СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План коучинга: «Почему мы должны изменить наши подходы в преподавании?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема коучинга: «Почему мы должны изменить наши подходы в преподавании?»

Дата проведения: 23.12.2015г.

Цель:

  1. Подвести педагогов к пониманию необходимости изменений в подходах преподавания и обучения в связи с происходящими в современном мире переменами;
  2. Помочь оценить свои возможности;
  3. Способствовать интересу к новым идеям в образовании.

Результаты обучения: Обладание прочными навыками в области интерактивных методов; совершенствование потенциальных и профессиональных способностей; непрерывное рефлексирование в ходе своей практики, обучение на своем опыте.

Ключевые идеи: Сущность нового подхода – создание конкурентоспособной образовательной среды в эпоху глобализации и новых запросов экономики и культуры.

Ключевые слова: Новый подход, Пажарес, конструктивистская теория обучения, навыки обучения

Время

Деятельность коуча

Деятельность учителей

Результат

1

2 мин.

Приветствие. Деление на 3 группы по выбранным картинкам: люди, природа, здания

Деление на 3 группы

Деление происходит по картинкам.

2

1 мин.

Определите свое место на «Дереве познания» по теме коучинга.

Учителя определяют свое место на картине

3

5 мин.

Метод «Приоритизация». На доске предложены темы занятий коучингов. Проранжируйте, что хотели бы изучить.

Спикеры от каждой группы собирают стикеры и ранжируют по степени значимости, составляют диаграмму и озвучивают.

Учителя на стикерах ранжируют по степени значимости для них.

Спикеры предоставляют диаграмму запросов тем занятий коучингов.

4

7 мин.

Просмотр видеоролика «Урок глазами ученика, учителя, родителей».

- О чем этот ролик?

- Какие мысли у Вас возникли?

Заслушивание мнений учителей о фильме.

Учителя высказывают свое мнение о ролике после просмотра.

Учителя приходят к выводу: нужно посмотреть на свое преподавание глазами учеников, нужно изменяться ему самому.

5.

15 мин.

В наше время динамично меняется жизнь, меняются дети и необходимо меняться нам.

Работа в группах:

1 группа «Конструктивистская теория обучения в образовании»;

2 группа «Убеждения учителя. Пирамида Пажареса»;

3 группа «Успешное преподавание и успешный учитель. Теория Шульмана «Три помощника учителя».

Создание кластера.

Работа в группах, составление кластеров.

6

6 мин.

Защита постеров.

- Что, на ваш взгляд, ценного заключено в конструктивистской теории? Как это согласуется с педагогической деятельностью?

- Что составляет арсенал учителя по Пажаресу?

Пажарес разработал «обучающую схему личности»: убеждения учителя имеют большее влияние на выбор стиля преподавания, чем знания. Дети открыты к восприятию нового. Они хотят обучаться по-новому, но сдерживает их, как ни парадоксально, в некоторых случаях именно учитель своими стереотипами и годами сложившимися убеждениями.

- От чего зависит качество успешности преподавания?

- Каковы характерные признаки успешного учителя?

Защита спикерами постеров.

7

10 мин.

Просмотр видеоролика Кена Робинсона «Новый взгляд на систему образования».

  1. Какая на ваш взгляд система образования и обучения существует в наши дни?
  2. Как вы считаете, как нужно менять систему обучения и преподавания?
  3. Что необходимо изменить в повседневной системе преподавания?

8

5 мин.

Обсуждение в группе. Высказывание мнений по фильму.

- Почему должна меняться система образования?

9

5 мин.

Определите свое место на «Дереве познания». Рефлексия. «Незаконченное предложение».

Вы меняетесь, потому что вы любите обучение и детей, и вы знаете, что они нуждаются в вас, чтобы вы направляли их в этом быстро меняющемся мире. И чтобы это сделать, вы должны обрести сначала свой путь, поэтому вы и они должны измениться.

Приложения

Теоретические основы Кембриджского подхода

к процессам преподавания и обучения

Из числа современных научных подходов, используемых различными мировыми системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание являются подходы, основанные на конструктивистской теории (Hattie, 2009).

В основу Кембриджской Программы, несмотря на множество рассматриваемых в ней научных подходов, заложена конструктивистская теория обучения. Данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников, в качестве которых выступают учителя, сверстники, учебники.

Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию глубокого их понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися знаниями. Знания, получаемые в рамках «традиционной», основанной на трансляции готовых знаний методики преподавания, не могут быть эффективно интегрированы в имеющуюся у ученика базу знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механически запоминающееся, поверхностное обучение. Получаемая подобным способом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но, при этом, прочно не усвоена учениками, малополезна после завершения ее изучения и не используется в дальнейшем, в жизненных ситуациях. Цель преподавания, основанного на конструктивистской теории, состоит в том, чтобы достичь более основательного понимания предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний в ситуациях вне класса.

Конструктивистская теория в области преподавания требует от учителя сосредоточенности на ученике, организации занятий в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей и навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять способы постижения учениками темы, осознание необходимости работы с учениками в целях улучшения или модификации их понимания, а также понимание того, что отдельные ученики могут воспринимать учебный материал довольно уникальным способом.

Данная трактовка конструктивистского обучения предполагает наличие у учителя определенного образа мыслей и убеждений, а также знаний альтернативных действий, сообразных этим убеждениям.

Убеждения учителя

Психологи трактуют убеждение как личностную предрасположенность к действию, в то время как социологи, предположительно, могли бы его рассматривать как главенствующую ценность личности. Убеждения учителя оказывают значительное влияние при формировании установок, которые впоследствии объясняют принятие решений, и в итоге – действия в классе

(Рисунок 4).

В этой связи обучающий арсенал любого учителя представляет собой совокупность убеждений, знаний и предположений. В совокупности названные составляющие являют собой уникальные «обучающие схемы» личности. Пажарес (1992) утверждает, что при выборе стиля преподавания, убеждения учителя имеют большее влияние, чем его знания, поскольку в процессе обучения влияют на все его действия в классе. Устойчивая уверенность в том, как должны преподаваться предметы, по мнению исследователя, оказывает более существенное влияние на характер действий учителя в классе, нежели какая-либо методика или учебник.

Глубокие убеждения учителя могут сдерживать его восприимчивость к новым идеям. Учителю, обладающему «традиционным» стилем преподавания, базирующимся на трансляции готовых знаний, при стремлении оказать помощь ученикам в их становлении личностями с развитым критическим мышлением, необходимо, прежде всего, самому обладать развитым критическим мышлением и быть открытым для новых идей.

Успешное преподавание и успешный учитель

Программа первого уровня, основанная на конструктивистской теории обучения, устанавливает перед учителем важнейший приоритет: концентрация усилий и внимания, прежде всего, на личности ученика. Ключевым показателем успешности преподавания учителя является реализация им процессов исследования и оценивания самостоятельного постижения учеником смысла изучаемого, поскольку конструктивистский подход в обучении предполагает обязательное активное участие самого ученика в этом процессе, его ответственность за собственное обучение. Адекватное осознание и принятие этой ответственности учеником в немалой степени зависит от созданной учителем среды на учебных занятиях. Проводя аналогию с теорией Шульмана, думается, что успешным учитель станет при условии наличия того, что исследователь именовал как «тpи помощника учителя» (Shulman, 2007) (Таблица 1).

Успешным преподавание становится возможным при наличии соответствующих условий для обучения, согласно которым учитель «регулирует» использование различных подходов, методов и приемов преподавания, в зависимости от степени целесообразности, соответствия конкретному моменту, личностям учащихся, окружению и используемым ресурсам. Качество и степень успешности преподавания, зачастую, в значительной степени зависят от успешности адаптации учителя к реальному контексту.

Успешное преподавание, представляющее собой систему составляющих характеристик учителя, становится возможным при создании определенных условий, от которых, в равной степени, зависим и сам учитель. Качественное преподавание может быть представлено как симбиоз обучающихся, окружающей среды и условий для преподавания и обучения.

Таблица 1 Теория Шульмана

«Три помощника учителя»

(Shulman, 2007)

Характерные признаки успешного учителя

Голова

Профессиональное понимание

Основано на концептуальной теоретической базе и предполагает наличие методологических знаний о преподавании и обучении, а также, о личности ученика. Кроме того, профессиональное понимание предполагает наличие знания методики использования доказательств /результатов исследования с целью понимания и дальнейшего совершенствования/развития практики.

Рука

Практические навыки преподавания

Наличие технических и практических навыков; владение различными способами и достаточным диапазоном методов и подходов для разъяснения ключевых профессиональных идей в процессе реализации, корректирования и оценивания обучения. Кроме того, необходимо владение методиками поощрения, вознаграждения, оценивания учащихся, разработки перспективного планирования учебных занятий и отдельных их этапов. Наличие системы вышеуказанных умений и навыков способствует готовности учителя к установлению и поддерживанию эмоционально-положительной среды на занятиях, при которой ученики стремятся к соответствию не только установленного, но и более высокого, перспективного уровня достижений.

Сердце

Профессионально-нравственная целостность

Учителя придерживаются этических и моральных ценностей профессии: они честны, смелы и терпимы, сострадательны, справедливы и уважительны к ученикам. Учителей характеризует эмоционально-положительное отношение к учительской профессии, осознание ценности преподавания и устойчивые убеждения, которые взаимопонимаемы другими представителями этой профессии.

Категория: Всем учителям
29.12.2015 20:02


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!