СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока:

Безличные глаголы

 

Цель урока:

Знать значения безличных глаголов;знать формы безличных глаголов;

уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;

уметь пользоваться безличными глаголами в речи.

 

Результаты обучения:

Умение применять теорию на практике, выражать свою точку зрения, сжато формулировать в письменном виде

 

Основные идеи:

Привитие интереса к предмету, любви к языку

 

Методы

  Индивидуальная, парная и групповая работа, синквейн,  диаграмма Вена, разбивка, работа и защита постеров.

 

Время

Ресурсы

 Содержание урока

 

Действия учителя

 

Действия ученика

 

 

 

 

 

 

 

карточки

 

 

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Повторение

Приветствие

Повторение

 

Разделение на группы

Ученики делятся на группы, определяют лидера

 

Карточки с заданием

Фронтальный опрос

Корзина идей

2.Учитель читает стихотворение, предварительно дает задание:

 

Прослушайте стихотворение–загадку. О чем идет речь? Что это?

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет.

Летит ракета, люди строят зданья,

И рожь в полях растет.

 

Учитель

– Да, это глагол. Мы уже много знаем об этой части речи. Давайте вспомним что это.

 

Учитель

– Сегодня нам предстоит знакомство с группой очень интересных глаголов. Чем они интересны и как они называются – пока это секрет, который нам с вами предстоит разгадать. Представьте, что они потеряли свое имя, а мы поможем его найти. Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записано число, но не записана тема урока. Как вы думаете почему?

 

Учитель

 

– Действительно, вернув глаголам потерянное имя, мы выясним и тему нашего урока, вернее, вы должны сформулировать ее самостоятельно. Кроме того, мы научимся отличать эти глаголы от других, находить их в предложении, а также составлять с ними новые предложения.

 

Итак, выполняем первое задание.

 

На доске записаны предложения. Распределите их в две группы. Принцип распределения выбираете самостоятельно.

 

Выпал снег. Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. Мой друг тоже не спит.

 

– На какие группы разделили? Свое мнение обоснуйте.

 

 

– Работаем с группой предложений: Подморозило. Мне не спится. В зимнюю пору смеркается рано. (Остальные предложения стираются с доски)

 

Что общего, кроме того, что это односоставные предложения, вы заметили? (Главный член предложения один, это сказуемое).

 

Учитель

– А что можно сказать о подлежащем? Требуется ли оно в таких предложениях? (Его нет и не нужно).

 

Учитель

 – Есть ли здесь действующее лицо? (Нет). То есть, какие это глаголы? (Без лица) Значит имя у них … . (Безличные глаголы).

: – Правильно, это безличные глаголы. Итак, записываем тему урока в тетрадь, там, где оставлено место.

 

Пахло милым тлением осени.

Подморозило и воздух стал свежим.

Веет с поля ночная прохлада.

В одну минуту дорогу занесло.

 

Учитель

 

– Найдите в одном из предложений спрятавшуюся пунктограмму, составьте схему предложения.

Учитель

 

– Обратите внимание, чем выражены сказуемые во всех отмеченных нами предложениях (безличными глаголами в форме прошедшего времени). Какую закономерность заметили?

 

Итак, продолжите предложение В прошедшем времени безличные глаголы употребляются … (только в форме среднего рода единственного числа).

 

Выполняют задания

 

 

 

 

Учащиеся предполагают, что это глагол

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся должны называть признаки глагола, привести примеры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают, что тему урока предстоит сформулировать в ходе работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе обсуждения выделяются две группы:

1.предложения с обоими главными членами

2.предложения с одним главным членом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Учащиеся работают с предложением Подморозило, и воздух стал свежим). Обосновывают постановку запятой в сложном предложении, где первое предложение – односоставное

 

 

 

(Если затруднятся с ответом, дать задание определить род и число безличных глаголов в этих предложениях).

   

Постер

Диаграмма Вена

Защита постера

 

 

 

 

Упр.395,396

 Разминка

Синквейн

Ученики письменно выполняют задания.

 
 

 

Итоги (оценивание)

 

Лидер каждой группы читает листок оценивания

 

Дополнительное

задание

Упр. 399

 

 

 

 

Категория: Русский язык
08.01.2015 11:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!