СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в преподавании предметов ЕМЦ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Основной целью базового школьного образования является интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирования ло­гического, абстрактного и вероятностного мышления, создание практической ос­новы их дальнейшего эффективного обучения.

Познавательная деятельность является одной из ведущих форм работы с уча­щимися, которая стимулирует интерес к учебе. Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения.

Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом:

  • природных задатков;
  • способностей;
  • условий социализации в современной школе.

Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познаватель­ных потребностей. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.

Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспек­тиву успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль.

Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке, т.е. цель дифференцированного обучения - это оказание психологической и методической помощи учащимся, чтобы они были успешными в учебной дея­тельности. Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический диском­форт учеников - это позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, форми­рует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения.

В практике обучения предметам ЕМЦ чаще всего дифференцируют по сте­пени трудности самостоятельные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей обучающихся и их склонностей к предмету. Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при по­вторении пройденного.

Дифференцированный подход к учащимся можно осуществлять на всех этапах урока, используя современные методы обучения: проблемный (перспективный) ме­тод; лабораторный метод; метод программированного обучения; эвристический метод; метод построения математических моделей, аксиоматический метод и др.

1 этап. Опрос

При письменном опросе используют задания различной степени сложности, те­сты трех уровней.

Устная проверка знаний: первыми вызывают учащихся слабо владеющих про­граммным материалом, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Для проверки домашнего задания вызываются учащиеся с разным уровнем подготовки, это является и дополнительным стимулом для более качественной подготовки к уроку. Для оценки такого вида работы учащийся получает дополнительные во­просы, с учетом индивидуальных особенностей.

В процессе изучения материала проводятся самостоятельные работы. После изучения раздела проводят контрольные работы с дифференцированными задани­ями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням (высокий, средний, слабый).

2 этап. Объяснение нового материала

При объяснении нового материала используются современные методы обучения.

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, то можно таким образом «разучить» его думать самостоятельно.

Поэтому одним из важных приемов обучения является проблемное обучение.

Проблемное обучение - обучение, при котором учитель не сообщает учащимся го­товых знаний, а организует учащихся на их поиск. Перед учащимися ставят проблемные вопросы, стараются, чтобы на них отвечали не только сильные дети, объяснение выстраивается так, чтобы ученики сами делали выводы, выводили формулы, обобщали. Математические понятия, зако­номерности, теории излагаются в ходе поиска, наблюдения и анализа. Такой подход к организации изучения нового по­могает усвоить теоретический материал непосредственно на уроке

Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле обще­ния между учителем и учащимися, когда возможна свобода выбора выражения своих мыслей, когда диалог между учителем и учащимися осуществляется в доб­рожелательной обстановке.

Использование проблемной ситуации при решении задач, при объяснении нового материала помогает учителям вовлекать учащихся в активную познавательную дея­тельность.

Программированное обучение - это такое обучение, когда решение задачи пред­ставлено в виде строгой последовательности элементарных операций

Программированное обучение предусматривает:

1) правильный отбор и разбиение учебного материала на небольшие порции;

2) частый контроль знаний;

3) переход к следующей порции лишь после ознакомления учащегося с правиль­ным ответом или характером допущенной им ошибки;

4) обеспечение возможности каждому ученику работать со свойственной ему, ин­дивидуальной скоростью усвоения, что является необходимым условием активной самостоятельной деятельности ученика по усвоению учебного материала.

Аксиоматический метод как метод обучения служит для систематизации знаний учащихся, выяснения того, “что из чего следует”, для установления истинности предложений специфическим для математики способом, для вывода новых знаний из имеющихся. Этот метод всегда применяется на уроках геометрии, так как сам курс построен на аксиомах, теоремах, не зная которые невозможно решить даже самую простую задачу.

Метод обучение с использованием ИКТ.

3 этап. Закрепление нового материала

При закреплении нового материала выполняются тренировочные упражнения, позволяющие понять, как применяется теоретический материал. Если во время та­кой работы ответ ученика не оценивается, то они сами проявляют желание выйти к доске, им интересно как они поняли тему и могут ли решить примеры самостоя­тельно. Многие учителя предлагают делить классы на разно уровневые группы. На наш взгляд, это нельзя делать и уж тем более публично выделять сильную, сред­нюю и слабую группу. Бывают темы, при изучении которых и слабый ученик мо­жет получить за ответ «5». Часто при закреплении нового материала проводят раз­личные виды самостоятельных работ (работа в группах, традиционная самостоя­тельная работа по вариантам, работа с взаимопроверкой и др.). Количество зада­ний, а также время для их выполнения для каждого вида работы разное, в зависи­мости от цели, которую при этом преследуют.

При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач, для учащихся подбираются задания с постепенно увеличивающейся степе­нью трудности. Учителя математики информатики осуществляют дифференциа­цию и при проведении практических работ.

4этап. Домашнее задание

Рекомендуется задавать дифференцированное домашнее задание. Не стоит прак­тиковать это часто, так как в домашнюю работу включают обычно задания трени­ровочного характера, позволяющие закрепить тему и определить - какие моменты, действия не понятны и на что стоит обратить дополнительно внимание, сделать дополнительные разъяснения. Домашнее задание может быть и индивидуальным, имеющим творческий характер.

Таким образом, дифференцированный подход на уроках обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивает способности обучающихся, а также помогает

  • пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными особенностями;
  • ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
  • сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
  • закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия;
  • актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
  • сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышен­ной сложности;

Итак, дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он тре­бует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот метод обучения требует последовательно­сти и систематизации. Только на основе таких факторов можно добиться положи­тельных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эф­фективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активно­сти и самостоятельности.

Осуществляя дифференцированный подход, не стоит забывать об индивидуаль­ной работе. Без индивидуализации не может быть развивающего обучения, которое способствует формированию обобщенных приемов умственной деятельности – ал­горитмического и эвристического (частично-поискового) типа.

Если дифференцированный подход можно осуществить только во время учеб­ного процесса, то индивидуальная работа осуществима как в рамках урока, так и во внеклассной работе.

Подводя итог, можно сказать, что учителя во время учебного процесса высту­пают в различных ролях: учителя-консультанта (консультирует и поддерживает учеников в процессе самостоятельной деятельности); учителя-модератора (дея­тельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей); учителя - тьютера (осуществление педагогического сопровождения ученика; помощь учащимся реализовать свои познавательные интересы и личные устремления, умение слушать и выделять существенные моменты в любом выска­зывании ученика, направлять с помощью наводящих вопросов на более глубокое понимание материала).

И в заключение хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. И задача каждого учителя - создать для школьника ситуацию успеха для реализации его потенциальных возможностей.

15.10.2015 22:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!