Тема: Братья Гримм «Маленькие человечки»
Цель и задачи:
1. Познакомить с новым произведением Братьев Гримм «Маленькие человечки».
2. Развивать речь, память, навыки чтения, умение работать с текстом.
3. Воспитывать интерес к сказкам, доброту, отзывчивость, оказывать помощь другим.
Методы:
1. словесный
2. наглядный
3. практический
Тип урока:
сообщение новых знаний.
Оборудование:
1. слайды
2. видеофильм «Маленькие человечки»
3. портрет «Братья Гримм»
4. сказки
Ход урока:
I. Организационный момент
- Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любо нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу…
Улыбнитесь друг другу.
- Начнем урок литературного чтения.
II. Проверка знаний.
1. Вопросно-ответная беседа
- Посмотрите на доску, кого вы видите? (- Незнайку)
- С каким произведением о Незнайке мы знакомы? (- Приключения Незнайки и его друзей)
- Кто написал это произведение? (- Н.Носов)
- Почему одного коротышку звали Знайкой, а другого Незнайкой?
- Самым известным среди коротышек был кто? (-Незнайка)
- А самым главным? (- Знайка)
- На дом вам было дано задание, выбрать из текста отрывок, который можно читать по ролям.
2. Чтение по ролям.
- Мы прочитали по ролям 2 отрывка, скажите с кем встретился Незнайка в 1 отрывке?
- Кем был Стекляшкин?
- Кто такой астроном и чем он занимается?
- Почему Стекляшкин знал что Солнце.
- Как вы думаете, Незнайка мог бы стать астрономом?
- Во втором отрывке мы прочитали о том, как Незнайка хотел стать…
- Кого он встретил?
- Кем был Гусля?
- На каком инструменте хотел научиться играть Незнайка?
- Чем ему не понравилась балалайка?
- А потом на каком инструменте?
- На каком инструменте Незнайке понравилось играть?
- Научился ли он играть на трубе?
- Похвалили ли Незнайку жители цветочного города за его игру?
III. Подготовка к новому материалу, сообщение темы и цели урока.
- Как Н.Носов называет своих героев? (Коротышки)
- А еще Коротышек можно назвать Маленькими человечками. Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением, героями которого тоже являются маленькие человечки. Произведение так и называется «Маленькие человечки».
- А чтобы узнать автора, вы должны ответить на вопросы викторины.
ВИКТОРИНА:
1. Зеркальце, зеркальце, молви скорей,
Кто здесь всех краше, кто всех милей?
(Белоснежка и семь гномов)
2. Не надо мне не твоих жемчугов, ни драгоценных камней, и твоей короны золотой я не хочу, а вот если бы ты полюбила …
(Король-лягушонок)
3. Давай те жить, как добрые друзья-товарищи, вместе, и чтоб снами не приключилось опять какой беды...
(Соломинка, уголек и боб)
4. Пойдем, петушок, с нами в город и станем там уличными музыкантами. Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть. Кот петь и на скрипке играть. Собака петь и в барабан бить, а я петь и на гитаре играть...
(Бременские музыканты)
5. Он и начал варить. Много каши наварил. Мат поела, сыта стала. А горшочек все варит кашу. Как его остановишь?
(Горшочек каши)
- Молодцы, вы узнали все сказки. А кто написал эти сказки? (Братья Гримм)
- Правильно, все эти сказки написаны Братьями Гримм. Хочу вам сообщить, что сказку «Маленькие человечки» с которой мы с вами сегодня познакомимся, написали тоже Братья Гримм. Якоб и Вильгельм Гримм родились в небогатой семье, учились в университете и там же работали. Они были погодки, очень дружные. Погодки – это значит разница в возрасте 1 год. Никогда не расставались и не унывали. Они написали много интересных сказок.
Дорогой доброй сказки
Идем мы без опаски
И дружно говорим
Пришли мы к Братьям Гримм
Встречали нас герои,
Красавицы и тролли,
Лягушка и горшок,
И боб и уголек.
И музыкантов Бремена,
Узнали мы уверенно.
И Белоснежку в гномами,
И человечков маленьких,
И снова повторим
Пришли мы к Братьям Гримм.
IV.ФИЗМИНУТКА
А сейчас все по порядку
Встали дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули
Вверх подняли и взмахнули,
Спрятали за спинку, оглянулись!
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели
На носочки поднялись,
Руки вверх, руки вниз.
1,2 – выше голова.
3,4 – руки шире.
5,6 – тихо сесть,
7,8 – лень отбросим.
V. Знакомство с произведением
1. Видеофильм по произведению Братьев Гримм «Маленькие человечки»
- Ребята вам понравилась сказка?
- О какой профессии она нам рассказала?
- Как вы думаете, чему она нас учит?
- Если делаешь добро, то добро возвращается.
На добро всегда отвечают добром.
2. Словарная работа:
- Прежде чем вы начнете читать сказку, давайте проведем словарную работу.
САПОЖНИК – мастер занимающийся шитьем и починкой обуви.
СТЕЖКА –шов, которым прошиваются сапоги.
ТАЧАТЬ –шить строчкой.
ШИЛО – инструмент для шитья и починки обуви.
ИСКУСНЫЙ МАСТЕР – умелый, хорошо знающий свое дело.
3. Чтение учащимися (По цепочке)
VI. Закрепление материала.
1. Стратегия «Авторский стул»
- Ребята, а как бы вы закончили сказку? Закройте глаза, представьте, что вы сказочники, придумайте мысленно концовку сказки …(затем дети по желанию выходят к доске, садятся на стул и рассказывают)
2. – Ребята если вы хотите познакомится с другими сказками Братьев Гримм, вы можете их взять в библиотеке.
VII. Итог
- С какой сказкой мы познакомились на уроке?
- Кто написал?
- Как зовут Братьев Гримм?
- О чем сказка вас заставила задуматься?
VIII. Оценивание
Выставление оценок.
IX. Домашнее задание.
Читать, пересказывать, стр. 176-177.
- А закончить урок я хочу следующими словами:
В мире много сказок
Грустных и смешных
И нельзя на свете
Нам прожить без них.
Сказки учат нас не злиться,
Помечтать и потрудиться,
Сказки учат быть добрее,
Терпеливее, мудрее.