СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поздравляю всех с 75-годовщиной Победы!!!

Нажмите, чтобы узнать подробности

С праздником! Поздравляю всех с 75-годовщиной Победы! Будем достойными потомками воинов-победителей.

Традиционное обучение казахов. Казахский народ издревле чтил образованность и грамотность, высмеивал невежество. Родители всегда формировали в детях стремление к знаниям. К примеру, среди казахов широко бытовала пословица «Знающий победит тысячи, а сильный – только одного». В XIX – начале XX веков в Казахстане народное образование развивалось по двум направлениям: религиозному и светскому. Почти до середины XIX века обучение казахских детей осуществлялось в мектебах и медресе, дававших мусульманское образование. Функции учителя выполнял преимущественно мулла. Обучение велось за счет финансовых средств родителей. Мусульманские мектебы в основном посещали мальчики. В то время большой популярностью среди населения пользовались медресе. Они готовили мулл и преподавателей мектебов. Срок Учащиеся мектеба. 268 обучения составлял от 3 до 4 лет. Кроме начальных знаний по исламу, учащиеся медресе получали знания по философии, химии, математике, медицине, истории, географии, лингвистике и астрономии. Одна из главных функций религиозных учебных заведений состояла в том, чтобы заложить у молодежи высокие нравственные начала и гуманизм. С 1870 года по инициативе царского правительства в медресе в обязательном порядке было введено обучение основам русского языка. Позднее мусульманские учебные заведения Казахстана были подчинены Министерству народного просвещения. Медресе имело несколько классных комнат, помещения для проживания учащихся и омовений, а также столовые. На должность учителя принимали людей зрелого возраста, как правило, имеющих диплом об окончании медресе. После завершения учебы в мектебах родители направляли своих детей в такие известные медресе, как «Галия» в Уфе, «Хусания» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке. Со временем царское правительство старалось взять под контроль мусульманское обучение. Так, по административным реформам 1867–1868 годов для открытия мектебов и медресе надо было получить разрешение от уездного начальника.

2. Новометодические школы. В начале XX века традиционные мектебы и медресе перестали удовлетворять возросшие запросы общества. Началось движение за реформирование мусульманских школ, организаторами которого выступили джадидисты. В начале второго десятилетия XX века под влиянием этих новаций в Степи стали появляться так называемые новометодные школы. Они предлагали заменить буквослагательный метод обучения звуковым. Если раньше по слогам обучали чтению до 3 лет, то теперь по звукам – всего за 2–3 месяца. Одним из основателей этого направления обучения был известный тюркский просветитель, общественный деятель И. Гаспринский. Джадидисты доказывали также необходимость преподавания в мектебах светских дисциплин – арифметики, географии, естествознания, истории и других. В новометодных школах был лучший состав учителей, имелись доступные учебные пособия и оборудование. Более эффективными были и методы обучения. Первый новометодный мектеб в Казахстане возник в г. Туркестане в 1900 году. Позднее они появились и в других городах края. Некоторая часть казахской интеллигенции обучалась в новометодных школах. Например, в Уфе в медресе «Галия» учился Б. Майлин, в Оренбурге в медИ. Гаспринский. ресе «Усмания» – К. Болганбаев и другие. И 269 А. Кунанбаев также обучался у сторонников новометодных школ в медресе «Ахмет-Риза» в г. Семипалатинске. Но новометодные мектебы не получили широкого распространения. Царское правительство заняло жесткую позицию противодействия открытию новометодных школ. Оно рассматривало их как центры пропаганды идей панисламизма и пантюркизма. Так, к 1917 году на территории Казахстана насчитывалось всего около 100 новометодных школ.

Категория: История
12.05.2020 07:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!