СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к сочинению-рассуждению о милосердии. ОГЭ 2016

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению. Цель: - Совершенствовать навыки работы над сочинением-рассуждением по прослушанному и прочитанному тестам; - учить вчитываться в текст, чётко определяя его проблему; -комментировать, аргументировать свою точку зрения; -видеть общность проблем, поднимаемых в текстах; -воспитывать в детях милосердие. ХОД УРОКА. 1. Слово учителя. В парке плакала девочка. И.Северянин В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка, папочка, У хорошенькой ласточки Переломлена лапочка, -Я возьму птицу бедную И в платочек укутаю». И отец призадумался, Потрясённый минутою, И простил все грядущие И капризы, и шалости Милой, маленькой дочери, Зарыдавшей от жалости. - Жалостливый - вот главное, всё остальное, действительно, можно простить. Жалостливость, умение сострадать, милосердие - одно из важнейших проявлений нравственности. Издревле это чувство свойственно человеческому, да и всему животному сообществу; милость к поверженным и пострадавшим. Именно об этом мы сегодня и поговорим. 2. Сообщение темы урока. Запись темы. Подготовка к сочинению-рассуждению о милосердии. Беседа. - Так что же такое милосердие? - Милосердие. В толковом словаре В.И. Даля этому слову даётся следующее определение: «Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность». (Обратите внимание: слова-то какие, хватающие за сердце!) Чтение цитат на доске. Как вы их понимаете? Милосердие-это активная доброта. И. Шевелев. Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, побудить его к действию. А. Платонов. Чтобы поверить в добро, люди должны начать делать его. Л.Толстой. В жизни есть одно несомненное счастье - жить для других. Л.Толстой. Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим.Английский писатель Бентам. - Размышляя о подлинном и мнимом милосердии, уместно вспомнить стихотворение И.С.Тургенева «Два богача». (Ученик читает стихотворение наизусть). - Почему далеко Ротшильду до этого мужика? -Обратите внимание на высказывание английского писателя и Л.Толстого. Как вы понимаете их смысл? -Эти высказывания заставляют задуматься о нерасторжимой связи между творящим добро и тем, кто его принимает. Милосердие целительно не только для того, кто в нем нуждается, но и для того, кто его совершает. -Обратите внимание на эпиграф к уроку: Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовётся, И нам сочувствие даётся, Как нам даётся благодать. Ф.И.Тютчев. -Как вы понимаете эти строки? -Да, действительно, милосердие, человечность, сочувствие - это благодать, дарованная нам свыше. Давайте помнить об этом. з Работа с текстом о С.В.Рахманинове. - Что вы знаете о С.В.Рахманинове? - Рахманинов С.В. (1873-1943) - русский композитор, дирижёр, пианист. В 1904-1906 годах дирижёр Большого театра. С декабря 1917 жил за рубежом. Автор 4-х симфонических концертов, 3-х симфоний, этюдов для фортепиано, 3-х опер, множества романсов. -Пересказ данного текста (по нему писали изложение). -Что узнали из текста о Рахманинове? -Какова главная мысль текста? -Милосердие - естественная потребность человека, это то же самое, что дышать, есть. -А какое же оно милосердие по-рахманиновски? -Анонимное. Он избегал огласки добрых дел. Он творил добро, не требуя ничего взамен. -Согласны ли вы с этим? -Да, не надо кричать о своих подвигах, пусть поступки говорят о тебе. Проиллюстрируйте перечисленные ниже человеческие качества Рахманинова примерами из текста: * скромность, * бескорыстие, * внешняя суровость, *умение видеть чужую беду, *неравнодушие к чужому горю, * душевная щедрость, *юмор. -Какой вывод можно сделать о Рахманинове? Сергей Владимирович, известный композитор и музыкант, находил время для благотворительности. Очень важен тот факт, что Рахманинов избегал огласки добрых дел. Он тихо и незаметно делал добро и ничего не просил взамен. 4. Работа с текстом Д.Гранина «О милосердии». - Чтение текста про себя. - Чтение вслух. -Беседа: О чём этот текст? Какая поднимается проблема? Могло ли такое произойти на самом деле? О чём это говорит? ( О чёрствости, равнодушии, о снижении отзывчивости). Докажите это примерами из текста.Дождался ли автор помощи? - А какие люди окружают вас? - Каких больше - добрых или равнодушных? - Слышали ли вы о чём - то подобном или были свидетелями? (Рассказывают об одиноких стариках, переполненных домах малюток, сиротах при живых родителях, и наоборот, о том, что многие берут детей из детдомов в свои семьи, о семейных детских домах). -Как вы думаете, почему снижается отзывчивость? -Связано ли равнодушие к беде другого с тем, что люди стали более эгоистичными, главное, чтобы мне было хорошо? -Влияет ли культ денег на то, что человек перестаёт замечать беды окружающих? -Можно ли связать снижение отзывчивости с излишней робостью, боязнью быть «не как все»? -Можно ли связать снижение отзывчивости с тем, что по телевизору и кино показывают много жестокости? -Связано ли ожесточение с тем, что в обществе потеряна идея воспитания доброты? -В чём вы видите выход, как сделать общество добрее, отзывчивее? Это зависит от каждого из нас. Ученик зачитывает отрывок из книги В.А.Сухомлинского «Родительская педагогика». «Есть такая опасная вещь - лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зёрнышка этой беды. Если есть - выбрось её, не дай прорасти дурманом. Лень души - равнодушие к человеку. Ты идёшь по улице многолюдного города, видишь среди множества лиц человека, в глазах которого смятение и отчаяние. Твои глаза скользнули по этим единственным в мире глазам, но не донесли до твоей души ни отчаянья, ни смятения, ты не подумал, что перед тобой - горе, возможно, перед тобой гибель целого мира: ведь каждая человеческая душа - это неповторимый мир. Если ты не чувствуешь этого мира, значит, у тебя первые признаки этой болезни - лени души. Преодолей в себе эту болезнь. Всматривайся во всё, что происходит вокруг тебя. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире - человек.». -Стоит задуматься; всегда ли по-человечески мы поступаем? Вроде бы ничего особенного, а человеку больно. Какие бы ни были причины, но ясно одно - общество болеет равнодушием и с этим надо бороться. -Что говорит по этому поводу Д.Гранин? -Один человек, я, например, может только «бить в колокол тревоги». -Какова основная мысль текста? (тестовые задания 2.2). -Прав ли писатель в своём гневе? -Да, каждый из нас хотя бы раз в жизни встречаемся с равнодушием, испытал его на себе. Или может оказаться. Помните слова А.П. Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял бы кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему когти, стрясётся беда: болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». -Определяем тип речи текста «О милосердии»: - Из скольких частей речи состоит текст? - Из 2-х. Первая - рассказ о проявлении человеческой чёрствости, вторая - размышления автора на эту тему. Итак, тип речи: повествование и рассуждение. -Стиль текста. Что сбивает с толку при определении стиля? -Разговорная лексика: приключилась беда, парочка, говорить-то не могу; эмоционально-экспрессивное выражение - куда там! - Давайте определим назначение текста: простой ли это обмен информацией, мыслями, впечатлениями, что свойственно разговорному стилю, или же цель иная - воздействие на читателя, привлечение внимания к общественно важной проблеме. Автор не просто сокрушается по поводу отсутствия милосердия, а призывает задуматься о нём? -Какое ключевое слово в тексте помогает определить его стиль? -Призывает. -Итак, о чём эти тексты? (главная мысль ТЕСТ 2.1). 5. Работа над составлением плана сочинения-рассуждения. -Вспомните схему сочинения-рассуждения. Несмотря на небольшой объём (90 слов), сочинение-рассуждение должно иметь трёхчастную форму. Сочинение должно соответствовать всем признакам текста. - Назовите их. -Вспомните памятку «Как работать над сочинением-рассуждением». СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА. 1. Тезис. Проблема, заявленная в заголовке и отражённая в обоих текстах. 2. Доказательства. а) Размышления Д.Гранина о милосердии. б) Милосердие по - рахманиновски. в) Моё отношение к обеим точкам зрения. г) Примеры из жизни, художественной литературы. 3. ВЫВОД. Милосердие - одно из важнейших проявлений нравственности. Итак, милосердие - категория нравственная. По тому, способен ли человек сострадать чужому горю, помочь хотя бы добрым словом, можно судить о зрелости личности и, шире, общества. 4.БЕСЕДА. 1.Как можно начать сочинение? 2.Что нужно знать о написании основной части? -Важно этически корректно сформулировать мнение по анализируемой проблеме. ( Как не нужно писать сочинение!) - ЭТИКА (словарь, определение). 3.0 ВЫВОДЕ: Вывод - доказанный тезис. Введение и заключение связаны между собой. Кроме того, вывод связан с темой и основной мыслью. Наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака, как завершённость. 7. Исполнение песни. ЕСЛИ ТЫ разумно начал сочиненье, Если ты решил уже, что и как сказать, Не забудь, пожалуйста, это очень важно: Связно и последовательно мысли излагать. И тогда уж непременно Всё получится опять, И хорошее сочинение Не заставит себя ждать. Ты имеешь право выразить сомненье, Или согласишься с автором, как знать. Нужно очень грамотно, этически корректно Суть проблемы, поднятой в тексте, передать. Чтобы сочиненье вышло интересным, Приведи примеры жизненней, важней. Выражайся кратко, точно и логично, Вспоминай высказыванья мудрые людей/ Ну, а в заключенье сделай общий вывод Подведи итоги сказанному тут. Вывод связан с темой и основной мыслью, Введенье, заключенье рядышком идут. ИТОГ УРОКА: Итак, говорят, всё зло, сделанное людьми, накапливается в природе, а после выплёскивается на них в виде какого-нибудь катаклизма. Таким образом окружающий мир расплачивается с нами. Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга, Обижать не давайте. Берегите друг друга. Суету позабудьте. И в минуту досуга Рядом с другом побудьте. Берегите друг друга Без притворства и лести. Берегите друг друга; Ненадолго мы вместе. О.Высотская. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать сочинение-рассуждение. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. Закон, живущий в нас, называется совестью. И.Кант. Пускай во всём, что совершаешь ты. Проступит след душевной чистоты, Ведь сила не во внешности твоей, А только в человечности твоей. М.Джалиль. «Себялюбие-самоубийство. Себялюбивый - человек засыхает, Слово одинокое бесплодное дерево». И.С.Тургенев. ПОСЛОВИЦЫ: Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить. Жизнь дана на добрые дела. Красив тот, кто красиво поступает. Добра желаешь - добро и делай. Кто скоро помог, тот дважды помог. Без добрых дел нет доброго имени.
Категория: Русский язык
05.05.2016 14:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!