СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

От колыбели – к бессмертию (внеклассное мероприятие, посвященное жизни и творчеству великого татарского поэта Габдуллы Тукая)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сцене на стуле сидит шакирд, читает книгу. Звучит песня «Туган тел» на татарском языке.

- Что за знакомая песня звучит?

- Это ведь песня на стихи Тукая,

Проникающая в глубину души

Народная мелодия «Туган тел».

- Да, мы горячо любим и помним нашего бесценного Тукая. Читая его стихи, сказки, учимся жить.

Учитель. Великий татарский поэт Габдулла Тукай прожил неполных двадцать семь лет и всего восемь из них отдал литературному творчеству. И тем не менее творческое наследие его имеет непреходящую ценность. Верно сказано: большое видится на расстоянии. Так происходит и с Тукаем: с годами глубже осознаем мы значение его творчества и величие его личности.

Для того, чтобы одарить народ неувядающими творениями, поэт должен обладать врожденным талантом. А талантом юный Тукай был одарен весьма щедро

. Но для проявления, развития таланта необходимы ещё условия и возможности. А их открыли Тукаю политические завоевания революции 1905 года.Наш праздник посвящается юбилею поэта великого таланта и бесконечно щедрой души, его жизни и творчеству.

Песня «Бэйрэм буген».

Уважаемые ученики! Давайте пройдем по путям-дорогам, которыми некогда прошёл Поэт.

Стихотворение «Монда тудык, монда устек».

1 ведущий. Прошлое этого края полно страданиями безземельных крестьян, их борьбой за землю, за волю и наездами царских карателей. История народа отразилась в задумчивых мелодиях, баитах, в песнях и сказках, несущих в себе народную мудрость.Родные места поэта – Заказанье. Здесь нет ни больших рек, ни бескрайних лугов, ни скалистых гор. Красота Заказанья – в его дремучих лесах с их сказочным хозяином – Шурале, тихих прудах с нависающими над водой густыми ивами, под которым лунными ночами расчёсывает мокрые косы водяная – Су анасы; ручейках, тихо журчащих по низинам, словно бы радуясь жизни и людям.

П ведущий. Здесь, в Кушлавыче, в семье муллы Мухамметгарифа и родился ровно 125 лет назад, 26 апреля мальчик, будущий поэт Габдулла Тукай. Не прошло и пяти месяцев, как вдруг скончался его отец. Овдовевшая мать его, Мамдуда, была выдана замуж за муллу деревни Сасна. А маленького Габдуллу временно поручают на воспитание бедной старушке Шарифе. Тут и настигли мальчишку нескончаемые удары и лишения сиротской доли.На свете, пожалуй, не было ни одного поэта, которому уже с малых лет довелось бы называть «мамой» семерых, а, возможно, и восьмерых чужих женщин. Именно такая участь выпала на долю Габдуллы. Маленький Габдулла у Шарифы не видел ни ухода, ни заботы – терпел одни обиды.

Песня «Бишек жыры».

1 ведущий.Но вот мать забрала сыночка к себе, в Сасну. Читая об этом в автобиографическом очерке Тукая «Что я помню о себе», облегчённо вздыхаешь: наконец-то он у родной матери! Но это счастье длилось недолго: умирает мать Габдуллы – мальчик остается круглым сиротой. Саснинский мулла отсылает его в деревню Училе, к деду по матери. Но и здесь родной бабушки уже не было в живых. Семья многодетная. «Среди шести голубков неродной бабушки я был единственным галчонком: плакал – некому было утешить, норовил приласкаться – некому было приголубить, хотел поесть, попить – некому пожалеть – все толкали да обижали меня…»

Стихотворение «Разбитая надежда».

П ведущий.Это уже четвертая семья, где очутился Габдулла. Он был здесь не только не обласкан, но ещё и голодал. Дед был вынужден побираться по соседним деревням, нести домой чёрствые куски, спасая кучу детей от голодной смерти. Судьба прогнала Габдуллу и из этого дома. Посадили его одному ямщику в сани и отправили в неведомый путь. А в Казани на Сенном базаре, тот ямщик ходил в толпе и выкрикивал: «Отдаю мальчика на усыновление! Бери, кому надо!» Подошёл из толпы мужчина - он и увёз мальчика к себе. Так ремесленник Ново-Татарской слободы Мухамметвали с его женой Газизой обрели себе сына, а Габдулла – новых родителей.

Стихотворение «Боек Тукай».

1 ведущий. Это уже пятый дом, в котором оказался Габдулла. Года два он жил в этой семье, но … вдруг он опять оказывается лишним. Оба враз захворали приёмные родители: «На чьих же руках останется малыш, если мы помрём…» - проводили они его обратно в Училе. «Можно представить себе, как восприняли моё возвращение в семье дедушки, где были уверены, что избавились от меня навсегда». Отсюда, приложив немало усилий, спровадили сироту в деревню Кырлай, в сыновья к Сагди абзый.

Стихотворение «Китап» - «Книга».

П ведущий. Для Габдуллы это была шестая семья.

В Кырлае судьба отнеслась к мальчику благосклоннее. Во-первых, здесь он задержался подольше и начал учиться в медресе. Во-вторых, жизнь в Кырлае дала ему обилие таких впечатлений, которые позже щедро питали его творчество.

Говорят, чтобы понять творчество Тукая, необходимо побывать на его родине. Во времена Тукая близ деревни были дремучие леса. И маленький Габдулла ходил вместе с мальчишками в ночное время стеречь лошадей. Вокруг до небес высились величественные ели и, вне всякого сомнения, откуда-нибудь из чащобы тихонько наблюдал за мальчишками сам Шурале – всё это навсегда запало в чуткую душу Габдуллы.

Стихотворение «Шурале».

1 ведущий.Заказанье, в особенности Кырлай – благодатная почва, где в маленьком Габдулле зародился великий Тукай. Навсегда сохранился в его благородной памяти Сагди абзый в белом переднике, холщовых рукавицах и татарской шапке – как образец трудолюбия, прилежности и мягкости в обхождении. А окрестности Кырлая с их дремучими лесами, прудами, родниками, да и сама деревня с её песнями и играми, обычаями и образом жизни дали ему такое обилие духовной пищи, которого поэту хватило на всю творческую жизнь.

Я постиг, что всё священно: и овин твой, и ручей,

И гумно твоё, и степи, и дороги средь полей,

И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,

Белые чулки да лапти, да онучи, да сума.

И собаки, и бараны – вся родная сторона.

Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна, -

- так писал Тукай об этих же местах, наведавшись в Заказанье после долгого пребывания в иных краях.

П ведущий. Но вот забирают Габдуллу из Кырлая в Кушлавыч, чтобы отправить его к родственникам по отцу, в далекий Уральск. Но к тому времени юнец уже всей душой успел проникнуться сельской жизнью – ее трудами, ее поэзией.Позади остался край, где маленький Габдулла полной мерой испил муки сиротства, - край, одаривший его целым миром волшебных впечатлений. Но что ожидало его впереди – это еще не знали ни сам мальчик-сирота, ни обходительный ямщик по прозвищу Алты-биш Сапый, который увез его в своих крытых санях…А впереди был пестрый городишко Уральск с его ремесленниками и торговцами, церквами и мечетями, школами и медресе. Прощай, Заказанье!.

Песня «Туган авыл».

1 ведущий. Уральск расположен у слияния реки Чагана с Уралом. Год основания города – 1613. До 1775 года Уральск назывался Яицким городком – по названию реки Урал – Яик (Жаек). Габдулла приехал сюда к тете по отцу Газизе с ее мужем Галиасгаром Усмановым. В Уральске были три медресе «Мутыйгия», «Ракибия»,и «Гайния».

Галиасгар Усманов отвел Габдуллу в первое – «Мутыйгия». Здешняя жизнь благотворно влияла на жизнь новичка. Среди шакирдов был силен интерес к литературе, к поэзии. В доме хозяина медресе Мутыгуллы-хазрета звучала музыка, пение. Габдулла быстро сдружился с его сыном Камилем; а Камиль получил европейское воспитание, хорошо пел, одевался по последней моде, прилично знал русский, арабский, мог наизусть читать Коран. Жадный до знаний Габдулла одновременно посещает и трехгодичный русский класс. Отлично усвоивший арабский, персидский и турецкий языки, он вскоре открывает для себя богатейший мир русской и западноевропейской литератур.

П ведущий. Тукаю было 19 лет, когда до Уральска докатились волны революции 1905 года. Впервые в истории города народ, не таясь полиции, хлынул на маевку. Революционные выступления происходили и летом, и осенью 1905 года. По воспоминаниям современников, однажды при разгоне революции нагайка жандармского офицера обожгла и Тукая. Поэт не случайно вспомнил об этом двумя годами позже, когда министры-черносотенцы с трибуны Думы бросили в адрес мусульман провокационный вызов: «Не нравится вам в России – убирайтесь вон в Турцию!», и написал стихотворение «Не уйдем!» («Китмибез»).

Чтец. Стихотворение «Китмибез!».

1 ведущий. Воспользовавшись отвоеванной революцией «свободой печати», КамильМутыги покупает типографию и приобретает право на издание газеты «Уралец». В жизни Тукая начинается новый этап: он поступает в типографию наборщиком. Большевики Уральска пользуются типографией «Уральца» для распространения революционных листовок.

В Уральске Тукай сформировался как поэт и журналист. Уже в сентябре 1905 года в рекламном сборнике будущего журнала «Новый век» появляются первые его стихи. Тукай становится фактическим редактором журнала.В ноябре начинает издаваться газета «Мысль». Тукай уже мечтает о сатирическом журнале. В июне 1906 года появляется и сатирический иллюстрированный журнал «Уклар» - на деле Тукай и здесь занимает роль редактора. Журналистика становится для него родной стихией. Он дни и ночи проводит в типографии за сочинением стихов, статей, переводами для каждого очередного номера. Его имя обретает известность не только в Уральске, но и в Казани, Оренбурге, Петербурге.

Чтец. «Милли моннар» («Родные мелодии»).

П ведущий. Поэта давно тянуло в родные края. В своих мечтах он на «Паре лошадей» уже совершает путь в Казань. Город, покинутый им восьмилетним мальчишкой, теперь представляется ему пределом мечты: центром просвещения и культуры. И осенью 1907 года по улицам, устланным палой листвой, Тукай на извозчике въезжает в Казань. О годы! Как преобразили они Габдуллу. Восьмилетним мальцом уехал он отсюда в неведомый городок на Урале-реке, а обратно возвращался уже зрелым журналистом, поэтом, неистовым публицистом, сатириком, общественным деятелем.

Чтец. Стихотворение «Пар ат»

1 ведущий. Вернулся на родину признанный поэт и публицист, великолепно владеющий, помимо родного татарского, русским, арабским, персидскими турецким.

Здравствуй, Казань!

П ведущий. С осени 1907 года начинается казанский, наиболее плодотворный период в жизни Тукая, составляющий около пяти с половиной лет вдохновенного служения своему народу, своей Родине. В Казани поэт начинает сотрудничать в газете «Эль-ислах» (Реформа) и в журнале «Яшен» (Молния). У него появляются новые друзья: Ф.Амирхан, Х.Ямашев, К.Бакир, В.Бахтияров, Г.Камал, Г.Кулахметов. Он с головой уходит в творческие журналистские будни. Европейски образованный Фатих Амирхан оказал самое глубокое влияние на развитие взглядов и совершенствование поэтического таланта Тукая.

1 ведущий.В Казани до приезда Тукая вопросы народной и детской литератур еще ни разу не ставились в качестве особо важных проблем. Правда, в народе имели распространение книги К.Насыри, Г.Рахманкулова, Т.Яхина и отдельные хрестоматийные сборники. Были в Казани свои молодые, признанные таланты: Г.Камал, Ф.Амирхан, Г.Кулахметов и др. Примечательно, что Тукай из множества идейно-творческих задач выделяет для себя в качестве главных две: возвысить значение устного народного творчества и создать новую литературу для детей. За свою недолгую жизнь в Казани он выпустил 13 книг для детей школьного возраста, 4 книги по изучению устного народного творчества, а всего более 30 книг.

Творческая энергия Тукая нуждалась в широком поле деятельности. В 1910 году под редакцией журналиста Ахмета Урманчеева начинает выходить сатирический журнал «Ялт-юлт» (Зарница), которому Тукай отдавал много сил. Там опубликовал он большинство своих сатирических произведений. Подлинный расцвет поэзии Тукая падает на казанский период.

П ведущий.Тукай очень любил детей, детские, вечерние молодежные игры. Его незаменимые Шурале, Су анасы и другие сказочные персонажи радуют детей уже многие десятилетия.

На сцену выбегает бабочка, а за ней девочка с корзиной в руках.

Девочка: Нинди матур кубэлэк, Сойлэшикче бергэлэп.

Инсценированная песня “Бала белэн Кубэлэк”.

На сцену выбегают Былтыр и Шурале

Шурале: - Уйныйк бергэ кети-кети, Бер дэ шиклэнмэ бездэн.

Без карак, угры тугел, Юл да кисмибез, шулай да

Без бик ук тугры тугел.

Входят с песней “Туган авыл” Гали, Кэжэ, Сарык. В сумке книги.

  • Исэнмесез, таныш булыйк, без – Гали белэнКэжэ.

Кэжэ: Килдек менэ сезнен янга урманнын аланыннан.

Тукай китапларын алдык Галинен акчасына.

Шэкерт: Рэхмэт инде, Кэжэ дус, эйдэ, тургэ утегез.

Безнен белэн шушы залда бераз бэйрэм итегез.

Шурале: Э минем бер рэхэтлэнеп китап укыйсым килэ.

Китаптагы сорауларны сезгэ бирэсем килэ.

Шэкерт: Рэхим ит, Шурале.

Шурале укый. «Кызыклы шэкерт», «Бала белэн Кубэлэк», «Гали белэн Кэжэ» шигырьлэрен, «Шурале», «Су анасы» экиятлэрен кем язган?

Бергэ: Габдулла Тукай.

Гали: Минем дэ бер соравым бар.

Нэкъ кеше кебек узе,мангаенада могезе

Шунын белэн шаккаттыра, Былтыр кысты дип кычкыра,

Туганнарын чакыра. Кем ул узе?

Бергэ: Шурале.

Кэжэ: Мин дэ эйтэм, тынлагыз, жавапны тизрэк табыгыз.

Жылы итеп киендерэ, Жылытып соендерэ.

Тоягы анын ярык, исеме була - ….

Бергэ: Сарык.

Шэкерт: Дусларым, эйтегез. Габдулла Тукай бит балаларны, балалар уеннарын яраткан. Э нинди уенны ул бик яраткан?

Бергэ: Ачыкавыз.

Шэкерт: Эйдэгез, бергэлэп уйнап алабыз.

Игра «Ачык авыз».

Шэкерт: Дуслар, карагызэле, Су анасыкилэ.

Шурале: Уйныйкэлекети-кети, Су анасы, кил бире.

Су анасы: Юк, юк, чэчлэремне тарарга тарагымны эзлисем бар. Бая кондез урлап качты бер малай. Таралмаган чэчлэр белэн ничек итеп Тукай бэйрэменэ бара алыйм?

Шэкерт: Су анасы, без сина тарагынны табарга булышырбыз. Син безне дэ Тукай бэйрэменэ алып барырсын микэн сон?

Гали: Ничекитеп? Ни белэн барырбыз икэн сон анда?

Шурале: Бик гади, боек Тукаебызнын пар атларын жигэбез дэ – эйдэ бэйрэмгэ.

Шэкерт: Мэ, Су анасы, ал тарагынны. Син ачуланма инде, тарагын бик матур бит.

Су анасы: - Ярар, эйдэгез кузгалыйк, бэйрэмгэ сонга кала курмик.

«Пар ат» жырын жырлап, дугаларга жигелеп чыгып китэлэр.

1 ведущий. Тукай придавал огромное значение становлению татарского национального театра. Как раз театру посвятил Тукай одно из своих стихотворений по возвращении в Казань («Театр»). Общественное значение театра Тукай видит не только в нравственном отношении, но и в социальном.

Чтец. Стихотворение «Театр».

П ведущий. Жизнь в Казани на многое раскрыла глаза Тукаю. Меняется настроение его духа. Со дня на день усиливается у поэта запущенная болезнь – туберкулез легких. В марте 1912 года он тяжело переживает внезапную смерть Хусаина Ямашева После смерти Хусаина жизнь для него становится малоинтересной, постылой. Он пускается в путешествие: едет в Уфу, потом в Петербург, снова в Уфу, потом – в казахскую степь, на кумыс, лечиться. Тукай уже чувствовал, что жить ему остается считанные месяцы. Он старается воспользоваться каждой минутой, чтобы успеть высказать народу свои последние слова.

1 ведущий.В начале 1913 года здоровье Тукая резко ухудшилось. Однако он не перестает писать. Произведения последних месяцев жизни поэта еще полнее раскрывают его как великого патриота, гражданина, глубоко осмысливающего исторические судьбы родины.

Отправляясь из гостиницы «Амур» в Клячкинскую больницу, Тукай сознает, что для него это – последнее «путешествие». Накануне он зашел проститься к ФатихуАмирхану, снимавшему номер по соседству. Фатих сказал ему:

- Выздоравливай скорей, чтобы нам с тобой поскорей свидеться!

Тукай ответил ему:

- Ты уж не спеши свидеться со мной, живи-ка подольше.

15 апреля Тукая не стало.

П ведущий. Такой многолюдной процессии Казань еще не знала. В день похорон Тукая во всех школах был прерваны занятия. Редакции газет и журналов были завалены телеграммами соболезнования и скорби. Об этом же свидетельствуют периодика Петербурга и Москвы. Большой интерес к личности и творчеству Тукая начинает проявлять русская и зарубежная печать. От больницы на перекрестке улиц, которые ныне носят имена Островского и Кави Наджми, процессия двигается к татарскому кладбищу в Ново-Татарской слободе.

1 ведущий. Для нас имя Тукая означает целую эпоху в духовном развитии татарского народа, в становлении его литературы, искусства, культуры в целом. Поэт навсегда остался жить в благодарной памяти народа.

Чтец. Стихотворение «Тукайга».

П ведущий. Живет и здравствует Тукай и на театральной сцене, и в исторических романах. За лучшие произведения литературы и искусства учреждены в Татарстане ежегодные Государственные премии имени Габдуллы Тукая. Одна из улиц древней Казани названа именем Тукая.

1 ведущий. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР имя великого поэта присвоено бывшему Челнинскому району Татарстана. Имя Тукая носят улицы городов Уральска Казахстана, столицы Узбекистана Ташкента.

Горячо, празднично выражается любовь к своему великому сыну весной, в апреле, в день его рождения. Каждый год 26 апреля торжественно возлагаются цветы к памятнику Тукаю. Писатели группами выезжают в Тукай-Кырлай, Арск, в Тукаевский район, где проводят литературные встречи с населением. Такие же торжества проводятся и во многих других городах и районных центрах, во всех школах Татарстана.

П ведущий. Произведения Тукая большими тиражами издаются на русском и многих других национальных языках страны. Поэт продолжает жить вместе со своим народом, вместе с нами.

К 100-летию со дня рождения Тукая в Казани открылся новый, расширенный музей Габдуллы Тукая.

Так получил Тукай свое бессмертие.

Песня «Туган тел» на русском языке.

Категория: Литература
23.10.2015 16:17


© 2015, ifhbgjdf 1623

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!