СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок. Тема урока: Сила тяжести на других планетах.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок. Тема урока: Сила тяжести на других планетах. Цели: ? Обеспечивать формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме. ? Организовать деятельность учащихся по первичному закреплению понятий данной темы. ? Развивать познавательный интерес учащихся ? Воспитывать уважение к науке. ? Воспитывать чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе выполнения фронтальных заданий. ХОД УРОКА I Организационный момент. II Подготовка учащихся к активному усвоению знаний. 1. Беседа. - Здравствуйте, ребята и наша уважаемая гостья! Тема нашего урока– «Сила тяжести на других планетах». (слайд 1) Сегодня вы узнаете о том, что сила тяжести на разных планетах разная, о том, что, чем меньше масса планеты, тем меньше и сила притяжения. Но прежде чем мы начнем все это изучать, давайте кое-что вспомним! А девизом этого повторения пусть будут такие слова: «Это должен каждый знать обязательно на «5»!» (слайд 2) Задание 1. «Перевертыш» (слайд 3) Угадайте, что за слово спряталось за этим набором букв АСАСМ (слайд 4) Подсказка: Эта физическая величина, обозначается буквой m, мера инертности тел Правильно, это слово «масса» (слайд 5) ОНТНА (слайд 6) Подсказка: Самая крупная единица массы Это слово «тонна» (слайд 7) ЕМДОФРИЦАЯ (слайд 8) Подсказка: Как называется изменение формы или размеров тела? Конечно же, это «деформация» (слайд 9) НДИММАОРЕТ (слайд 10) Подсказка: Это прибор для изменения силы Правильно, это динамометр (слайд 11) Задание 2. «Кто это?» (слайд 12) 1)Он первый космонавт Земли? (слайд 13) - Юрий Гагарин (слайд 14) 2) Он открыл закон всемирного тяготения. (слайд 15) - Исаак Ньютон (слайд 16) 3) Он - первый космонавт-казахстанец (слайд 17) - ТохтарАубакиров (слайд 18) 4) Он открыл закон сохранения материи и движения (слайд 19) - Михаил Ломоносов (слайд 20) Итак, мы продолжаем! • Задание 3. «Кто быстрее?» (слайд 21) Давайте ответим на следующий вопрос: • Что мы подразумеваем под взаимодействием тел? (Действие одного тела на другое не может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют). (слайд 22 ) • Приведите примеры взаимодействия тел (Притяжение двух магнитов, металлических деталей к магниту, два автомобиля при столкновении, Земля и мяч при его падении…). • Хорошо, мы вспомнили, что же такое взаимодействие, а теперь давайте ответим на вопросы теста: (слайд 23) 1. Может ли тело само изменить свою скорость без действия других тел? А. Может. Б. Не может. В. Иногда может (слайд 24) 2. Изменение скорости тела происходит… А. Без действия на него другого тела. Б. После действия на него другого тела. В. Пока на него действует другое тело. Г. До того, как подействует на него другое тело. (слайд 25) 3. При взаимодействии двух тел… А. Оба тела имеют одинаковую скорость Б. Большую скорость приобретает тело с большей массой. В. Большую скорость приобретает тело с меньшей массой. Молодцы, ребята. Вы отлично справились с повторением, а теперь давайте узнаем кое-что новое! Сформулировать тему урока вам поможет шуточное стихотворение. (слайд 26) Сидел в саду сэр Ньютон Мышлением окутан. Вдруг на физические интегралы Большое яблоко упало. Ученый муж в одно мгновенье Явленьем этим озарен Находит мировой закон о тяготении. О какой силе в нём шла речь? О силе тяжести. Сегодня на уроке мы с вами закрепим знания о силе тяжести на Земле и планетах Солнечной системы. Открываем тетради, записываем дату и тему урока. (слайд 27) III. Изучение материала. Закрепление. План: 1. Сила тяжести Одна из самых значимых сил в природе – сила тяжести. - Сообщение учеников - - (слайд 28) вывод: Сила тяжести – сила, с которой Земля притягивает к себе тело. Сила тяжести обозначается Fтяж и направлена всегда вертикально вниз, к центру Земли, так как притягивает все тела именно ядро планеты. - (слайд 29) - запись в тетрадь - (слайд 29) Рассмотрите иллюстрацию на экране. Как вы думаете, почему под медведем гамак провис сильнее? (У медведя масса больше, значит, он с большей силой действует на гамак). От какой же ещё величины зависит сила тяжести? (От массы тела) - (слайд 30) Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела: Fтяж = m g Значение постоянной g (ускорение свободного падения) примерно равно 9,8 Н/кг - запись в тетрадь 2.Решение задач ( у доски) (слайд 31) 1. Сила тяжести, которая действует на некое тело, равна 10 кН. Какова масса тела? Дано: Fтяж = 10 кН m -? Решение: Fтяж = m g m= Fтяж g = 9,8 Н/кг m= 10 = 1 т g 9,8 Ответ: m= 1 т (слайд 32) 2. Масса груза 10 кг. Какая сила тяжести действует на него? Дано: m = 10 кН Fтяж - ? Решение: Fтяж=mg g = 9,8 Н/кг Fтяж = 10 * 9,8 = 98 Н Ответ: Fтяж =98 Н 3. Явление всемирного тяготения Притяжение существует не только между Землёй и телами на её поверхности. Все тела притягиваются друг к другу. В этом заключается закон всемирного тяготения. (слайд 33) ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ: Закон всемирного тяготения: «Все тела во Вселенной притягиваются друг к другу». (слайд 34) - ОТРЫВОК ИЗ ФИЛЬМА Приведите примеры проявления закона всемирного тяготения. (Например, Луна вращается вокруг Земли; планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца). - Сообщение учащегося о притяжении Луны. ( по ходу рассказа – слайды 35,36,37,38,39) Сила тяжести на разных планетах разная. Чем меньше масса планеты, тем меньше и сила притяжения. Посмотрите на рис 82 на стр 116. Например, Земля притягивает к себе тело массой 1кг с силой 9,8 Н, Луна – с силой 1,6 Н, Марс – с силой 3,73 Н, то есть сила тяжести на Луне примерно в 6 раз, а на Марсе в 2,6 раза слабее, чем на Земле. Работа с учебником 9 (стр 116) (слайд 40) 4. Заполните таблицу, указав значение величины g на данных планетах ПРОВЕРКА работ (слайд 41) Название планеты Значение величины g (Н/кг) Земля 9,8 Меркурий 3,7 Венера 8,8 Марс 3,73 Юпитер 24 Сатурн 10,44 Уран 9,8 Нептун 13,5 Луна 1,6 Вопросы по тексту: 1) На какой планете Солнечной системы ускорение свободного падения в 6 раз слабее чем на Земле? (на Луне) 2) Какая планета имеет одинаковое с Землей ускорение свободного падения? (Уран) 3) На какой планете ускорение свободного падения максимально? ( на Юпитере) 5. Решение задач (слайд 42) 1) Найди силу тяжести, действующую на тело массой 2 кг на Луне. Дано: m – 2 кг Fтяж на Луне? Решение: Fтяж = m g gл = 1,6 Н/кг Fтяж = 2* 1,6 = 3,2 Н Ответ: Fтяж на Луне равна 3,2 Н (слайд 43) 2) Определите силу тяжести, которая может действовать на вас на Земле и на других планетах Солнечной системы. Будем считать, что вы знаете свою массу. А)Дано: m – 40 кг Fтяж на Земле? Решение: Fтяж = m g gз= 9,8 Н/кг Fтяж = 40* 9,8 = 392 Н Ответ: 392 Н Б)Дано: m – 42 кг Fтяж на Меркурии? Решение: Fтяж = m g gмерк.= 3,7 Н/кг Fтяж = 42* 3,7 = 155,4 Н Ответ: 155,4 Н В))Дано: m – 38 кг Fтяж на Марсе? Решение: Fтяж = m g gмарс= 3,73 Н/кг Fтяж = 38* 3,73 = 141,74 Н Ответ: 141,74 Н - А теперь давайте немного расслабимся. Перед вами веселые логические задачки, которые мы попробуем решить! (слайд 44) . 1) Какая сила тяжести действует на один килограмм картошки, висящий у дяди Пети в авоське за окном? Ответ: на этот килограмм, как и на всякое другое висящее за окошком тело массой в один килограмм, действует сила тяжести, равная 9,8 ньютонов. 2) Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? Ответ: и физики, и химики назовут Колины и Толины действия хулиганством и надают по шее обоим. Но надо признать, что с точки зрения бесстрастной науки Толя производил наблюдения, а Коля ставил опыты. 3) Если схватить Вову и резко встряхнуть - из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, и 100 тенге. В чем причина такого удивительного явления природы? Ответ: инерция - вот причина, по которой гвозди и прочая ерунда вылетает из карманов Вовы. 4) Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? ОТВЕТ (почтовая марка на конверте) 5)Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить? ОТВЕТ (Время, температура) 6)Когда сутки короче: зимой или летом? ОТВЕТ (сутки - это всегда 24 часа) IV Подведение итогов урока. Объявление домашнего задания. (слайд 45) Параграф 30,стр 115-116, упр № 6 на стр 117, реферат (2 человека) V Рефлексия (слайд 46) Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений. • Я сегодня на уроке открыл для себя… • Мне понравилось на уроке то, что… • На уроке меня порадовало… • Я удовлетворён своей работой, потому что… Молодцы, ребята! (слайд 47) Урок окончен. Спасибо за внимание!
Категория: Физика
28.03.2015 18:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!