражнение: Назови ласково.

Вопросы и поисковые задания:

Береста или берёста - наружная часть коры березы. Она была излюбленным материалом для изготовления бытовых изделий. Береста - материал прочный, обладающий редкими достоинствами: непромокаемый, не поддающийся гниению, способный длительное время сохранять вкусовые качества продукта. Лучшей берестой обладают березы, растущие в умеренно - влажных и умеренно-тенистых лесах, не старше пятнадцати лет (диаметром 50-75 см), заготовка сырья производилась весной (конец мая - начало июня, три-четыре недели), когда деревья были в полном соку. Как говорят мастера “береста линяет”, то есть свободно отделяется от древесины. Деревья при этом не портятся, продолжают расти. Сырье сушили в тени, разглаживали под прессом, хранили в помещениях, защищенных от ветра, солнца и сырости.

- Какого цвета береста?

- Почему она пачкает? (Бетулин)

- Для чего нужны черточки-чечевички? (Дерево через них дышит)

Из бересты изготовляли туески, кружки, хлебницы, короба и другие предметы быта. Лыко - внутренняя (лубяная) часть коры березы. Из лыка плели лапти, чемоданы, баулы и другие изделия. Лапти из березы назывались берестянки. Богата традициями жизнь русского народа. Обязательным подарком жениха невесте были лапти. Это как бы гарантировало привязанность будущей жены к дому. Если невеста принимала подарок, это означало ее согласие на брак. Подаренные лапти принято было подавать невесте через стол. В день свадьбы она должна была надеть подарок жениха (померить лапти).

• Чтение стихотворения.

Люблю березку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую.

Категория: Биология
25.07.2019 16:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!