СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Последний приют Виталия Ивановича Попкова , легендарного «Маэстро».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Последний приют Виталия Ивановича Попкова, легендарного «Маэстро».

Новодевичье кладбище, участок №11.

О легендарном летчике, настоящем «Сталинском соколе».

Попков Виталий Иванович (1922-2010)

Легендарный советский лётчик-ас, времен Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации, почетный гражданин города Москвы и еще нескольких городов в России, Украины и дальнего зарубежья. Стал прототипом двух главных героев одного из лучших фильмов о Великой Отечественной войне «В бой идут одни старики». Позывной «Маэстро».

Виталий Иванович Попков родился 1 мая 1922 года в Москве. Его отец работал в Гараже особого назначения (ГОН)при Совнаркоме СССР. С 1927 года отца перевели в управление по обслуживанию правительственных объектов на Кавказе. Семья жила в Сочи и Мацесте, с 1934 года в Гаграх. Там же у Виталия зародилась непреодолимая тяга к небу. В 1937 году он заканчивает школу планеристов в Гаграх. Тогда же семья вернулась в Москву.

В 1939 году Виталий Попков оканчивает 10 классов в школе №39 в Москве и Тушинский аэроклуб, после чего поступает в Чугуевскую школу военных пилотов, которую с отличием окончил весной 1941 года. Как лучшего выпускника его оставляют в школе пилотом – инструктором. Сразу же после начала Великой Отечественной войны подает рапорт о направлении на фронт и получает отказ. За первым последовали второй, третий, четвертый. Только 6 по счету рапорт был удовлетворен и в мая 1942 Виталий Попков наконец получает направление на фронт. К августу 1943 года командир звена 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии младший лейтенант В. И. Попков совершил 168 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях, сбил лично 17 самолётов противника. 8 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К концу войны командир эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиационного полка (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия) Гвардии капитан В. И. Попков совершил 475 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, лично сбив 41 самолёт противника.

Кроме неба, которому он был предан всей душой, самой большой любовью в жизни Виталия Попкова была музыка. Да был и любительский оркестр, и концерты перед жителями деревень, рядом с которыми летчики разбивали полевые аэродромы и позывной «Маэстро». Все как в кино. И даже самолет с нотными знаками на фюзеляже был. Эта боевая машина была построена на личные средства Леонида Осиповича Утесова и музыкантов его оркестра и подарена герою летчику, настоящему Маэстро воздушного боя.

Итак, мои уважаемые читатели, думаю ни у кого не вызывает сомнения, что прототипом главного героя замечательного фильма «В бой идут одни старики» комэска Титаренко стал Виталий Иванович Попков, но ведь в самом начале я написал, что он прототип ДВУХ главных героев. Так кто же второй?

Давайте вспомним фильм. При всей схожести Реального Попкова и героя фильма Титаренко, между ними есть одно существенное отличие. Герой, сыгранный Леонидом Быковым человек взрослый, боевой летчик воевавший еще в Испании, а Виталий Попков в 1942 году был еще совсем молодым человеком, всего 20 лет от роду. И вот после того как он попал на фронт куда так стремился, произошел у него неприятный казус с командиром полка.

Вот как он сам об этом вспоминал:

"Первый мой сбитый самолёт, это был "Дорнье-217", - целая история. Началось всё с нарушения лётной дисциплины: во время тренировок я с перехлёстом поупражнялся на малой высоте. И меня назначили вечным дежурным по кухне. Я рвусь в бой, а мне: бой лихачей не терпит. Однажды ранним Июньским утром над аэродромом внезапно появляются два "Дорнье" и два Ме-109, которые прикрывали бомбардировщики. Их густые очереди бьют по стоящим на взлётных полосах "ЛаГГам". А если взлететь им навстречу?В самолёт вскочил в фартуке, в котором чистил картошку. "Дорнье" сбил с первого захода. Немцам это не понравилось, и они ушли. Я приземляюсь, море восторга. Объясняю, что сбить самолёт для меня - всё равно что плюнуть. Командир полка кричит: "Что же ты тогда ещё и "Мессеров" не прихватил?!"В ответ, я возьми да и ляпни: "Так вы, товарищ командир, своим нижним бельём мне всех фрицев распугали!" Рубанул я правду - матку. Утро-то раннее было, и командир на поле выбежал, что называется, не по форме. Комполка чертыхнулся, но дорогу в небо мне открыл."

Вам это ничего не напоминает? Да-да уважаемые мои читатели молоденький лейтенант Иванов по прозвищу Кузнечик это то же он, Виталий Иванович Попков.

Свой славный боевой путь, Виталий Иванович Попков завершил в небе над Берлином и Прагой, а 24 июня 1945 года, на параде Победы прошел по Красной площади в 1-й шеренге Героев Советского Союза 1-го Украинского фронта.

Сталинские соколы, участники Парада Победы 1-й ряд слева направо: Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Дмитрий Борисович Глинка, Трижды Герой Советского Союза летчик-истребитель Иван Никитович Кожедуб, Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Павел Яковлевич Головачев. 2-й ряд слева направо: Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Виталий Иванович Попков, Дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Андрей Егорович Боровых 3-й ряд слева направо: Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Александр Николаевич Ефимов, Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Анатолий Константинович Недбайло, Дважды Герой Советского Союза летчик-штурмовик Василий Ильич Мыхлик.

Виталий Иванович Попков продолжал службу в рядах ВВС до 1989 года.

Принимал участие в Корейской войне где был заместителем легендарного советского летчика Трижды Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба. Сбил 4 самолёта, и принудил к посадке Б-29, на борту которого находилась секретная аппаратура. С начала 50-х годов проходил службу в авиационных частях ВМФ.

В 1951 году окончил Военно-воздушную академию, в 1964 году - Военную академию Генштаба. Служил начальником отдела Главного организационно-мобилизационного управления Генерального штаба Вооружённых сил СССР. С декабря 1966 годах — генерал-инспектор авиации ВМФ Главной инспекции Министерства обороны СССР. Генерал-лейтенант авиации. С февраля 1980 года — на работе в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского: начальник 5-го факультета, с декабря 1987 — заместитель начальника академии — начальник специального факультета. Вёл научно-исследовательскую работу, защитил докторскую диссертацию, стал профессором. В апреле 1989 года уволен в отставку. Почетный гражданин города Москвы. Еще при жизни героя ему был установлен бронзовый бюст в столице.

Почетный гражданин городов Киев, Одесса, Днепропетровск, Сочи, Гагры, Магадан, Прага, Парндорф, Вена, Будапешт, Братислава, Красника (Польша). Скончался 6 февраля 2010 года. Похоронен на 11 участке Новодевичьего кладбища.

Не в коей мере не желая умалить достоинства этого в высшей степени заслуженного человека но желая сразу внести ясность, напишу, что в некоторых публикациях можно встретить упоминание о том, что Виталий Иванович был Генерал-полковником авиации. Есть достаточно много фотографий, где он изображён в мундире с погонами генерал-полковника. По этому поводу необходимо сказать, что «Указ о присвоении звания Генерал полковника авиации Попкову В.И.» за подписью одиозной личности Сажи Умалатовой возглавляющей так называемый «Постоянный Президиум Съезда народных депутатов СССР» никакой юридической силы не имеет поскольку существует на правах общественной организации. Во всех официальных документах он Генерал лейтенант.

Категория: Всем учителям
07.10.2020 07:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!