СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Овощи.Приготовление овощного салата Винегрет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Овощи. Приготовление овощного салата"

Цели: дать представление о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека; сформировать знания и умения по технологии приготовления овощных блюд. Воспитывать трудолюбие, потребность в творческом труде, актуальность, эстетические чувства при оформлении готовых блюд.

Задачи:

• получить новые сведения о знакомых овощах

• познакомиться со способами первичной обработки овощей

• узнать способы приготовления блюд из овощей

• научиться приёмам нарезки овощей

• приготовить салат «Винегрет»

Межпредметные связи: история, биология, математика.

Методы обучения: рассказ, беседа, игра, практическая работа.

Практическая работа: приготовление салата «Винегрет».

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ножи для нарезки овощей, овощерезки, разделочная доска; продукты для приготовления и дегустации салата «Винегрет», предметы для сервировки стола.

На доске выписаны термины: овощи, соломка, кубики, ломтики, кружочки, первичная обработка. Таблицы: «Способы нарезки овощей», «Первичная обработка овощей» технологические карты приготовления салата

План урока:

1. Отгадай!

2. Знакомые-незнакомцы

3. Викторина

4. Способы первичной обработки овощей

5. Способы нарезки овощей

6. Физминутка

7. Винегрет

8. Что запомнили?

9. Пословицы и скороговорки о еде

Ход урока

1) Организационный момент.

2) Целеполагание. Чему научимся на уроке? Что узнаем нового?

3) Планирование

4)Итоговая часть

Вступительное слово учителя. Этот урок будет интересен и полезен тем, что вы узнаете о пищевой ценности овощей, значении их в питании человека, сами приготовите салаты, сервируете столы и оцените вкус приготовленного блюда.

Планирование

Отгадай! Тема урока « щоиов» «Овощи»

- Овощи- это незаменимый и полезный продукт в питании человека. Они легко усваиваются. Основной источник витаминов, минеральных веществ, углеводов.

Все мы любим овощи, и не задумываемся откуда они пришли к нам, с каких времен появились.

- Капуста: « Сто одежек и все без застежек», - так говорят про капусту. В ней очень много витаминов и полезных веществ. Сок капусты подавляет рост и развитие микроорганизмов.

- А еще есть капуста краснокочанная. В ней витамина С больше, чем в белокочанной. Есть также капуста —кольраби. За высокое содержание витамина С, аскорбиновой кислоты и микроэлементов ее называют - «Северный лимон».

- Помидор: помидоры к нам попали из Южной Америки, где их выращивали индейцы.

Россия одна из первых стран где люди стали есть томаты, хотя долгое время их считали ядовитыми. Помидоры содержат много витаминов, повышают аппетит.

- Лук: родина лука - Средняя Азия и Афганистан. В луке содержит много эфирных масел, придающих ему острый запах. Чем острее лук, тем больше в нем эфирных масел.

В луке также много витаминов полезных солей и кислот.

Чеснок: не все любят чеснок из-за запаха, но это один из самых полезных овощных культур. Его издавна использовали в народной медицине и сегодня включают в состав лекарственных средств. Он предотвращает дисбактериоз.

Свекла: свекла была известна более 1000 лет назад. У нее употребляли и корнеплоды и листья. Как и все овощи она богата ценными веществами. Из свеклы готовят всеми любимы борщ, она участница популярного винегрета, используют ее и в других блюдах.

Картофель: в Россию картофель попал более 300 лет назад. Петр I прислал из Голландии мешок клубней и велел посадить в разных областях. Сначала его встретили в штыки. Но потом оценили. Картофель благотворно влияет на обмен веществ в организме.

Баклажан: много лет баклажан выращивали как декоративное растение, но когда открыли Южную Африку, индейцы рассказали способы приготовления баклажанов в пищу. Баклажан обладает высокой пищевой ценностью. В них содержатся различные сахара и множество витаминов.

Морковь: в моркови очень много витаминов, особенно витамина А (каротина). Для того, чтобы организм больше усваивал этого витамина, ее надо заправлять сметаной или маслом. Морковным соком лечат многие болезни.

Кабачок: родина кабачка — Мексика, но его выращивают на всех континентах. Кабачок ранний овощ, поэтому пополняет недостаток в витаминах раньше всех остальных. Кабачок особенно полезен для кишечника.

Огурец: родиной огурца считается Индия и Китай. В России этот овощ был известен более 500 лет назад. Тогда самым распространенным блюдом считалась «черная уха», когда мясо варилось в огуречной рассоле с различными кореньями.

- Вы прослушали об истории появления овощей, о их пищевой ценности, а сейчас я вам загадаю загадки:

1. Щеки розовы, нос белый, в темноте сижу целый день, а рубашка зелена, вся на солнышке она (редиска).

2. Неказиста, шишковата, а придет на стол она, скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка).

3. Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, только шея тонка (тыква).

4. Лежит меж грядок, зелен и сладок (огурец).

5. Маленький, горький луку брат (чеснок).

6. Сверху зелено, внизу красно, в землю вросло (свёкла)

7. Скинули с Егорушки золотые перышки. Заставил Егорушка плакать без горюшка (лук).

8. Красный нос в землю врос (морковь).

9. Её тянут бабка с внучкой, кошка, дед и мышка с Жучкой (репа)

10. Орехи в земле, листья на земле. ( картошка)

11. Рос ребенок, не знал пеленок. Стал стариком — сто пеленок на нем. (капуста)

12. Растет на грядке зеленая ветка, а на ней — красные детки. ( помидоры)

13. Столько стрел растет на грядках, а стрельнуть нельзя ребяткам. (лук)

Викторина

  • У каких овощей едят корни, клубни? (морковь, свекла, картофель, лук, редис…)
  • У каких овощей едят листья? (капуста, салат, укроп, петрушка, щавель, сельдерей…)
  • У каких овощей едят цветы? (цветная капуста)
  • У каких овощей едят плоды? (томат, огурец…)
  • У каких овощей едят семена? (горох, фасоль, кукуруза…)
  • С каких овощей срезают кожицу? (картофель, репа…)
  • С каких овощей соскабливают кожицу? (молодой, картофель, морковь, петрушка)
  • Какие овощи едят мытыми? (все)

В процессе беседы выясняем с учащимися, какие блюда можно приготовить из овощей:

1. Способы первичной обработки овощей

Изучаем этапы первичной обработки:

• Отбирают (сортируют)

• Тщательно моют (иногда просушивают)

• Очищают от кожуры (если необходимо)

• Нарезают или натирают на терке, или измельчают другим способом (?)

1. Способы нарезки овощей

Знакомимся со способами нарезки:

Какие формы нарезки овощей вы видите?

и т.д.

Способы приготовления блюд из овощей

Варка

Обжаривание

Тушение

Запекание

- Овощам принадлежит важное место в питании человека. Они содержат почти все необходимые для организма питательные вещества. Поэтому из овощей люди научились делать салаты.

Салаты – это не только запах лета, тепла, это источник витаминов, которые необходимы людям, особенно зимой, поэтому ни один обед не должен обходиться без салата.

- Что такое салат?

Салат – это холодное блюдо из одного или нескольких видов овощей (без свеклы), в состав которого входит заправка сметаной или майонезом.

Свекла входит в разновидность салата – винегрет.

Найди продукты для салата

Прежде, чем приступить к практической работе, повторяем с учащимися правила личной гигиены, правилами безопасности труда.

Техника безопасности

1. Во время приготовления пищи проветривать помещения.

2. Овощи нарезать только на доске, не отрывая высоко нож от нее.

3. Передавать ножи и вилки только ручкой вперед

4. Режущие инструменты держать только во время работы лезвием вниз, не ходить по помещению с ножом в руках.

5. По окончании работы инструменты класть на определенные места.

Правила санитарии

1. Следить за личной гигиеной, быть всегда аккуратным и опрятным. Приступая к работе надеть фартук и косынку, засучить рукава

2. Ногти на руках должны быть коротко острижены, руки вымыты с мылом, насухо вытерты полотенцем. Во время приготовления пищи следить, чтобы руки всегда были чистые.

3. Следить за чистотой посуды и инвентаря, за чистотой рабочего места и помещения.

4. Пользоваться отдельными досками для сырых и вареных продуктов.

5. Пробовать пищу отдельной ложкой, а не той, которой готовят.

6. Перед обработкой пищевых продуктов проверять их качество по внешнему виду, цвету, запаху и вкусу.

Физминутка для глаз

Не поворачивая головы (голова прямо) делать круговые движения глазами по стрелке, вверх, вниз, вправо, влево. (Повторить 4 раза).

IV. Практическая работа

Дежурный, пользуясь памяткой и карточкой, приготовил инвентарь и посуду.

Карточка дежурного.

Инвентарь и посуда : ложки-9шт., ножи-4 шт., доски ОВ-4 шт., доски «Хлеб»-2 шт., тарелки-4 шт., салатница-2 шт.

Памятка дежурного.

До занятия:

1. Подготовить рабочие места.

2. Проверить санитарное состояние учащихся.

3. Получить у учителя инструктивные карты и карточку-перечень для сортировки стола.

После занятия:

1. Убрать и проверить помещение.

2. Сдать учителю посуду, инвентарь, документацию.

Учитель сообщает, что готовить будут салат «Винегрет» иностранного происхождения. Царь Петр I привез его из Голландии, хотя сейчас этот салат считается русским салатом.

Показывая практически нарезку овощей, учитель и ученики готовят салат, пользуясь технологической картой приготовления салата.

Технология приготовления салата «Винегрет овощной».

1. Сваренные картофель, морковь, свеклу очистить от кожицы и нарезать кубиками. Промытые и очищенные огурцы нарезать кубиками, квашеную капусту отжать, лук нашинковать.

2. Соединить овощи, посолить, заправить растительным маслом.

3. Винегрет уложить горкой в салатник, посыпать зеленью, украсить овощами.

Текущий инструктаж во время практической работы:

1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда

2-ой обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы

3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим детям

Сервировщики накрывают стол скатертью и расставляют приборы: тарелки, вилки, салфетки. Готовые, красиво оформленные салаты ставят на стол. Ученики садятся за стол, оценивают внешний вид блюда и делят салат на порции.

При употреблении пищи учитель следит за соблюдением правил поведения за столом и правилами пользования столовыми приборами. Мойщики моют посуду, убирают в шкаф. Дежурный сдает учителю инвентарь и посуду.

Заключительный инструктаж

1. Анализ технологии приготовления и готовых салатов

2. Отметить активное участие учащихся в приготовлении салата, оценивание каждого

3. Отметить правильность соблюдения техники безопасности, санитарии и гигиены при работе

Уборка рабочих мест, спецодежды

4. Итог урока

- Итак, салаты – это легкое, вкусное и питательное блюдо. Салаты подаются к мясным и рыбным блюдам. Природа щедро одарила их ценными полезными веществами и богатством красок.

- Как вы понимаете цитату “Овощи на столе – здоровье на сто лет”?

Какие виды обработки овощей вы знаете?

Как определить готовность овощей?

Какие продукты нужны для приготовления винегрета?

Выставление оценок

Домашнее задание.

Подобрать рецепт холодного блюда из овощей и оформить его на альбомном листе

Можно взять рецепт у мамы, бабушки, тети.

18.03.2015 22:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!