СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поговорим об образовании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мне очень понравилась программа «Бесогон» Никиты Михалкова «Поговорим об образовании». Он начинает свой рассказ об отце, который говорил такую мудрую фразу: «Сегодня дети, завтра – народ. Какими дети сегодня есть, как они будут расти, таким будет впоследствии народ». Но как понимать, когда одним из руководителей образования, уже в новые времена, говорится такая фраза: «Недостатком советской системы была попытка образования формировать творца, а сейчас наша задача заключается в том, что надо воспитать квалифицированного потребителя». Потребитель: человек, который стремится жить, больше получая от других, чем отдавая им.Вот мы и воспитываем потребителей…… А что дальше? А что они будут потреблять, если не будет творцов?

Вы знаете, еще Сухомлинский говорил, что учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием.

Я считаю, что воспитание подрастающего поколения должно стать главным социальным и государственным приоритетом образования. Для устранения кризиса в воспитании есть создание современной воспитательной системы, необходимы инновационные подходы и концепции воспитания. Поэтому, школа сегодня, как социальный организм, должна стать для ребенка воспитательной средой, нравственным оплотом, нравственной системой, нравственной атмосферой которой обусловит его ценностные установки, а также должна быть заложена такая нравственная система, которая актуализировала бы ценностные основания всех компонентов школьной жизни: учебную деятельность, внеурочную деятельность и перемену как продуманную организацию межурочного пространства.

Хотя министерство образования РФ утвердило "Программу развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы". Первоочередной задачей по ее реализации являлось формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс, повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания. Это значит, что государству небезразлична судьба образования, а значит, понимается необходимость совершенствования способов осуществления и условий образовательного процесса.

Что же происходит не так? Что случилось? В чем проблема?

В настоящее время нравственные ориентиры размыты, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, участились случаи детской преступности. В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, общества, государства. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению В. А. Сухомлинского, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Для осуществления нравственного воспитания можно использовать как классно-урочную форму, тесно переплетая элементы нравственного воспитания с материалом, рассматриваемом на уроке, так и внеклассную: классный час, ролевая игра, викторина, семинар и т.д. Нравственное воспитание может осуществляться в индивидуальной, групповой и фронтальной формах.

Средство воспитательного процесса – то, что использует педагог для достижения своей цели. Средство воспитания само по себе нейтрально, оно может служить как добру, так и злу, только воспитатель направляет действие этого средства в нужное русло.

Нравственному воспитанию может способствовать такое средство, как книга, которая развивает морально-волевую сферу, содействует формированию единства сознания и поведения, с помощью книги можно прививать любые нравственные нормы.

А помните такую фразу «книга лучший подарок»? А можем мы вспомнить, в сегодняшней нашей жизни, человека, который широко раскрыв глаза, улыбаясь, восторженно глядит на преподнесенную ему книгу? Подарили на День рождения книгу и он счастлив. Какая-то картина, в общем, из области фантазии, согласитесь. Почему, что произошло? А в советские времена мы были самой большой читательской страной.

09.06.2015 21:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!