СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Политическая история древних государств кангюев, хуннов, сарматов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во II веке до нашей эры западнее усуней образовалось государственное объединение Кангюй. Восточная граница его проходила по реке Талас, позже, в III веке нашей эры, она доходила до Юго-Западного Семиречья. Территория государства занимала обширные пространства Южного Казахстана, включая Ташкентский оазис, также низовья и среднее течение Сырдарьи, русла рек Жанадарьи, Кувандарьи бассейн реки Арысь, склоны Каратау. Столица находилась в городе Битянь. По данным китайских источников, в том числе "Ши цзи" Сыма Цяня, династийной хроники Хань "Цянь Ханьшоу", кангюйский владетель пребывал в городе Битянь. Население состояло из 120 тыс. семей, 600 тыс. душ, строевого войска в 120 тыс. человек. Сведения о политической истории Кангюй также содержатся в сообщениях Чжан Цяня. В конце I века до нашей эры ханьский наместник Западного края сообщал китайскому императору о том, что "Кангюй (по сравнению с Усунь) горд и дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед нашими посланниками. Чиновников, посылаемых к нему от наместника, сажают ниже усунских послов. Князьям и старейшинам его подают кушанья прежде, а потом уже посланным от наместника". В 47-46 годах до нашей эры кангюйский правитель поддержал северохунского шаньюя Чжичжи в борьбе с Усунь, союзником которого выступал ханьский Китай. Кангюйский правитель отдал Чжичжи в жены свою дочь, выделил ему землю на востоке своих владений и передал под его командование часть своих войск. Но Чжичжи не выполнил условия Кангюй обезопасить восточные границы, не желал следовать обычаям кангюй, убил дочь правителя, за что был изгнан из ставки правителя. В III -V веках Кангюй утрачивает свою гегемонию в данном регионе, сюда вторгаются тюркоязычные племена.

Памятниками времен Кангюй являются поселения Актобе неподалеку от Чардары, в Отрарском оазисе на левом берегу Арыси на площади около 100 км2 имеются остатки двух десятков городищ в виде бугоров - тобе. Самый крупный - Кок-Мардан - городской центр.

У канглов кочевое скотоводство сочеталось с земледелием. Расслоение общества на бедных и богатых было более выраженным, чем у саков. Канглы в основном занимались земледелием, они жили в поселениях с крепостными стенами и рвами, здания возводились из кирпича, в том числе и сложные дворцовые комплексы. У канглов существовало рабство, рабами были в основном пленные, главным образом они использовались в домашнем хозяйстве.

В IV-III веках до нашей эры у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, или гунны. Сюнну (хунну) представляли собой племена монголоидного облика, говорившие на одном из языков алтайской языковой семьи, ветвью которой являются тюркские языки. Это были прототюркские племена, именно с ними связаны кардинальные изменения в этнополитическом развитии всего Евразийского континента. Наименование сюнну (хунну) появилось в китайских источниках в конце III века до нашей эры. Верховным правителем сюнну был шаньюй, которого избирал совет старейшин, управлял он своими владениями через наместников из числа близких родственников. В 206 году до нашей эры во главе хуннских племен стал шаньюй Модэ. Он провел реформы по укреплению своего государства. О хунну, их завоеваниях имеются сведения у китайского "отца истории" Сыма Цяня в его "Исторических записках" ("Ши цзи"). Войско сюнну, по подсчетам китайцев, насчитывало от 300 до 400 тыс. воинов. Организация войска строилась на десятичной системе, а основой армии сюнну были отряды по 10 тыс. конников, которые назывались "тьма". Соответственно во главе тьмы был командир - темник. Далее тьмы делились на тысячи, сотни, десятки, к которым приписывалось все мужское взрослое население. На поле боя войско составляло три отряда - центр и два крыла. Дисциплина была строгой: за проступок одного головы рубили многим. Сюнну разгромили дунху, часть усуней, саяно-алтайские племена, успешно воевали против Китая, который платил им дань.

В результате они владели огромной территорией от Забайкалья до Тибета, от Восточного Туркестана до среднего течения реки Хуанхэ.

Хозяйственная жизнь, экономика, социальное устройство,

политическая система общества хунну были характерными для кочевников. Сыма Цянь так описывал экономику хунну: "В мирное время они следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападения. Таковы их врожденные свойства. Начиная от правителя, все питаются мясом домашнего скота, одеваются в его шкуры и носят шубы из войлока". Были и поселения хунну, одно их которых исследовано археологами у впадения реки Иволга в Селенгу, оно занимало площадь в 75 га, в нем открыто около 80 жилищ-полуземлянок. Городище окружено четырьмя валами и четырьмя рвами, там обнаружены следы железоделательного и бронзолитейного производства, а также земледельческие инструменты: плуги, серпы, зернотерки. Население хунну было достаточно многочисленным - около 1,5 млн человек.

Основным видом хозяйственной деятельности хунну являлось кочевое скотоводство. Первостепенную роль играла лошадь, имевшая то преимущество, что она могла тебеневать, то есть круглый год находиться на подножном корму. Лошади были типичными монгольскими - небольшого роста, грубого, мускулистого сложения, с короткой и широкой мордой. Содержались также стада быков, яков, верблюдов, громадные отары овец и коз. Скот находился в семейной собственности, каждая семья имела право на определенную часть родовой территории для выпаса скота и пользовалась защитой своего рода. Существовала коллективная ответственность за преступление. В семейных отношениях бытовали многоженство и аменгерство.

Верхушку хуннского общества составляли четыре аристократических рода, связанных между собой брачными отношениями, когда мужчины этих родов брали себе жен только из трех других знатных родов. Глава государства, шаньюй, мог быть только из самого знатного из четырех родов, рода Люаньди.

В государстве хунну впервые проявилась первая имперская тенденция на евразийском пространстве. Это была централизованная империя, основанная на военно-административных принципах. Во главе государства стоял шаньюй, его власть была освещена божественным авторитетом и передавалась строго по наследству. Его называли "сыном Неба", "Небом и Землей рожденный. Солнцем и Луной поставленный". Шаньюй распоряжался всей территорией государства, всеми землями, принадлежавшими хуннам, был призван обеспечивать их охрану. Шаньюй объявлял войну и заключал мир, лично руководил войском; вел все внешние сношения, определял внешнеполитический курс; распоряжался жизнью и смертью каждого подданного и был верховным судьей; соблюдение культа исходило от шаньюя. Следующую ступень иерархии занимали его советники, военачальники. Это были его сыновья или ближайшие родственники. Они управляли западными и восточными территориями империи и командовали левым и правым крылом армии. Ниже них стояли другие родичи шаньюя, управлявшие определенной территорией. Это были темники, число которых составляло 24 человека. Темников назначал сам шаньюй. Он же выделял им территорию вместе с населением. Какое-либо перемещение племен без приказа шаньюя строго каралось. В пределах своих владений темник назначал тысячников, сотников и десятников, наделяя их землей с населением. Основной повинностью всего мужского населения была военная служба. Таким образом, правящий класс хуннского общества сложился из родоплеменной знати. У хунну было рабство. Рабами становились в основном пленные, а также и соплеменники, совершившие какие-либо преступления.

Однако держава хунну оказалась непрочной, в I веке до нашей эры она начала распадаться под давлением извне и внутренних междоусобиц. В 47 году до нашей эры хунну распались на южных и северных. Южную группу возглавил шаньюй Хуханье, а северную - его младший брат Чжичжи. Чжичжи предпринимал попытки вернуть единство хунну, привлекая на свою сторону государство Кангюй. Со временем южные хунну приняли подданство Китая, а северные, вступив в союз со среднеазиатскими племенами, откочевали на запад, сохраняя свою независимость. Но они находились под постоянным давлением Китая и вынуждены были перейти Тянь-Шань, войти в контакт с кангюй. Это была первая волна переселения хунну на территорию Казахстана и Средней Азии.

Вторая волна началась в I веке нашей эры, когда северные хунну, теснимые китайцами, снова двинулись на запад. Одни племена они втягивали в союз, других оттесняли. Под давлением сюнну началось движение племен в Центральном Казахстане, на севере от Сырдарьи, также в районе Аральского моря и Каспия. Этот процесс протека л лавинообразно и длился более 300 лет со II по V век. Это было "великое переселение народов", когда массы пестрых по этническому составу кочевников двигались из Центральной Азии на запад через территорию Казахстана. Под предводительством Аттилы они нанесли сокрушительный удар Римской империи. Аммиан Марцеллин, автор

V века, так описывал гуннов: "Гунны превосходят всякую меру дикости. Они плотные и крепкие, у них толстые затылки, их можно принять за двуногих зверей; кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучены переносить холод, голод, жажду. Они плохо действуют в пеших стычках, но зато как бы приросшие к своим выносливым, но безобразным на вид лошаденкам, и иногда сидя на них по-женски, они исполняют на них все обычные свои дела; на них каждый из этого племени ночует и днюет, покупает и продает, ест и пьет и, пригнувшись к узкой шее своей скотины, погружается в глубокий сон. Если случается рассуждать о серьезных делах, они все сообща советуются в том же обычном порядке.

У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается эпохи. Все они, не имея определенного места жительства, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы с кибитками, в которых они проводят жизнь. Никто из них не может ответить на вопрос, где его родина; он зачат в одном месте, рожден далеко оттуда, вскормлен. Еще дальше". Сюнну внесли изменения в состав и расселение жителей этого региона, что привело к преобладанию тюркских племен на этой территории.

Категория: История
09.04.2015 19:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!