СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

По дорогам Древней Руси

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научно-исследовательский центр школьников – экспериментаторов МОУ ИСОШ №4

I научная конференция

Тема: По дорогам истории Древней Руси

Работу выполнили:

ученики 4Б класса

МОУ ИСОШ №4

г. Железноводска

Научный руководитель:

Зинченко Н. М.,

учитель начальных классов.

г. Железноводск

2010

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………… Теоретическое обоснование………………………………………… Технология реализации проекта……………………………………. Выводы………………………………………………………………. Рекомендации………………………………………………………… Литература……………………………………………………………. Приложение……………………………………………………………

Пояснительная записка

Актуальность проблемы:

-Древнерусское искусство - великое творение своего времени. Оно неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. И оно входит в духовную культуру современного человека, именно как неповторимая ступень в художественном развитии нашего народа, как живое свидетельство его могучей созидательности на заре национальной истории.

Актуальность темы:

-История – сокровищница наших деяний, свидетель прошлого, пример и поучение для настоящего. Древнерусская культура – наша национальная гордость. Поэтому данная тема вызвала интерес у детей и стала актуальна.

Цель:

-повысить интерес ребят к углубленному изучению истории нашей Родины.

Объект:

-Древняя Русь глазами современников.

Предмет:

-составление сборника детских работ по теме: «По дорогам истории Древней Руси».

Задачи:

-составление сборника детских работ «По дорогам истории Древней Руси»;

-развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, умений получать информацию из различных источников;

-воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ.

Гипотеза:

-влияет ли создание сборника на развитие творческого интереса у учащихся?

Методы:

-экскурсии, изучение литературы, поиск в сети Интернет.

База:

-библиотека, кабинет начальных классов, краеведческий музей.

Теоретическое обоснование проекта

Киевская Русь – первое древнерусское государство. Оно сложилось в 9в. На землях, где издревле жили славяне. Через славянские земли проходил большой водный путь из Северной Европы в Причерноморье, путь, который называли тогда «из варяг в греки», то есть из Скандинавии в Византию. На этом пути выросли большие города, где делали остановки купцы. Здесь жили ремесленники, без которых нельзя было починить корабли, сюда привозили съестные припасы крестьяне из окрестных сел.

Городов было много в Древней Руси, но только те, которые стояли на больших торговых дорогах, стали самыми крупными. И главным из них был Киев. Его называли матерью городов русских. А вся страна названа была Киевской Русью.

Древняя летопись сообщает нам, что первым князем на Руси был Рюрик, выходец из варягов. Когда князь Рюрик умер, после него остался маленький сын Игорь. Вместо него стал княжить его дядя – Олег. Князь Олег со своей дружиной объединил два русских города Новгород и Киев в одно государство – Киевскую Русь. Произошло это в 882году. Киев стал столицей древнерусского государства.

После смерти князя Олега в Киеве стал править князь Игорь. В 945 году князь Игорь и вся его дружина погибла в сражении с древлянами у города Искоростень. Хитростью и силой отомстила княгиня Ольга за смерть своего мужа.

Сына княгини Ольги и Игоря – Святослава – называли «князь - воин». Все знали о его необыкновенной храбрости. Погиб князь Святослав в бою с печенегами.

Русское оружие славилось и в Византии, и в Западной Европе, и в Средней Азии. Кольчуга появилась на Руси на два столетия раньше, чем на Западе. О мечах русской работы хорезмийский ученый Аль – Бируни писал в середине 11века, что они украшены «удивительными и редкостными узорами» и превосходят по качествам мечи знаменитых восточных оружейников.

До принятия христианства разные племена молились своим богам. Языческих деревянных и каменных идолов воздвигали обычно на вершинах холмов или на большой поляне в лесной болотистой местности. Бога грозы звали Перун, бог солнца и лета –Даждьбог или Ярило, бог зимы, ветров и мороза – коварный и злой Стригбог.

Славяне верили, что в каждом доме в подполе под печкой живет Домовой. Хозяином двора почитался Дворовый, овина – Овинник. В бане хозяйничал Банник. В лесу царствовали свои духи. Злой Водяной обитал в реках, озерах и ручьях.

Праздники восточных славян были тесно связаны с природой. Зимой отмечали веселый праздник Коляда. В этот день ряженные с песнями ходили собирали колядки (угощения). Летом праздновали Ивана Купала. В этот день прыгали через костры, купались в реке, спускали на воду венки из цветов и трав. Языческие обычаи у восточных славян сохранились и после крещения.

988год считается временем крещения Руси. С принятием христианства на Руси возрос ее авторитет, усилилась власть князя, окрепли связи с другими государствами.

И как только Русь, обращенное в христианство, вступила в культурное соревнование с самыми передовыми в ту пору народами, ее художники прославились своими работами за ее пределами. Икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных странах. Иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Начиная с 15 века иконостас становится на Руси обязательной частью внутреннего убранства каждого храма, как деревянного, так и каменного. Размах монументального строительства в Киевской Руси – явление логичное и закономерное. На высоком берегу Днепра поднялись прекрасные дворцы и белокаменные церкви. Лучшие мастера работали над их украшением. Древний Софийский собор, сохранившийся до наших дней, говорит нам о мастерстве и таланте трудовых людей. Живущих много лет назад.

Принятие христианства способствовало широкому распространению и быстрому развитию письменной культуры, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные при раскопках в Новгороде и других городах. Основателями славянской азбуки считают братьев Кирилла и Мефодия. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был его верным помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. С принятием христианства на Руси стали переписывать и переводить богослужебные книги. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры.

После принятия христианства на Руси появились первые школы. Детей учили чтению, письму, пению, риторике.

Со времен Киевской Руси воспевают в былинах богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, князя Владимира Красное Солнышко. Легенды, песни, сказки, игры донесли до наших дней о действительных событиях того времени.

Технология реализации проекта

В ходе выполнения проекта класс получил индивидуальные задания. Каждый ученик выбрал направление работы, определил с помощью учителя задачи и наметил предполагаемые результаты. Для создания сборника были изучены следующие темы:

«Первые русские князья», «Крещение Руси», «Культура Древней Руси». При работе над проектом использованы простые несложные формы оформления сборника «По дорогам истории Древней Руси»:

-сообщения

-рефераты

-мини- проекты.

В результате деятельности учеников был создан сборник «По дорогам истории Древней Руси».

14.03.2015 22:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!