Тема «Уход за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей. Ремонт одежды».
Урок-сказка.
Цели: Используя прием драматургии, научить выполнять ремонт одежды. Совершенствовать навыки аккуратной и точной работы, получить сведения об уходе за одеждой и ее ремонте.
Воспитывать бережливость, заинтересованность в конечном результате труда.
Целеполагание: научиться ставить накладную заплату, развивать систему знаний, умений, навыков.
Метод урока: словарно-наглядный.
Оборудование, материалы, инструменты: рабочая тетрадь, инструкционные карточки, лоскутки ткани, ножницы, иглы, нитки, утюг.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение и беседа по теме. Прежде чем говорить о ремонте одежды
перенесемся в страну сказок… Вспомним Золушку, главную героиню одноименной сказки. Сегодня от вас будет зависеть, сложится ли счастливо ее судьба.
Вчера мачеха ругала ее за то, что одежда в доме быстро изнашивается. Золушка оправдывалась, доказывая, что выучила все рекомендации по правильному уходу за одеждой.
Учитель раздает учащимся карточки-ярлыки с условными обозначениями и рассказывает о значении символов на ярлыках.
Золушка легко бы справилась с чисткой одежды, имея такой ярлычок. Но ей предстояла еще и стирка. Она попросила у мачехи мыло, чтобы постирать белье, но та ей не дала его, приказала выстирать чисто без мыла. Золушка знала, что перед стиркой белье нужно замочить в теплой воде, но не горячей, чтобы белок (грязь) не заварился.
У Золушки есть друзья, они помогут найти способ стирки без мыла.
Сообщение №1. Ученица: В старину изделия из линяющего ситца прекрасно отстирывали ржаной мукой, заваривая ее. Постиранные в таком растворе ткани не только не теряют цвет, но и становятся еще ярче.
Сообщение №2. Ученица: Стирка белья картофелем. Это довольно популярный в старину способ стирки белья. Способ очень заинтересовал французских ученых еще в 19 веке. Его несколько раз испытывали публично перед комиссией профессоров. Эффект не переставал изумлять, за 2 часа полностью отстирывалось невероятно заношенное, полусгнившее от грязи белье, специально собранное у нищих.
Предварительно замоченное и один раз простиранное белье кладут в горячую воду и с обеих сторон тщательно натирают отваренным до полуготовности картофелем, затем свертывают, выжимают и кипятят 30 минут. После этого белье простирывают в теплой воде, на несколько минут опускают в чистый кипяток и выполаскивают.
Золушка сама ведет домашнее хозяйство и знает, что одежду и белье надо вовремя ремонтировать, это значительно экономит бюджет семьи.
3.Практическая часть. Сегодня мачеха с дочками уехала на бал, приказав Золушке отремонтировать белье накладными заплатами. Золушка тоже мечтает побывать на балу, и одной ей трудно справиться с этой работой. Нам надо помочь любимой героине сказки.
Итак, возьмите информационную карту, внимательно просмотрите ее и ответьте на вопрос: чем отличается накладная заплата от подкладной. Учитывая разницу в выполнении заплат, попробуем изобразить схему выполнения накладной заплаты. Учитель рисует схему на доске, учащиеся проверяют по информационной карте. Надо помнить, что накладная заплата может носить и декоративный характер, если заплату выполнить в виде бабочки, цветка, звездочки и т.д.
На лоскутке ткани демонстрируется пришивание заплаты временной строчкой прямых стежков, а затем постоянными строчками косых стежков - подшивочными.
При наложении заплаты вам встретится понятие «приутюжить». Вспомните, что означает этот термин. Учащиеся дают ответ на поставленный вопрос. Следует вспомнить и правила ТБ при работе с утюгом, иглами, ножницами.
4.Выполнение практического задания учащимися.
Работу выполняем строго по информационной карте, пользуясь раздаточным материалом. При проведении самоконтроля, проверьте, соответствует ли ваша работа необходимым требованиям.
Посмотрите, в каком пункте карты переходим от временных стежков к постоянным.
Направление нити основы заплатки и изделия должны совпадать, чтобы изделие не деформировалось при эксплуатации.
Вопросы есть по выполнению работы? Тогда спешим на помощь Золушке.
Учащиеся работают с образцом заплаты, учитель проводит целевой обход класса.
5. Рефлексия.
- Что у вас сегодня получилось лучше всего?
-В чем испытывали затруднения?
-Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?
-За что вы можете себя похвалить?
-На каком этапе урока вам было интересно работать?
6. Подведение итогов. Выбор лучших образцов, совместное обсуждение работ, разбор ошибок.
Домашнее задание: выполнить в рабочей тетради виды декоративных накладных заплат.
Урок окончен. До свидания.
Учитель технологии Лузина Н.М.