СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Без формализма»
Нам выпала большая честь родиться именно в России. В этой Великой стране с многовековой историей, культурой, искусством. Глядя на карту нашей Родины, не перестаешь удивляться масштабам России. А для учителя русского языка и литературы еще и большая честь обучать детей родному языку, русскому языку, родной литературе.
Почему большинство учеников с неохотой идут на уроки русского языка и литературы? В чем причина? Может быть, в том, что часто мы бываем излишне формальными и забываем о чувствах? Мое учительское кредо – через чувство открывается истина. Самое главное – пробудить в детях эмоции, заставить их сопереживать, причем, не только героям литературных произведений. Когда учитель не отделяет себя от класса, а, наоборот, сливается с ним и очень деликатно руководит процессом получения знаний, дети чувствуют себя уютнее, раскрываются и не боятся высказывать свое мнение. Я считаю, что не стоит превращать урок в механическую передачу знаний, иначе мы потеряем связь с обучающимися, перестанем понимать друг друга. Необходимо передать детям любовь к предмету, заинтересовать их, показать новый, неведомый им мир лингвистики и литературы.
-Ребята, что вы обычно читаете в свободное время?
-Сообщения в «Агенте»?
Такой вот ответ услышала я однажды на свой вопрос. Не стоит лишний раз доказывать, что люди сейчас читают мало, а если и читают, то что-нибудь в стиле «бульварного романа». А все из-за того, что на классическую литературу сформировался стереотипный взгляд: мол, сплошное нравоучение и скука. Дети не видят в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева тех людей, с которыми они, возможно, общаются, с которыми живут по соседству. Необходимо не отстранять мысли детей от реальной жизни. Конечно, произведения лишь имитация реальности, но, тем не менее, это художественная реальность и анализ произведения может превратиться в увлекательный спор, диспут. Не стоит забывать, что на дворе уже третье Тысячелетие и дети совсем другие, не такие, о которых пишут в учебниках по методике литературы или русского языка прошлого века. Учителям нашего времени стоит обращать на это внимание и не сравнивать поколения. Главное – заинтересовать ребят, указать им верное направление.
В чем же радость педагогического труда? Да в том, чтобы открывать новые миры, рассказывать о том, о чем не знали раньше. Я бы сказала, учитель – это первопроходец в формировании кругозора ученика. Любой учитель помогает ребенку познать мир, но все делают это по-разному: математик учит постигать истину через цифры, географ – через природу, физик раскрывает тайны всего нас окружающего, биолог показывает внутреннюю сторону живого, а мы, лингвисты, – учим познавать мир через слово, мы учим общаться, находить темы для разговора, развиваем речь, делаем ее красивой.
Обучая детей премудростям русского языка, я всегда делаю акцент на любовь к Родине. Нельзя оставаться равнодушным к тому, что многие отстраняются от своей страны, не чувствуют единства с нею. У нас, учителей русского языка и литературы, есть большие возможности для патриотического воспитания молодого поколения. Для достижения этой цели я внедряю в свои уроки региональный компонент, который позволяет глубже узнать родной край, почувствовать свою причастность к чему-то родному, духовно близкому, ведь как говорил выдающийся педагог XX века В. Сухомлинский: «Красота родного края – источник любви к Родине».
© 2015, Потехина Ксения Алексеевна 337