СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Во время панельной дискуссии «Вам не нравится PISA? Вы просто не умеете ее готовить!», состоявшейся на конференции EdCrunch on Demand, эксперты и педагоги-практики обсудили, как международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA меняет работу педагогов, организацию уроков и оценку результатов.
Я внимательно выслушала спикеров и попыталась оценить, не сведется ли история PISA в России к стандартному набору действий, апробированному на ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, – созданию открытого банка заданий, выпуску учебных пособий от Рособрнадзора и натаскиванию на результат.
В
PISA не пытается проверить, что выучили школьники на уроках, а оценивает их способность применять предметные знания, в том числе в незнакомых ситуациях реальной жизни. Эта идея, по словам представителя ОЭСР, стала настоящим вызовом для многих школьных образовательных систем.
Оценивая риски использования PISA для оценки качества образования, господин Шляйхер отметил:
Можно, что называется, не увидеть за деревьями леса. PISA оценивает функциональную грамотность 15-летних школьников по чтению, математике и естествознанию, но ведь есть и другие предметы, не менее важные. Опираясь на строго определенный набор предметов и измеряемых навыков, мы рискуем ограничиться лишь тем, что легко увидеть и оценить. Мы работаем над расширением инструментов, хотим, например, оценивать креативность учащихся и их способность решать задачи совместно, в команде.
На мировой арене сейчас представлены системы мониторинга качества школьного образования, которые разработаны ОЭСР (PISA) и Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (два международных исследования – качества математического и естественно-научного образования TIMSS и качества чтения и понимания текста PIRLS). В чем же принципиальные отличия подходов IEA и ОЭСР?
Оба исследования IEA – TIMSS и PIRLS – оценивают то, чему мы учим детей, при этом измерительные инструменты строго соответствуют учебным программам и учебникам. Как выразился Андреас Шляйхер, эти исследования позволяют оценить, как учащиеся «запоминают формулы и решают уравнения». В последнем на сегодняшний день исследовании PIRLS, которое прошло в 2016 году, российские четвероклассники заняли 1-е место в мире. Объявленные совсем недавно
Исследование PISA, по утверждению Галины Ковалевой, ставит другую задачу, а именно: оценить, готовы ли школьники использовать в повседневной жизни те знания, которые они получили во время учебы.
Галина Ковалева о действиях России. Что делает Россия в ответ на вызовы PISA?
Мы могли бы пойти по направлению подготовки наших школ к исследованию PISA: взяли бы задания из этого исследования, ознакомили бы с ними учащихся и учителей, сняли бы тревожность. Но мы вместе с Минпросвещения пошли по другому пути,– сообщила Галина Ковалева. Для создания национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение функциональной грамотности обучающихся, Минпросвещения запустило проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности». Руководитель проекта – Галина Ковалева.
На этапе внедрения инструментария создается электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности, которым может воспользоваться любой учащийся.
Международные сопоставительные исследования – это не стандартные контрольные работы, к которым можно подготовиться, решив десяток типовых заданий, то есть попросту натаскать учащихся на результат.
Павел Кузьмин привел цитату из книги Андреаса Шляйхера: «Качество образования не может быть выше, чем качество подготовки учителей».
С позиции директора школы, международное исследование PISA – это зеркало образовательной системы. Замечательно, что мы можем поставить точку в вопросе, что же для нас важно – жесткие или мягкие навыки: важно все, ребенок формируется в комплексе. Функциональная грамотность, которую проверяет PISA, – это то, что остается с ребенком в его жизни, когда закрываются двери школы,– обозначила свою позицию директор лицея из подмосковного Дмитрова.
Татьяна Малинникова подчеркнула, что развитие функциональной грамотности вводится не приказом, это в первую очередь история общественного договора. К примеру, невозможно развивать метапредметные навыки, если учителя-предметники не договорятся между собой, если не будут возникать и развиваться горизонтальные связи.
Для меня совершенно очевидно, что практико-ориентированные задачи, задачи PISA должны быть встроены в урок,– с таких слов начала выступление учитель математики Дмитровской гимназии «Логос».
Такие задачи показывают школьникам, где можно применять математику в реальной жизни. По мнению Ольги Некрасовой, эти задачи – мощное средство для диалога с подростками, фактически это ответ на один из самых популярных вопросов: «А зачем нам все это нужно?»
►Критические замечания и комментарии
Смущает желание Минпросвещения развивать функциональную грамотность по стандартному для России алгоритму: создадим банк «PISAподобных заданий» и будем тренировать школьников. Не удивлюсь, если появятся линейки учебных пособий «25 вариантов типовых заданий PISA» с непременным слоганом, способствующим росту продаж: от разработчиков заданий. Есть же такие пособия для подготовки к ВПР – будут и к PISA. А там, глядишь, и репетиторы подтянутся, поскольку всем хочется откусить кусочек пирога.
От такого развития событий не раз предостерегала Галина Ковалева, национальный координатор PISA в России. Это тупиковый путь.
?Вопросы к Министерству просвещения?
Слушая вдохновенное выступление Павла Кузьмина, директора департамента цифровой трансформации и больших данных Минпросвещения, поймал себя на мысли, что в целом мне близки его соображения: бессмысленно противопоставлять предметные и метапредметные навыки, поскольку без глубокого знания предмета невозможно получить хорошие результаты по функциональной грамотности.
Но всякий раз после выступления представителей Минпросвещения и Рособрнадзора у меня возникает вопрос: понимают ли они, что условия, в которых трудятся педагогические работники в подавляющем большинстве регионов страны, не позволяют даже надеяться, что учителя займутся проблемами функциональной грамотности?
Реалии наших дней – это низкая
?Еще один вопрос касается школьных учебников, которые проходят многоступенчатую экспертизу и утверждение. Почему никто из представителей министерства ни разу честно не признался, что наши учебники не рассчитаны на развитие у школьников функциональной грамотности? Это же ваша сфера ответственности. Это же вашу недальновидность, ваш непрофессионализм, вашу некомпетентность и ваши «дефициты» (в разрезе каждого чиновника) вынуждены компенсировать ежедневным самоотверженным трудом учителя.
⇒# Вот бы оценить функциональную грамотность каждого чиновника – от рядового клерка до министра. Страшно даже представить, какие «дефициты» мы могли бы обнаружить!
© 2021, Кузнецова Ольга Юрьевна 152