СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почему запретные месяцы называются «запретными»?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему запретные месяцы называются «запретными»?

Запретные месяцы были названы так из-за того, что в них запрещено начинать сражение и вести военные действия.

Сказал шейх Абдуррахман ас-Са’диرحمه الله : «Эти (четыре) месяца названы запретными (харам), из-за их особого почета (хурма) и из-за запрета (тахрим) сражаться в них». Тафсир ас-Са’ди к 36-ому аяту суры "ат-Тауба".

Почему Всевышний выделил запретностью именно эти четыре месяца?

Сказал Хафиз ибн Касирرحمه الله, комментируя хадис Абу Бакраты приведенный чуть выше: «Посланник Аллаха, ﷺ, приписал месяц раджаб к племени «мудар» для того, чтобы указать, что запретным раджабом является именно тот месяц, который считали за раджаб представители племени «мудар», тот месяц, который между джумадой и ша’баном. Чтобы указать этим на ошибку племени раби’а, которые считали за раджаб тот месяц, который между ша’баном и шаввалем, что в действительности является Рамаданом. Поэтому пророк, ﷺ, внёс ясность, указав, что раджабом является тот месяц, который считает за раджаб племя «мудар», а не племя «раби’а».

Всевышний же выделил в качестве запретных именно эти четыре месяца – три из них идут подряд, а четвертый отдельно от остальных, — из-за необходимости выполнения обрядов хаджа и ‘умры.

Перед наступлением обрядов хаджа, Всевышний сделал запретным один месяц – а это зуль-ка’да, потому что они останавливали в нём все сражения.

Также запретным был объявлен месяц ذو الحجة - зуль-хиджа, так как в нем люди совершали обряды хаджа, и были заняты этим. Также и после хаджа, Всевышний сделал запретным еще один месяц, — а это месяц المُحَرّم-аль-мухаррам, — для того, чтобы люди могли добраться после хаджа в безопасности до своих отдаленных селений.

Что же касается месяца رجب - раджаб, который располагается посередине года, то Всевышний объявил его запретным для того, чтобы люди из самых отдаленных территорий Аравийского полуострова тоже могли навестить священный Дом. Чтобы они могли навестить Каабу и вернуться домой в безопасности.

Месяц аль-мухаррам является наилучшим из четырех запретных месяцев.

Сказал Хафиз Ибн Раджабرحمه الله : «Ученые разногласили в вопросе о том, какой из запретных месяцев является наилучшим. Сказал Хасан аль-Басри رحمه الله и другие: «Лучший из них – месяц Аллаха аль-мухаррам». И это же мнение выбрала целая группа поздних ученых.

Передает Уахб ибн Джарир от Курры ибн Халида от Хасана: «Всевышний начал год с запретного месяца и завершил год запретным месяцем, и нет в году более великого месяца перед Аллахом после месяца Рамадан, нежели месяц аль-мухаррам. Он назывался – глухой месяц Аллаха», - по причине величия его запретности - запретность установлена наглухо, не поддается сомнению и изменению.»

Затем Ибн Раджабرحمه الله продолжил: «Ан-Насаи приводит хадис о том, что Абу Зарр задал вопрос посланнику Аллахаﷺ : «Какая часть ночи наиболее предпочтительна, и какой месяц является наилучшим?» На что посланникﷺ, ответил: «Лучшая часть ночи – это его глубокая часть, а лучший месяц – это месяц Аллаха, который вы называете аль-мухаррам» . Мухаккык «Лятаиф уль-Ма’ариф» назвал хадис достоверным из поддерживающего его хадиса Абу Хурайрыرضي الله عنه ; ан-Насаи в «аль-Кубра» 4612.

И данные слова пророка ﷺ, означают превосходство месяца аль-мухаррам над остальными месяцами, кроме Рамадана». «Лятаиф уль-Ма’ариф», 87-88, изд. «Дар Ибн Хузейма», тахкык Сами ас-Саляма.

Почему месяц аль-мухаррам приписан ко Всевышнему и называется «месяцем Аллаха»?

Сказал Хафиз Ибн Раджаб: «Некоторые сказали, что смысл приписывания этого месяца к Аллаху в том, что объявление его запретным является исключительным правом Аллаха, и никто не имеет права на замену этого постановления. И это в противоречие тому, что делалось во времена джахилии, когда многобожники объявляли его разрешенным для сражения, и объявляли запретным вместо него месяц сафар. Значит, в этом указание на то, что этот месяц – месяц Аллаха, и именно Он объявил его запретным, и никто не имеет права менять это постановление и изменять его».(См. «Лятаиф уль-Ма’ариф», с. 85).

Можно ли поздравить друг друга с началом года лунного календаря?

Общие фетвы первых ученых общины, как имам Ахмад, шейх уль-Ислам Ибн Теймияرحمه الله в «Фатауа уль-Кубра», также и современных, как шейх Ибн Базرحمه الله, Ибн ‘Усайминرحمه الله и др., сводятся к тому, что не следует начинать поздравлять кого-либо первым, но если первым поздравили тебя, то необходимо ответить подобным, так, чтобы ответ воплощался в форме мольбы за этого человека. Также необходимо сторониться использования каких-либо постоянных, устоявшихся фраз, чтобы это не утвердилось среди людей как сунна, или что-то религиозно желательное.

Данные фетвы основываются на то, что данное дело относится к разряду вопросов бытовых, а не религиозных. Также основываются на Словах Всевышнего: «Когда вас приветствуют, отвечайте лучшим приветствием или тем же самым»(4: 86).

Таким образом, начало года по лунному календарю не является праздником у мусульман. Но, есть повод остановиться и задуматься для того, чтобы подвести итоги уходящего года: что ты сделал хорошего или плохого, каких успехов добился и что еще нужно исправить и улучшить в твоём поклонении, в твоей жизни, а так же в твоей нравственности. Дни стремительно пролетают. Так и проходит вся наша жизнь. Пусть же Всевышний пожелает, чтобы каждый из нас проанализировал пройденный жизненный путь и, оценив его, задумался над теми вопросами, что будут заданы нам в День Великого Суда.

О, Аллах, посредством Твоего Величия и могущества, Совершенства и Полноценности, просим у Тебя знания, которые приблизят нас к Тебе!

О Аллах, раскрой наши груди для знания и освети им сердца наши, и укрепи им наши речи и защити им наши органы, и веди нас этим знанием ко всем делам, которыми Ты останешься доволен!

И вся хвала Аллаху Господу миров, за то что определил и установил.

Shirin Orudzh - Умм АбдильАзиз.

При использовании материала обязательно указать ссылку.

15.11.2017 21:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!