СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока ИЗО на тему: "Монументальная и станковая скульптура. "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Монументальная и станковая скульптура.

Задание для самостоятельной работы учащихся: Скульптура Алдара Косе.

Цели урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с выразительными особенностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре
  • закрепить приемы лепки,

Развивающие:

  • развивать функциональную грамотность: понимание анатомии и принципов создания объёмного изображения человека, используя пластилин.
  •  развивать фантазию и творческое мышление
  • укрепление межпредметных связей (литература, технология).

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету; внимание, трудолюбие, аккуратность.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

 Методы: объяснение с демонстрацией, самостоятельная работа.

 Межпредметная связь: литература, технология.

Оборудование: Презентация по теме урока «Искусство ваяния»

Изображения скульптурных форм. Скульптурное изображение мужчин и женщин в казахской национальной одежде.

Пластилин, баночки с водой, ткань для протирки рук, подкладочные салфетки, ножи для пластилина, стеки, сито.

Демонстрационные таблицы «Приёмы лепки».

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверяется присутствие всех учащихся и их готовность к уроку.

Сообщение темы урока и плана работы.

От первых идолов, от дольменов, магических камней, далёких прообразов сегодняшних памятников шло сознание возможности скульптуры, понимание выразительности и эмоциональности её материала.

Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке.

2. Изучение нового материала.

 Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? .

В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имен настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.

Что изображает скульптура.

 Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. Скульптура – не копия натуры. Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение.

Необходимо  отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму.

Где можно встретить скульптуру.

Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы.

Виды скульптуры.

Существует несколько видов скульптуры

Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен проявить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм.

Парковая скульптура.

Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.

Пластическое обогащение большой плоскости (стены здания, например) осуществляется уплощенной скульптурой - рельефом. В зависимости от степени уплощения возникло два основных вида рельефа: высокий (горельеф) и низкий (барельеф).

Горельеф изображение выступает над фоном более чем на 1/2 своего объема, что позволяет передать глубину пространства.

Барельеф изображение выступает над фоном не более чем на 1/2 своей толщины, что создает уплощение объема. Поэтому барельеф часто используют для украшения архитектурных сооружений и в декоративно-прикладном искусстве. В барельефе значительную роль играет линия, что позволяет считать низкий рельеф промежуточным звеном между скульптурой и графикой (вспомните барельефы Древнего Египта).

Скульптура малых форм (или мелкая пластика) - это статуэтки и игрушки из различных материалов: среди которых стекло и фарфор, керамика и камень, чугун и бронза, мрамор и дерево. Место мелкой пластики на столе, на шкафу, на подоконнике.

 

Каждый материал наделяет скульптуру своими качествами, словно отдаёт произведению частицу своей души. Все материалы скульптора можно разделить на мягкие и твёрдые.

Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.

Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов.

Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.

3. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

 Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фигуру героя казахского фольклора Алдара Косе, передавая его характерные черты.

 Читаем  отрывок из сказки об Алдарс Косе (плут и обманщик).

Просмотр  иллюстрации к сказкам, скульптурок,  обращая внимание на характерные детали образа Алдара Косе, его одежду, выражение лица.

Повторение основных приемов лепки. (Работа то схемам-таблицам)

Основные приёмы лепки: отрываем, раскатываем, соединяем.

 Показываю  образцы частей, из которых будет собран человечек.

Вот руки, вот ноги, вот голова и туловище. Что длиннее - руки или ноги? Что больше - туловище или голова? Значит надо так слепить человечка, чтобы ноги были длиннее рук, руки - длиннее туловища, а туловище -- больше головы. Вот я собираю человечка из этих частей.

4. Самостоятельная работа детей.

5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что обозначает слово «скульптура»?

- Перечислите виды скульптуры.

- Перечислите материалы скульптора.

6. Итог урока. Оценивание.

 Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы все потрудились на славу. Благодарю вас за сотрудничество.

7. Домашнее задание: Принести изображения разных видов динозавров, подготовить сообщение о них.

Категория: ИЗО
01.01.2015 09:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!