СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический опыт по ГБДД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание педагогического опыта

МБДОУ «Детский сад № 50»

«По организации профилактической работы

предупреждения детских дорожно-транспортных происшествий у детей дошкольного возраста в МБДОУ «Детский сад № 50»

подготовила

старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 50»

Т.Ф. Левкина

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки,

Вдаль смотря с широкими глазами

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу сопровождала.

Знать должны и взрослые и дети о правах,

Что защищают их на свете.

С принятием Конвенции о правах ребенка, ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и субъект права, которому представлен весь спектр прав человека. Статья 19-ая Конвенции гласит: «Дети имеют право не подвергаться жестокому или небрежному обращению».

Ребенок все чаще попадает в различные ситуации, в которых он может растеряться. Все взрослые: и родители, и педагоги пытаются ответить на вопрос, как обеспечить безопасность нашим детям?

В современном мегаполисе, в век автомобилей, высоких скоростей, когда количество автомобилей растет в геометрической прогрессии, увеличивается плотность транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются: незнание правил дорожного движения, безопасного поведения на проезжей части дороги, недостаточный надзор взрослых за поведением детей на улице.

Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров, которых уже за дверью собственного дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Дети не всегда могут увидеть транспорт из-за деревьев, не умеют правильно оценить и определить расстояние между машинами и собой, ее скорость, у детей не выработана способность предвидеть опасность. Кроме того, ребенок-пешеход на улице города всегда идет рядом или за руку со взрослым. И если, взрослый не соблюдает правила дорожного движения, и тянет за собой ребенка, родители внегласно разрешают ребенку нарушать эти правила. Находясь в автобусе, ребенок выступает в роли пассажира, ему также необходимо знать основные правила поведения в городском транспорте. Поэтому важно решать данную проблему не изолированно в детском саду, а привлекать к этой работе родителей.

Социальный заказ общества заключается в том, чтобы научить детей ориентироваться в городе, чувствовать себя уверенно, спокойно и безопасно при большой интенсивности автомобильного движения.

Правильное поведение на дороге, в городском пассажирском транспорте, знакомить с правилами дорожного движения необходимо формировать с самого раннего детства, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

Наше дошкольное учреждение МБДОУ «Детский сад№ 50» работает вплотную над профилактикой детского дорожно-транспортного травматизма в комплексе с образовательной программой ДОУ.

Приказом заведующего была определена творческая группа, которая разработала программу по профилактике дорожно-транспортного травматизма с детьми нашего детского сада. В творческую группу вошли: старший воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель младшей группы, воспитатель старшей группы.

Была определена цель работы:

Сформировать у детей желание в осознанном адекватном поведении на улицах города, основываясь на ранее полученных знаниях, умениях, навыках по безопасному поведению на дорогах т улицах города.

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:

Оздоровительные: предупреждение дорожного травматизма.

Образовательные: формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения, умения ими пользоваться.

Познавательные: развитие познавательных интересов, самостоятельность мышления, чувство контроля и самоконтроля, развитие слуховой и зрительной памяти и внимания.

Воспитательные: воспитание культуры поведения на улице, в дороге, в транспорте, формирование волевых качеств (умение подождать, уступить).

Социально-коммуникативные: обеспечить тесный контакт с детьми по изучению правил дорожного движения со службой ГИБДД.

Творческой группой определились 4 направления работы:

  1. Работа с детьми,
  2. Работа с педагогами,
  3. Работа с родителями,
  4. Работа с социумом.

Наметились и формы организации работы по выше определенным направлениям.

Формы работы с детьми.

  • Чтение детской художественной литературы по данной тематике.
  • Экскурсии по городу, турпоходы.
  • Организованная образовательная деятельность.
  • Дидактические игры.
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Подвижные игры
  • Режиссерские игры
  • Составление рассказов, сказок.
  • Театрализованная деятельность
  • Детская продуктивная деятельность
  • Встречи с сотрудниками ГИБДД, библиотеки,
  • Участие в конкурсах (районных, городских, областных, российских)

Формы работы с родителями.

  • Родительский клуб «Красный, желтый, зеленый»,
  • Родительские собрания,
  • Круглый стол - встречи с сотрудниками ГИБДД, библиотеки,
  • Дни открытых дверей,
  • Совместные праздники, развлечения, КВН.
  • Помощь родителей в оснащении уголков ГИБДД в группах и на территории детского сада.
  • Консультации общие и индивидуальные.

Формы работы с педагогами.

  • Семинары-практикумы,
  • Консультации,
  • Показ открытых мероприятий,
  • Педсоветы,
  • Работа творческой группы,
  • Дни «Педагогических находок»,
  • Круглый стол
  • Работа «Лаборатории» - разработка перспективных планов работы с детьми,
  • Участие в смотрах –конкурсах районного, областного, российского значения,
  • Работа в районном методическом объединении.

Чтобы начать в полном объеме заниматься данной темой, необходимо было пересмотреть условия пребывания детей в детском саду, а значит проанализировать предметно-пространственную среду в каждой группе. Поэтому провели в детском саду конкурс на лучший мини-блок по обучению детей правилам дорожного движения. Его обеспечили:

  • Макет дорожного полотна с перекрестком и макетами домов, магазинов и т.д.
  • Дидактическими играми и игрушками,
  • Оснащение дорожными знаками на подставках и на веревочках,
  • Ширмы –передвижки транспорта (машины, трамвая, автобуса, скорой помощи),
  • Макеты детского сада и ближайшего окружения
  • Дидактические игры, придуманные педагогами,
  • Набор детской художественной литературы

Материальное обеспечение по развитию у дошкольников навыков соблюдения правил дорожного движения состоит из 2-ух компонентов:

- минисадиковые (групповые) – мини-городки безопасности, настольно-печатные игры, схемы-макеты перекрестков улиц, дорожные знаки, светофоры, крупные и мелкие строительные напольные модули, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, костюмы регулировщиков (женские и мужские), игры на развитие логического мышления, книжки-передвижки. Выполненные руками детей из рисунков книжки-рассказы, библиотечка детской художественной литературы.

- макросадиковые (на спортивной площадке) – мини-автогородок (расписанная часть дорожного покрытия), дорожные знаки, светофор, наборы детского транспорта (самокаты, велосипеды, большие машины), для пешеходов коляски разных видов, игрушки мягкие.

Кроме того, основываясь на результатах психолого-педагогических исследований Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца творческая группа, используя личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослых и детей, в соответствии с ФГОС, разработали перспективные планы, циклы занятий, которые позволяют социально адаптировать ребенка к условиям окружающей действительности: научить соблюдать правила дорожного движения, сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Организованную образовательную деятельность с детьми строили в соответствие с программными требованиями в комплексе, интегрируя разные области знаний, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение детей. Так, по развитию речи и ознакомлению с окружающим давали представление о различных видах транспорта через рассматривание картин, просмотр фильмов, презентаций, экскурсий, чтения рассказов. По развитию элементарных математических представлений учили ориентироваться в пространстве, составлять схемы участка прогулочного, дороги. По изобразительной деятельности рисовали, лепили, вырезали разные виды транспорта, соблюдая их форму, величину, соотношение частей транспорта. По физическому развитию учили детей ездить на самокатах, велосипедах. По музыкальному воспитанию организовывали развлечения, праздники, театрализованные представления.

Ведущей тенденцией целостного, системного подхода к изучению правил дорожного движения с детьми является взаимопроникновение всех видов деятельности с использованием разных форм организации занятий и их типов: тематические, интегрированные, экскурсии, сюжетные.

Тематические занятия, построенные по принципу игры, состоят из трех циклов:

1 цикл – «городской транспорт» (ознакомление со средствами передвижения: назначением, особенностями устройства, способами обслуживания).

2 цикл – «малыши-переходы» (освоение правил дорожного движения и поведения на улицах, в транспорте, умение пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни).

3 цикл – «дорожные знаки» (знакомство с дорожной символикой, сигналами светофора, регулирования).

Успешному переносу знаний в жизненную ситуацию способствует закрепление навыка движения по улице. Дети упражняются в соблюдении правил на практике. Дети вместе рисуют схемы дорог от дома до садика, от садика до прогулочной веранды, делают макеты улиц близь лежащего микрорайона, определяют места, где нужно переходить улицу, чтобы не мешать движению транспорта, чтобы не попасть под машину.

Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. Успешному решению задач, связанных с развитием оценочных суждений, умения видеть ошибки товарища по игре, допущенные при выполнении правил дорожного движения. Помогают и игры- размышления «Машины и гололед», «Если ты вышел на улицу» и другие, формируют способности самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В играх-поисках «Как бы ты поступил?», «Не сбейся с пути» и др. путем проб и ошибок дети находят правильное решение проблем в форме рисования дорожных знаков, сигналов светофора, расстановки дорожных знаков на карте или макете микрорайона. Эффективными оказались и постановка проблемной ситуации на дороге, у пешеходного перехода, проигрывание этих проблемных ситуаций. Дидактически игры «Расставь знаки», «Подбери правильно», «Собери знак», «Незнайка на улице», «Укажи путь» закрепляли знания детей о правилах дорожного движения. Самостоятельная активность ребенка в сюжетно-ролевых играх «Мы пешеходы», «Мы родители», «Детский сад», «Едет, спешит мальчик», выполнение определенных правил игры, дети, сами того не замечая, усваивают основные нормы безопасного поведения на улице.

Встречи детей с представителями ГБДД подводят детей к пониманию значимости и необходимости труда этих людей.

Успешно участвуют дети и воспитатели в разного ранга конкурсах по правилам дорожного движения. Так в 2013 году команда по ПДД заняла 1 место в Приокском районе в конкурсе творческих работ «Дорога безопасности», В 2014 году 2 место в районном этапе конкурса «Юные знатоки дорожного движения».

Большая роль в изучении и соблюдении правил дорожного движения детей дошкольного возраста принадлежит родителям. Нередко родители не дооценивают значения раннего и постепенного знакомства детей с правилами дорожного движения, пренебрегают необходимостью ознакомления детей с правилами поведения на улице. Наиболее эффективными формами работы с родителями являются родительские собрания, где на собрание приглашали сотрудника ГБДД. На собраниях, круглых столах, консультациях до родителей доводили главный смысл работы с детьми – это только родители своим личным примером больше всего могут научить ребенка правильному поведению на улицах города. Для родителей устраивали Дни открытых дверей в детском саду по пропаганде знаний и правил дорожного движения. Каждый год первая неделя сентября является неделей по профилактике ПДД. В эту неделю дети старшей и подготовительной групп просматривают презентации по дорожным знакам, а старшая группа придумывают дидактические игры и играют в них на тему дорожных знаков. Кроме того, для родителей в родительских уголках и на стенде «Зеленый огонек» периодически появляются фотоэкспозиции о проведенных мероприятиях с детьми в детском саду по правилам дорожного движения, оформляется газета.

Результатом нашей систематической и системной работы воспитателей детского сада позволяет является понимание детьми значимости соблюдения правил умений и навыков у ребенка возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни. В процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой происходит становление личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения.

Не смотря на такую большую работу по обучению детей правилам дорожного движения все-таки остаются и такие проблемы:

-достаточно низкая культура родителей по данному вопросу;

- в детском саду еще не до конца оборудована площадка микрорайона на улице;

- в детском саду недостаточно игрушек-двигателей, различных больших машин, велосипедов и самокатов.

Перед педагогами в будущем остаются следующие задачи:

  • Совершенствовать работу по предотвращению дорожного травматизма;
  • Продолжать формировать ценности здорового образа жизни;
  • Работать в тесном контакте с сотрудниками службы ГИБДД;
  • Обеспечить преемственность в работе с родителями и социумом.
Категория: ОБЖ
13.04.2016 05:57


© 2016, lisuna 785

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!