СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО№ 8 класс "Александр Невский"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ИСКУССТВО№ 8 класс.

по теме «Музыкальный портрет. Александр Невский»

Цели урока: Способствовать формированию понятия «музыкальный портрет» через поэтический, художественный и музыкальный материалы урока.

Задачи:

  • познакомиться с понятием «музыкальный портрет»;
  • понимать значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • ориентироваться в системе ценностей, представленных в произведениях музыкального искусства.

Тип урока: урок изучения нового материала

Виды деятельности на уроке: групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа.

Ключевые слова урока - «музыкальный портрет»

Оборудование - мультимедийный проектор, репродукции картин, аудиозапись С.С. Прокофьев кантата « Александр Невский».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель. Ребята! Мы с вами уже не раз убеждались в том, насколько многообразен мир искусства. Сегодня мы продолжим разговор об одном из жанров искусства – портрете.

Давайте вспомним, что же такое «портрет».

Ответ детей.

Учитель. Только ли в живописи мы можем создать портрет или еще в каких-то видах искусства встречаются портреты? Приведите примеры.

Обучающиеся отвечают на вопросы, приводят свои примеры.

Учитель. Вы правы, портреты можно встретить в живописи, литературе и музыке. (Слайд 1)

Портрет - изображение определенного человека или группы людей.

Литературный портрет - одно из средств создания образа: изображение внешности героя литературного произведения. Может включать описание наружности (лица, глаз, фигуры человека), действий и состояний героя.

Музыкальный портрет – это отображение внутреннего мира человека языком звуков, выраженных в мелодии.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о музыкальном портрете. И я хочу начать это знакомство со стихотворения Михаила Яворского «Музыкальный портрет»

Много странного в жизни у нас, Например, я мечтал много лет, Даже делал попытки не раз, Написать музыкальный портрет.

Для натуры нашёл человека- Эталон благородства и чести, Современник из нашего века, Прожил жизнь без лжи и без лести.

И сегодня, "рисую" портрет, Не простая, поверьте работа, Мне пюпитр заменит мольберт Вместо красок, кистей - только ноты.

Нотный стан будет лучше, чем холст, Всё на нём распишу и сыграю, Будет этот рисунок не прост, Но надежды своей не теряю.

Чтобы мягче смотрелись черты, Будут чаще минорные звуки, А возможности здесь велики, Не в ущерб музыкальной науки.

Партитура не будет простой, Только нотный закон не нарушу, И портрет этот будет такой- Все услышат в нём сердце и душу.

Он не будет висеть на стене, Не страшны ему влага и свет, И, конечно, хотелось бы мне, Чтобы прожил он множество лет.

Учитель. Как вы понимаете, в музыке не может быть сходства с конкретным лицом. Слушая музыку, мы не можем сказать какого цвета глаза у человека, какого он роста, но в тоже время не случайно говориться, что «в интонации спрятан человек», так как музыка может передать эмоциональное состояние, переживание человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Учитель. Прослушайте музыкальный фрагмент.

( Звучит фрагмент «Богатырской симфонии» А. Бородина).

  • Портрет одного человека или нескольких людей людей вы «увиде­ли» в музыке?
  • Какое название вы могли бы дать этой музыкальной картине?
  • Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Учитель. Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Именно это мы с вами сейчас и попробуем сделать.

Демонстрация репродукции картины В.Васнецова «Богатыри» (Слайд 2)

  • Кто изображен на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).
  • Кто они такие и как их называют? (Это богатыри, защитники своей земли).
  • Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека, богатый).
  • Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание на выражение лица каждого из них? (Одному дана сила, другому - ум, третьему - доброта).
  • На ваш взгляд, что важнее для богатыря из этих трех качеств? (Только сила, ум и доброта вместе).

В.Васнецов говорил, что ему хотелось написать так, чтобы картина « звучала, как музыка, пелась, как былина, волновала, как родная песня…»

Учитель. Богатырь (Игорь Кобзев)

В былине, на древней картине,

В легенде, поросшей быльём,

Я часто встречаюсь доныне

С могучим богатырём.

В нём — доблесть бойца удалого,

И верность, и рыцарский пыл.

Вознёс его дар Васнецова

И Врубель — в бессмертье врубил!

Он — рослый, прямой и упрямый,

В кольчуге. С шеломом стальным,

И конь его, тяжкий как мамонт,

Чугунно ступает под ним.

Какой же он сильный-пресильный!

А очи горят добротой.

Как будто бы взор его синий

Забрызгало волжской водой.

Ты дай ему лямку — для тяги, —

Он Землю своротит плечом!

А я, как о малом дитяте,

Вседневно тревожусь о нём.

Я думаю с тайной заботой:

Могуча у воина грудь,

Да больно он добр. Коль охота —

Такого легко обмануть!

Ни грозное ханство, ни царство

Не сделают с ним ничего.

Но хитрость! Но ложь! Но коварство!

Вот страшное зло для него!

Учитель. Продолжим знакомство с музыкальным портретом на примере контаты С.Прокофьева «Александр Невский». Кем был Александр Невский?

Ответы обучающихся.

Учитель. (Слайд 3) Князь Александр Невский (1220-­1263) родился в городе. Переяславле - Залесском. Отроческие и юношеские годы Александра прошли в Новгоро­де. В двадцатилетнем возрасте князь Александр одержал победу на Неве над сильным противником - шведами, за что народ прозвал его Александром Невским. В 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, в котором войско Алексан­дра Невского разгромило немецких рыцарей-крестоносцев. В «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра», которая была написана в 80-е годы XIII в., ког­да началось его почитание как свято­го, сказано: «Александр. вошел в церковь святой Софии, и начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и зем­лю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ. Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне". Князь, выйдя из церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: "Не в силе Бог, но в правде". В течение 20 лет князь, стремясь возродить былую славу Руси, ездил на поклон к ханам Золотой Орды и пла­тил им ежегодную дань. После смерти отца Александр стал великим князем Владимирским. В 1263 г. после очеред­ной поездки в Орду, князь тяжело за­болел и вскоре умер. В народе говори­ли, что он был отравлен. Похоронили князя во Владимире. В 1710 г. по указу Петра I нетленные мощи Александра Невского были перевезены в Санкт- Петербург и захоронены в Александро - Невской Лавре. Тогда же был учрежден орден Александра Невского. Во время Великой Отечественной войны (1941­1945) этот орден вновь стал боевой наградой. День почитания Святого Благоверного князя Александра Невского - 6 декабря. Русский народ бережно хранит память об Александре Невском. Его образ запечатлен в раз­личных произведениях искусства - литературе, музыке, живописи, скуль­птуре, кино. (Слайд 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, ).

  • Рассмотрите картины, памятник, икону, изображение Александро-Невской лавры, посвященные Александру Невскому — святому земли русской. Что это за человек? Каким он предстает перед нами? Какими чертами характера наделен?
  • Какой должна быть музыка, рисующая образ князя, чтобы представить себе именно такого человека? Аргументируйте свое мнение.

Послушайте фрагменты из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»», посмотрите эпизоды из одноименного фильма С. Эйзенштейна. (Слайд 12)

  • Какими средствами режиссеру и композитору удалось вызвать у нас представление о характере, внешнем облике главного героя?

Людмила Лидер. Александр Невский.

Он молодым был и пригожим,

Всем сердцем Русь свою любил,

Молва носилась: "Богом рожен",

Великим, мудрым князем был!

Терзали Русь с востока орды,

Монголы - бешеные псы,

Всё под агонией позорной,

Сметали на своём пути.

Разграбив Русь до самой нитки,

Везли обозами добро,

Батыю - в стан свой ненасытный,

Меха и злато, серебро.

Русь от орды теряла силы,

Едва свободу пригубя,

Орда опять её косила,

Расправу гнусную чиня.

Разбив в Ижоре грозных шведов,

В свои неполных двадцать лет,

Где добыл мужеством победу,

Как снова Русь трясёт от бед!

Пусть с опытом ещё "не густо",

Минуло только двадцать два,

Он полководцем стал искусным,

В толк брал военные дела.

С отцом не раз в суровых битвах,

Стальную волю закалял,

Ему дано было родиться,

Украсить ратный пьедестал.

Учитель. Можем мы сказать, что образ Александра Невского - это собирательный образ защитника, воина, русского человека.

3. Художественно-творческое задание

Ребята, я предлагаю выполнить вам необычное задание. Для этого вам необходимо объединиться в группы. Представьте, что вы работаете на телевидении. И вашей съемочной группе дано задание. Вы должны написать короткие ком­ментарии к сегодняшнему уроку.

От каждой группы одному ученику предоставляется слово. Он вслух читает записи своей группы.

4. Итог урока

Учитель. Подводя итог я бы хотела услышать от вас следующее:

  • Чему был посвящен сегодняшний урок?
  • Что такое «музыкальный портрет»?

Музыкальный портрет – это отображение внутреннего мира человека языком звуков, выраженных в мелодии.

Учитель. И это не что иное, как мелодия Вашего сердца, которую, быть может, даже Вы сами до конца не слышите. Это Ваша красота, уникальность, глубина, боль и радость, облечённая в ноты, доступная и приятная к восприятию. Если бы сердце запело или заговорило – оно сказало бы именно то, что прозвучало в музыкальном портрете.

Выдающийся итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер Леонардо да Винчи сказал, что «живопись и музыка как сестры, они желанны всем и понятны». Ведь можно не знать языка, на котором говорили Бетховен или Рафаэль, надо только смотреть, слушать и размышлять…

Домашнее задание. Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику

Категория: Искусство
07.02.2020 11:32


© 2020 748

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!