СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Патриотизм-есть возрождение России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотизм как идеология возрождения России

Д. А. Медведев

В современных условиях проблема воспитания гражданской идентичности, т.е. осознание своей принадлежности к гражданам России, стоит особенно остро. Актуальность проблемы вызвана, во-первых, последствиями социально-экономических и социально-культурных преобразований 90-х годов прошлого столетия. Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества девальвация духовных ценностей – оказали и продолжают оказывать негативное влияние на общественное сознание в целом и на воспитательный процесс подрастающего поколения, в частности, в условиях неблагоприятного воздействия макросреды у молодежи значительно возросли интересы сугубо личностного, прагматического характера, при этом оказались разрушенными или утраченными традиционные духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, гражданственность, доброжелательность, сочувствие, сострадание, межконфессиональная и межнациональная толерантность и другие. Во-вторых, актуальность проблемы продиктована не только историческими особенностями существования России как многонационального государства, но и достаточно сложной демографической ситуацией, которая возникает сегодня. Это обусловлено в первую очередь ростом миграционных потоков во всех регионов России. При выборе жизненных ориентиров ребенку необходима помощь педагога, так как стремление к самостоятельности не всегда подкреплено устойчиво сложившимися социальными мотивами, интересами и достаточным опытом. Наиболее полно педагогические задачи воспитания гражданской идентичности я считаю должны решаться на уроках истории и обществознания, благодаря специфике этих предметов, приоритетной целью которых является социализация личности ребенка. Обществом признано, что гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Именно в школе ребёнок становится человеком общественным. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности школьников приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полной мере зависит как в целом от системы образования, так и от каждого педагога. Мой, пока небольшой педагогический опыт учителя истории и обществознания в большей степени направлен на поиск путей формирования гражданина, на поиск условий, побуждающих школьников к осознанному деятельному участию в жизни класса, школы, семьи, социума, страны.

При проведении уроков истории обязательно включаю дополнительный материал о выдающихся личностях и событиях в истории Российского государства, как один из факторов, формирующих гражданина. Так при изучении Великой Отечественной войны более глубоко разбираем с ребятами подвиги советских солдат, граждан. (подвиг 28-панфиловцев, экипаж танка КВ-1, герои- партизаны, подвиг Матросова, Талалихина). Активная гражданская позиция невозможна без критического отношения к происходящим событиям реальной жизни и историческим фактам. Для формирования критического мышления активно применяю метод «двойственности в истории». Суть этого метода заключается в том, что любое событие, каждую личность рассматриваем с двух сторон. Например, при изучении такого события как «опричнина» при правлении Ивана Грозного, я говорю с учениками о жестокости мер Ивана Грозного, но отмечаю положительные факторы «опричнины» для укрепления самодержавия, создания единого государства.

Изучение истории неразрывно связано с изучением первоисточников, которые в полной мере дают ребятам возможность ощутить атмосферу, реалии, чувства людей данной исторической эпохи. Большое воздействие на чувства детей, правильное восприятие событий Великой Отечественной войны, оказывает работа с личными дневниками немецких солдат, в которых описывается независимая оценка героизма, патриотичности, любви к родине советских солдат.

Я считаю, что основа формирования гражданской идентичности закладывается в семье, поэтому при прохождение темы «Семья» по обществознанию я даю детям опережающее творческое задание «Я в истории моей семьи». Составляя генеалогическое древо семьи, ребята глубже начинают ощущать себя частью своей семьи. Урок начинается с выставки работ. Изучая теоретический материал, я стараюсь сформировать у ребят образ идеальной семьи, нравственные образцы семейной жизни. Во время урока мы с учениками дискутируем о ценностях семьи для человека и её значимости для государства. Также поднимаем вопрос о том, что важнее: карьера или создание семьи. Необходимо, чтобы семья как ценность была принята ребенком.

Во внеурочной деятельности я продолжаю работу по формированию гражданской идентичности, организовываю для учащихся экскурсионные поездки в такие города как Тобольск, Ханты-Мансийск. Провожу тематические классные часы о культурном наследии нашего края, например, «Свято-Троицкий Кондинский монастырь», «Нягани – 35», совместно с ребятами принимали участие в городском фестивале «Профессии моего города», занимаюсь с ученицей 8-ого класса научно-исследовательской деятельностью по теме «ГРЭС – новый толчок к развитию города». Все это формирует интерес к национальной культуре, к духовному наследию своего народа и уважение к его самобытности, без чего невозможно воспитать гражданина.

«Обновление мира начинается в школе» - девиз Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2010 году. Я в это верю! И смею думать, что моя педагогическая деятельность по целенаправленному формированию гражданской идентичности создаёт предпосылки укрепления общества завтрашнего дня; общества как «единства разнообразия» и солидарности в сфере социальных и межличностных отношений граждан России.

Категория: История
08.05.2015 10:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!