СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Доминантовый септаккорд»

Тема урока: «Доминантовый септаккорд».

Цель урока: знакомство с темой «Доминантовый септаккорд».

Задачи урока:

образовательные:

- обеспечить применение и закрепление знаний, умений и навыков (знание теоретического материала, умения чисто интонировать и соблюдать метро-ритмическую пульсацию, навыков слухового анализа, импровизации, написания диктантов) при исполнении гамм, обеспечить усвоение новых знаний, умений и навыков при изучении темы «Доминантовый септаккорд» при строении, интонировании, разрешении в разных тональностях;- обеспечить контроль за результатами самостоятельной работы обучающихся.

развивающие:- обеспечить развитие музыкального мышления, памяти, внимания, воображения, эмоциональности; обеспечить развитие элементов творческой деятельности: подбора на слух, импровизации, транспонирования; способствовать формированию учебной мотивации обучающихся.

воспитательные:- способствовать гармоничному воспитанию растущей личности; способствовать развитию эстетического вкуса обучающихся; способствовать формированию нравственных качеств личности: гражданственности, дисциплинированности, ответственности, скромности, доброжелательности.

Тип урока: комбинированный.Форма урока: групповая.

Методы обучения:- словесные: изложение теоретического материала, беседа;- наглядные: показ у доски, на инструменте (фортепиано), демонстрация слайдов на компьютере;- проблемные: самостоятельное решение обучающими познавательной задачи, сформулированной преподавателем;- интерактивные: использование соревновательных элементов.

Образовательные технологии:

- личностно-ориентированные (опора на субъективный познавательный опыт обучающихся);- здоровьесберегающие (учет индивидуальных особенностей детей, равномерное распределение во время урока различных видов деятельности);- информационно-коммуникативные (использование ТСО).

Структура урока

  1. Организационный этап. Приветствие.
  2. Усвоение новых знаний. Объяснение темы «Доминантовый септаккорд»: объяснение теоретического материала (Д7, его разрешение), использование образно-эмоциональных ассоциаций (демонстрация слайдов картин, чтение стихотворения «Парус», картинки, изображающие Д7 в окружающей жизни).
  3. Диктант.
  4. Транспонирование.
  5. Задание на дом:

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие.

2. Мотивация, постановка цели урока. Настрой на работу.

- Рада вас видеть. Сегодня нас ждет интересный урок. Мы познакомимся с новым понятием « Доминантовый септаккорд».

- Поработаем над гаммой-упражнением «Бармалейская гамма» ( дети знают, что слова этого упражнения написаны детским писателем К. И. Чуковским). Анализируем трудности. Ученики выделяют движения ломаными арпеджио, скачки на широкие интервалы, секвенции, особенности ритма: синкопы, паузы. Выясняем эмоциональную окраску (предостерегающе, как взрослые предупреждают маленьких детей: «В Африке акулы, в Африке гориллы…» Поем эту гамму с тактированием, с дирижированием, сначала сольфеджируем, затем со словами. Трудные места повторяем (2-е предложение). Анализируем свое пение.

- А теперь займемся вокальной импровизацией «Вопрос – ответ» по Т - D функциям. Играю и пою музыкальный «вопрос» (тоника – доминанта, два такта), ученики сочиняют и поют свой «ответ» (доминанта – тоника). Хвалю за интересное звучание мелодии.

- Теперь нас ждет другая работа - слуховой анализ. Я буду играть, а вы записывайте услышанное. Играю: б 2, ум. 5, гармонический минор, Б 6, ув.4, М 6/4. Проверка этой работы.

3.Первичное усвоение новых знаний. Объяснение темы «Доминантовый септаккорд».

- Ребята, мы знаем с вами доминантовое трезвучие (Д5/3). На какой ступени оно строится? (на пятой). Правильно (записываю на доске в до мажоре). Из каких интервалов оно состоит? (из м.3 и б.3) О чем нам говорит слово «септаккорд» по аналогии со словом «секстаккорд? (об интервале септима). Правильно, так подскажите мне какой звук к трезвучию необходимо дописать, чтобы получился септаккорд? (звук «фа»). Какую септиму образуют крайние звуки? (малую септиму). Как обозначать этот аккорд? (Д7). Из каких интервалов состоит Д7 (б.3, м.3, м.3). Послушайте как звучит аккорд (играю, поем, вслушиваемся). Красиво звучит? (дети соглашаются). А чем отличается звучание трезвучия и септаккорда? (септаккорд звучит более насыщенно, напряженнее, гуще звук). А теперь попробуйте дать определение септаккорду. Что такое септаккорд? С помощью наводящих вопросов ученики приходят к следующему заключению: септаккорд - это аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям, крайние звуки аккорда образуют септиму, поэтому он и называется септаккорд.

- Какой интервал придает звучанию напряженность, которую вы отметили? (септима, это диссонанс). А еще какой диссонирующий интервал «спрятался» в звуках этого аккорда, посмотрите внимательно? (дети озадачены, молчат). С какой темы мы начали занятие? (с темы «Тритоны»). Кто видит тритон в аккорде? (наконец кто-то из учеников справляется с этим заданием, находим тритон, это ум. 5). «Молодец! Это была не простая загадка, но ты с ней справилась» - хвалю я ученицу.

- Мы ведь знаем «характер» тритона, правда в этом аккорде он смягчен, но свой отпечаток на характер звучания он дает (играю еще Д7).

- Посмотрите на эти картины (показываю с ноутбука): В. Васнецов «Аленушка»; И. Шишкин « Лес»; М. Лермонтов, рисунок к стихотворению «Парус». Какая из картин по-вашему подходит к звучанию Д7? Дети выбирают изображение парусника. Вы знаете стихотворение М. Лермонтова «Парус» (кто-то знает, кто-то слышал). Начинаю декламировать, кто-то из учеников мне помогает. Какое слово этого стихотворения помогает нам определить «характер» Д7? («мятежный», т. е. не спокойный). Успокоение аккорду принесет разрешение в тонику. Разрешаем звуки аккорда, записываем, поем. Для наглядности рисуем схему разрешения.

- А где, в окружающей нас жизни, мы можем увидеть проявления нашего предмета? Только присмотревшись повнимательней мы увидим септаккорд в пролетающей группе аистов. Смотрим картинку, на которой изображены четыре аиста, летящие друг за другом, как четыре звука аккорда. А вот картинка, изображающая четыре кленовых листочка, падающих с дерева.

4.Закрепление темы. Играем, разрешаем, записываем Д7 в тональностях соль мажор, ми минор.

5. Диктант.

- Давайте перейдем к следующему заданию: «Допишите в мелодию пропущенные звуки». Вам знакома песня В. Шаинского «Вместе весело шагать» (Да!).- Какой характер музыки? (Веселый). Тональность ми минор. (Настраиваемся в тональности ми минор)- Сейчас мы ее пропоем, шагая под музыку. (Дети встают, шагают и поют со словами под аккомпанемент педагога. Раздаю нотные листы с записанной мелодией и с пропущенными звуками. Поем мелодию еще раз на слог «ле». Обсуждаем особенности мелодического рисунка: форма (два предложения повторного строения), вид минора (гармонический), опевания, повторы фраз, движение по звукам аккорда. Затем ученики выполняют это задание. Проверяем работу сольфеджируя нотный текст.)- Кто нашел в этой мелодии движение по Д7 (дети поднимают руки, называют в каком такте этот аккорд)

6. Транспонирование.

- И последнее задание: транспонируем наш диктант в тональность ре минор.- Назовите знаки ре минора? (Си бемоль). Настраиваемся в тональности, сольфеджируем с дирижированием.

7. Задание на дом.

- Вот и подошел к концу наш урок, открываем дневники и записываем задание: 1) «Бармалейская гамма» - выучить наизусть, следить за чистотой интонации и ритмом; 2) Петь гаммы до минор, ми минор (три вида), ФЛТ, опевания, вводные звуки, ув. 4, ум.5, Д7, оборот t – Д – t; 3) Диктант – выучить наизусть, транспонировать в до минор; 4) Найти Д7 в исполняемых произведениях и в окружающем мире.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия. - Что нового вы сегодня узнали на уроке?- Пригодятся ли полученные знание в дальнейшей нашей работе?- Над чем еще необходимо поработать? Что не получилось?

Выставление отметок. Отмечаю тех детей, кто работал активно.

Категория: Музыка
16.06.2021 16:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!