СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поощрения и наказания в воспитании детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. Семья в последнее время является объектом интенсивного психологического исследования в разных аспектах: как среда, в которой формируется личность, как посредник между личностью и культурой, к которой принадлежит семья. Однако есть тема, которая остается непроницаемой для психологического исследования, – система поощрений и наказаний в семье. С одной стороны, очевидно присутствие этих воспитательных методов в каждой ячейке общества. Традиционно для формирования тех или иных социально приемлемых, но ограничивающих свободу личности навыков используются “кнут” и “пряник”, поощрение и наказание, причем повсюду, где есть социальная среда. С другой стороны, формирование личности ребенка полностью отдано на откуп семье, и государство включается в его рассмотрение лишь тогда, когда обнаруживается факт грубого нарушения прав личности.

Ключевые слова: поощрение, одобрение, стимулирование, наказание, проступок.

Актуальность проблемы. В статье рассматриваются педагогические проблемы, касающиеся применения в воспитании детей поощрений и наказаний, как средств влияния на поведение детей. Несмотря на то, что эти два понятия чаще воспринимаются как антиподы, в истории педагогики они неразрывно связаны. Актуальность поднимаемых вопросов в статье определяется их значимостью в современной системе воспитания и образования.

Цель. Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний и поощрений, переосмыслить их.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Не спеши карать – спеши миловать.

Русские народные пословицы

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все - и взрослые, и дети, — о проблеме целесообразности применения поощрений и наказаний. Для родителей вопрос о поощрениях и наказаниях в высшей степени актуален и, как показывает опыт, вызывает огромный интерес и дискуссии. Поощрения служат для подкрепления желательного поведения, а наказания — для коррекции нежелательного поведения. Я попрошу вас составить список поощрений и наказаний, используемых в вашей семье, и на ваш взгляд, наиболее эффективных.

Правила использования поощрений

1. Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка.

2. Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребенка, им лучше выбрать реально выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Мы можем установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, отсутствие улыбки на лице матери и т. д.

Вопросы к слушателям:

• Как вы считаете, что дает наказание ребенку?

• Как часто можно использовать этот метод?

• Можно ли без него обойтись?

• Есть ли приемлемые наказания?

Часто взрослые грозятся отдать ребенка дядьке, посадить в мешок, уйти, сделать укол и т. д. Можно провести по этому вопросу дискуссию.

Вопрос к слушателям:

• В чем, по-вашему, заключается вред запугивания ребенка?

Обратить внимание на последствия этих методов воспитания. Часто взрослые не выполняют обещанное, и ребенок привыкает к угрозам. В то же время использование угроз и различных видов запугивания ребенка приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребенок начинает бояться темноты, одиночества, врачей.

Вопрос к слушателям:

• Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?

Смысл наказания — воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда. Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить:

• Наказание всегда должно исходить из мотива поступка ребенка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

• Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию взрослого, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

• Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вине.

• Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к их воздействию.

• Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан — прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках— ни слова.

• Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время занятий, сразу после физической или душевной травмы.

• Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

• Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

• Наказание не должно вредить здоровью ребенка.

• За один проступок — одно наказание.

Можно предложить родителям поделиться опытом воспитания, применения эффективных, по их мнению, наказаний, имеющих педагогическую целесообразность. Например, если ребенок нагрубил, обидел старшего, то ему запрещают смотреть мультфильм.

Но может возникнуть вопрос: а как же можно наказывать?

Предлагаем родителям самостоятельно назвать педагогически оправданные наказания.

К педагогически оправданным наказаниям относятся перечисленные ниже:

• замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

• выговор — серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

• лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Метод игнорирования - спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

У ребенка имеется потребность в общении с близкими людьми. Если родители не реализуют ее, то ребенок найдет другого человека, с которым будет общаться, делиться своими проблемами.

Наказание — сильно действующий метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств: это и мотивы поступков детей, и возрастные особенности. Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям своего ребенка.

Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз. В этом заключается основной психолого–педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование черт его характера.

Список литературы

  1. Гордин Л. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.- М: 1971.
  2. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей.- М: 1990.
  3. Андреева М.С. 100 секретов воспитания детей.- С.-Пб: ООО"Изд-во "Аригон", 2007.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?.- М.: «ЧеРо», 2001.
05.12.2021 20:17


© 2021 514

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!