СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование работы классного руководителя на основе принципа системно-деятельностной организации воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планированию предшествуют определенные шаги классного руководителя.

Что же необходимо сделать педагогу-воспитателю при составлении плана воспитательной деятельности классного коллектива?

1. Ознакомиться с внешней информацией. Это нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания, научно-педагогическая литература по актуальным проблемам воспитания и методике планирования воспитательной деятельности, календарь знаменательных дат.

2.Ознакомиться с внутренней информацией. Это: общая образовательная программа образовательной организации, программа развития воспитательной системы образовательной организации, перспективный план воспитательной деятельности образовательной организации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий детско-взрослого коллектива, результаты диагностики воспитанности обучающихся класса.

3. Организовать коллективный анализ воспитательной системы класса и коллективное планирование ее развития.

4. На основе результатов вышеуказанных действий определить цели и задачи развития воспитательной системы класса.

5.Наметить перечень дел и мероприятий для решения поставленных задач, который будет являться проектом плана воспитательной деятельности.

6. Скоординировать намеченные мероприятия по срокам и исполнителям.

7. Определить форму представления плана.

8. Оформить план воспитательной деятельности класса и один его экземпляр сдать заместителю руководителя образовательной организации по воспитательной работе.

Коллективное планирование (п. 3) может быть проведено в самых разных формах, например, классный час "Перспективы нашей жизни", организационно-деятельностная игра "Прогноз", письменный опрос обучающихся, ящик или конверт предложений, "мозговой штурм" и т. д.

Также можно провести игру "От любви до ненависти", которая поможет в анализе и планировании воспитательной деятельности не только в классе, но и во всей образовательной организации.

Цели игры:

• определить отношение обучающихся к образовательной организации и придумать, как сделать процесс образования более интересным;

• развить умения учащихся работать в группе.

Инструкция для учащихся: "Марина говорит, что она любит ходить в школу. А Денис, напротив, терпеть не может школу. "Там ужасно скучно", - стонет он. Что для вас в нашем детско- взрослом коллективе является интересным? А что скучным? Возьмите бумагу и карандаш и за 10 минут составьте два соответствующих списка. Объединитесь в группы по несколько человек и еще за 10 минут попытайтесь составить общие списки того, что в образовательной организации интересно, а что скучно. Затем обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в образовательной организации и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее. Потом мы вместе поговорим об этом".

После координации дел и мероприятий (п. 6) классный руководитель составляет план воспитательной работы (пп. 7-8), который содержит следующие разделы:

1. Характеристика класса (на диагностической основе).

2.Воспитательные цели и задачи (поставленные исходя из анализа воспитательной работы за предшествующий период и характеристики класса), которые должны быть конкретными и реально осуществимыми.

3. Формы и методы работы (сам план).

4. Индивидуальная работа (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных обучающихся).

Характеристика класса может быть представлена следующим образом:

I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.

1. Количество обучающихся.

2. Из них мальчиков.

3. Из них девочек.

4. Возрастной состав.

5. Число второгодников.

6. Были ли слияния с другими классами.

7. Смена классного руководителя.

II. Содержание и характер учебной деятельности.

1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.

2. Взаимопомощь.

3. Дисциплина на уроках.

4. Отрицательные моменты в учебной работе.

5. Пропуски уроков.

III. Жизнь класса вне учебных занятий.

1. Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям, коллекционированию.

2. Традиции класса.

3. Участие класса в общешкольной жизни.

4. Общественно полезный труд в образовательной организации, классе.

5. Влияние на класс родительской общественности.

6. Социально неблагополучные семьи.

IV. Руководство классным коллективом и его организация.

1. Актив класса, его работа.

2. Участие в общешкольных и классных делах (мероприятиях).

3. Наличие «отверженных» и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.

V. Взаимоотношения внутри коллектива.

1. Степень сплоченности.

2. Наличие или отсутствие группировок, неформальных лидеров.

3. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.

4. Эмоциональное неблагополучие отдельных обучающихся.

VI. Общие выводы.

1. Уровень развития коллектива.

2. Характер общего эмоционального климата в классе.

3. Дисциплинированность.

4. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.

Составленная таким образом на диагностической основе характеристика класса позволяет классному руководителю определить весьма конкретные, обоснованные и реально измеряемые цели и задачи воспитательного процесса.

Следует отметить, что план может стать рабочим документом лишь при наличии удобной для использования формы.

Опыт убеждает, что наиболее рациональным и наглядным является графическое планирование, где все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на нескольких листах. При этом желательно выделить:

 традиционные дела учебного года, характеризующие специфику деятельности и каждого календарного месяца (годовая циклограмма);

 традиции образовательной организации и традиции класса;

 новые дела и формы организации воспитательной деятельности, соответствующие новым целям и задачам.

13.08.2020 16:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!