СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Планированию предшествуют определенные шаги классного руководителя.
Что же необходимо сделать педагогу-воспитателю при составлении плана воспитательной деятельности классного коллектива?
1. Ознакомиться с внешней информацией. Это нормативно-правовые документы, отражающие проблемы воспитания, научно-педагогическая литература по актуальным проблемам воспитания и методике планирования воспитательной деятельности, календарь знаменательных дат.
2.Ознакомиться с внутренней информацией. Это: общая образовательная программа образовательной организации, программа развития воспитательной системы образовательной организации, перспективный план воспитательной деятельности образовательной организации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий детско-взрослого коллектива, результаты диагностики воспитанности обучающихся класса.
3. Организовать коллективный анализ воспитательной системы класса и коллективное планирование ее развития.
4. На основе результатов вышеуказанных действий определить цели и задачи развития воспитательной системы класса.
5.Наметить перечень дел и мероприятий для решения поставленных задач, который будет являться проектом плана воспитательной деятельности.
6. Скоординировать намеченные мероприятия по срокам и исполнителям.
7. Определить форму представления плана.
8. Оформить план воспитательной деятельности класса и один его экземпляр сдать заместителю руководителя образовательной организации по воспитательной работе.
Коллективное планирование (п. 3) может быть проведено в самых разных формах, например, классный час "Перспективы нашей жизни", организационно-деятельностная игра "Прогноз", письменный опрос обучающихся, ящик или конверт предложений, "мозговой штурм" и т. д.
Также можно провести игру "От любви до ненависти", которая поможет в анализе и планировании воспитательной деятельности не только в классе, но и во всей образовательной организации.
Цели игры:
• определить отношение обучающихся к образовательной организации и придумать, как сделать процесс образования более интересным;
• развить умения учащихся работать в группе.
Инструкция для учащихся: "Марина говорит, что она любит ходить в школу. А Денис, напротив, терпеть не может школу. "Там ужасно скучно", - стонет он. Что для вас в нашем детско- взрослом коллективе является интересным? А что скучным? Возьмите бумагу и карандаш и за 10 минут составьте два соответствующих списка. Объединитесь в группы по несколько человек и еще за 10 минут попытайтесь составить общие списки того, что в образовательной организации интересно, а что скучно. Затем обсудите, что можно придумать и сделать для того, чтобы ваше обучение в образовательной организации и ваша жизнь в классе стали интереснее и увлекательнее. Потом мы вместе поговорим об этом".
После координации дел и мероприятий (п. 6) классный руководитель составляет план воспитательной работы (пп. 7-8), который содержит следующие разделы:
1. Характеристика класса (на диагностической основе).
2.Воспитательные цели и задачи (поставленные исходя из анализа воспитательной работы за предшествующий период и характеристики класса), которые должны быть конкретными и реально осуществимыми.
3. Формы и методы работы (сам план).
4. Индивидуальная работа (проектирование дальнейшего нравственного развития отдельных обучающихся).
Характеристика класса может быть представлена следующим образом:
I. Общие сведения о классном коллективе. История его формирования.
1. Количество обучающихся.
2. Из них мальчиков.
3. Из них девочек.
4. Возрастной состав.
5. Число второгодников.
6. Были ли слияния с другими классами.
7. Смена классного руководителя.
II. Содержание и характер учебной деятельности.
1. Общая характеристика успеваемости, дисциплины.
2. Взаимопомощь.
3. Дисциплина на уроках.
4. Отрицательные моменты в учебной работе.
5. Пропуски уроков.
III. Жизнь класса вне учебных занятий.
1. Интерес к кружкам, спортивным секциям, экскурсиям, коллекционированию.
2. Традиции класса.
3. Участие класса в общешкольной жизни.
4. Общественно полезный труд в образовательной организации, классе.
5. Влияние на класс родительской общественности.
6. Социально неблагополучные семьи.
IV. Руководство классным коллективом и его организация.
1. Актив класса, его работа.
2. Участие в общешкольных и классных делах (мероприятиях).
3. Наличие «отверженных» и возможные пути изменения отношения к ним сверстников.
V. Взаимоотношения внутри коллектива.
1. Степень сплоченности.
2. Наличие или отсутствие группировок, неформальных лидеров.
3. Особенности взаимоотношений между мальчиками и девочками.
4. Эмоциональное неблагополучие отдельных обучающихся.
VI. Общие выводы.
1. Уровень развития коллектива.
2. Характер общего эмоционального климата в классе.
3. Дисциплинированность.
4. Определение основных недостатков в организации жизни коллектива и конфликтов среди его членов, пути их преодоления.
Составленная таким образом на диагностической основе характеристика класса позволяет классному руководителю определить весьма конкретные, обоснованные и реально измеряемые цели и задачи воспитательного процесса.
Следует отметить, что план может стать рабочим документом лишь при наличии удобной для использования формы.
Опыт убеждает, что наиболее рациональным и наглядным является графическое планирование, где все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на нескольких листах. При этом желательно выделить:
традиционные дела учебного года, характеризующие специфику деятельности и каждого календарного месяца (годовая циклограмма);
традиции образовательной организации и традиции класса;
новые дела и формы организации воспитательной деятельности, соответствующие новым целям и задачам.
© 2020, Шапошникова Алена Анатольевна 151