СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Отклоняющееся поведение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Двигаясь по неправильному пути, не видя результатов своих усилий, родители винят в происходящем себя и ребенка, получают стрессы и нервные расстройства, считая, что нет выхода из сложившейся ситуации. Между тем реальная возможность помочь ребенку все же имеется. Психологи называют ее ««дорогой в четырнадцать шагов».

Шаг 1. Сохраняйте спокойствие и достоинство

Найдите в себе силы для решения ситуации. Не нужно впадать в панику. Криком на ребенка, битьем, угрозами вы ничего не добьетесь. Беда, которая стала горем для вас и всей семьи, поправима. Но исправить ситуацию можно, только если вы отнесетесь к ней спокойно и обдуманно.

Шаг 2. Разберитесь в ситуации

Даже то, что ребенок совершив правонарушение и вам это известно, отнюдь не означает, что он- закоренелый преступник."Не спешите с категоричными выводами. Постарайтесь определиться, сумеете ли вы сами справиться с ситуацией или же вам необходимо обратиться за помощью к специалистам.

Шаг 3. Сохраните доверие ребенка к себе.

Поговорите со своим ребенком на равных, Отсутствие общения приводит к нарастанию непониманий, отдаляет вас и ребенка друг от друга. Нормальное общение всегда включает в себя способность не только слушать, но и слышать. Оно поможет/вам лучше понять своего ребенка, узнать его взгляды и чувства. У подростков достаточно сильно желание к общению, стремление быть выслушанным. Очень ценным для сохранения доверия может быть разговор-воспоминание о вашем детстве, юности, о совершенных в прошлом ошибках, о вашем собственном опыте употребления алкоголя, неудачного самолечения психических травм. Возможно, в таком разговоре удастся выя вить общность ваших прошлых и стоящих сегодня перед ребенком проблем. Вполне возможно, что ребенок ведет себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.

Шаг 4. Узнайте как можно больше о том, что про исходит с вашим ребенком

Совершив противоправные действия, ребенок склонен обвинять в случившемся других, хитрить и. изворачиваться. Постарайтесь разобраться в ситуации максимально объективно. Обладая необходимыми сведениями, будьте внимательны. Если ваши предположения относительно действий собственного ребенка подтвердились, не притворяйтесь, что все в порядке. Дайте понять, что вы в курсе событий.

Шаг 5. Измените свое отношение к ребенку

Случившееся должно заставить вас понять, что ваш ребенок— уже достаточно взрослый, чтобы отвечать за свои поступки.

Шаг 6. Не позволяйте собой манипулировать

Будьте готовы встретить сопротивление со стороны ребенка, его раздражение, попытки вами манипулировать. Сюда могут присоединиться демонстративные попытки покончить с собой, чтобы вы своевременно его спасли и исполнили желание подростка Введение ограничений в конце концов поможет подростку убедиться в том, что он вам небезразличен. А вы не забудьте подчеркнуть, что действуете так, любя и тревожась за него, и поступаете в его интересах.

Шаг 7. Не исправляйте за ребенка его ошибки

Заглаживая ошибки своего ребенка, родители усиливают его чувство безнаказанности. Подобная родительская забота оборачивается «медвежьей услугой»: ребенок не сталкивается с последствиями своего поведения и не делает нужных выводов, становится безответственным.

Шаг 8. Меньше говорите, а больше делайте

Беседы, которые имеют нравоучительный характер, содержат угрозы, обещания «посадить» ребенка, «сдать» его в больницу, быстро становятся для него привычными, вырабатывают безразличие к своему поведению. Он их просто не слушает или делает вид, что слушает, практически не слыша ни единого вашего слова. Такое отношение формируется у ребенка потому, что вы не выполняете ни одного из своих «страшных» обещаний. Поэтому, выслушав очередные угрозы, он легко дает обещание исправиться, стать «нормальным» человеком. Обещать будет все, что угодно, т.к. не собирается ничего выполнять, давно перестав верить в реальность угроз. Ребенок считает вас своей собственностью, поэтому не ждет от вас никаких конкретных действий. Однако, когда вы выполняете свои обещания, он становится гораздо более управляемым и послушным.

Шаг 9. Приложите усилия, чтобы восстановить взаимопонимание с ребенком

Обратитесь вместе с ребенком к психологу, психотерапевту, убедив в том, что эта помощь необходима и вам и ему. Специалист поможет выстроить новые взаимоотношения с вашим ребенком.

Шаг 10. Предоставьте ребенку возможность исправить свое поведение самостоятельно

Бывают случаи, когда ребенок сам признается в том, что он ведет себя неконструктивно, но категорически отказывается обращаться за помощью к специалистам. Разрешите ему попробовать исправить ошибки самостоятельно. Это трудно, но возможно. Поэтому дайте ребенку самому убедиться в этом.

Шаг 11. Не пускайте процесс на самотек

Необходимо поддержать самостоятельные шаги ребенка к исправлению. Используйте любые возможности для моральной поддержки.

Шаг 12. Восстановите доверие к ребенку

В первую очередь прекратите обсуждать уже произошедшее. Не напоминайте ребенку о его проступке, т.к. навязчивые разговоры могут сыграть провокационную роль.

Шаг 13. Установите разумные границы контроля

Конечно, вы не сразу успокоитесь, но не позволяйте

страхам взять верх над благоразумием, не опускайтесь до обысков, осмотров ребенка, мелочного контроля за каждым его шагом — это не поможет, а только будет травмировать его.

Шаг 14. Помогайте ребенку изменить жизнь к лучшему

Постарайтесь найти время для общения и совместных занятий с подростком. Вместе ходите в театры, музеи, на спортивные соревнования. Поощряйте его увлечения, интересы, помогите ему найти дело по душе. Не оставляйте достижения детей без внимания. Напоминайте им, что все плохое проходит. Всестороннее изучение проблем помогает понять", как именно работать с данной семьей. Необходимо выявлять положительные и отрицательные особенности внутрисемейных отношений, чтобы определить реальные пути их оздоровления. В этом может по мочь школьный психолог, используя тесты диагностики особенностей семейного воспитания. Информацию подобного рода получают классные руководители и социальные педагоги при посещении семей в беседах с родителями и детьми. Многое можно узнать из сочинений учеников на такие темы, как «Моя семья», «Как я провожу свое свободное время».

Обращение в органы исполнительной власти и правоохранительные органы с просьбой о применении мер, предусмотренных законодательством в отношении лиц, злостно уклоняющихся от исполнения своих родительских обязанностей, целесообразно применять только в тех случаях, когда исчерпаны все меры педагогического воздействия.

Работу по развитию партнерских отношений с родителями можно выстроить по следующим направлениям:

- повышение педагогической культуры родителей через родительский всеобуч («Университет педагогических знаний», «Педагогический клуб для родителей»);

- работа психологической службы школьные консультации, беседы, организация семинара-тренинга «Компетентный родитель»;

- привлечение родителей к воспитательной работе с детьми в школе.

Тематика родительского всеобуча

I. Приоритет семьи в воспитании ребенка 1. Семья и ее роль в воспитании детей

  • Воспитательный потенциал семьи.
  • Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье.
  • Истоки глубинной привязанности в детско-родительских отношениях
  • Иерархия отношений в семье и особенности семейного воспитания.
  • Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства
  • Типичные недостатки семейного воспитания и пути их преодоления.
  • Способы общения и методы педагогического воздействия на ребенка в семье.
  • Диалог в семейном общении.
  • Принципы творческой педагогики в семье.

2. Уклад жизни в семье

  • Современная семья: возможности и проблемы ее уклада.
  • Необходимость семейных традиций в жизни ребенка.
  • Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях.
  • Место традиций в современном семейном укладе.
  • Этика и эстетика семейного быта.
  • Возможности воспитания трудом в современной семье.
  • Семейный досуг: игры, домашние праздники, телевидение.
  • Искусство создания детского праздника.
  • Влияние фольклорных традиций на развитие и воспитание ребенка.
  • О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье.
  • Традиция семейного чтения.

II.Семья и школа — партнеры в воспитании ребенка

  • Школа как открытая социально-педагогическая система.
  • Семья на пороге школьной жизни ребенка (влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе, формирование личностных качеств ребенка старшего дошкольного возраста, профилактика трудной школьной адаптации).
  • Ребенок в среде сверстников (психолого-педагогические аспекты).
  • Особенности задач семьи и школы в воспитании и социализации ребенка.
  • Модель работы социального педагога с семьей
  • Содержание, формы и методы социальной работы школы с семьей.

III. Здоровый ребенок— здоровое общество

  • Понятие о физическом, психическом и духовном здоровье.
  • Атмосфера жизни семьи как фактор физического и психического здоровья ребенка.
  • Влияние на здоровье ребенка негативной теле- и видеоинформации.
  • Основы формирования у ребенка навыков здорового образа жизни.
  • Профилактика вредных привычек и социально обусловленных заболеваний у детей.
  • Основы деятельности психолого-медико-педагогической службы.

IV.Особенности детской и подростковой психологии

  • Что такое личность?
  • Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию.
  • О развитии самосознания у детей и подростков.
  • Нравственные чувства человека и особенности их формирования.
  • Психология потребностей: разумные потребности псевдопотребности.
  • Нравственный облик и поведение человека.
  • Самооценка у детей: ее адекватность, последствия неадекватности самооценки.
  • Педагогическая запущенность подростка, ее причины.
  • Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей.

V. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей

  • Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка дошкольного возраста в систему образования
  • Правовая и экономическая защита личности ребенка.

Проблема воспитания правовой культуры у детей.

Система профилактики правонарушений и преступлений учащихся включает в себя следующие компоненты:

  1. Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения
  2. Устранение причин отклонений в поведении школьника:

- изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми;

- вовлечение «трудных» учащихся в различных видах положительной деятельности;

- изменение условий семейного воспитания.

Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, сотрудники органов внутренних дел. Успех дела во многом зависит от единства всех перечисленных выше.

10.01.2019 11:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!