СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Основной целью базового школьного образования является интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирования логического, абстрактного и вероятностного мышления, создание практической основы их дальнейшего эффективного обучения.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм работы с учащимися, которая стимулирует интерес к учебе. Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности школьника является такая организация работы учителя, в которой учитываются индивидуальные особенности учеников. Наиболее оптимальный результат в данной ситуации даст технология дифференцированного обучения.
Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом:
Цель дифференцированного обучения – обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей. Обучение каждого ребенка должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе.
Принципы дифференцированного обучения включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса, не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль.
Это достигается дифференциацией заданий по объему и сложности, а так же путем реализации различных форм и методов организации деятельности учащихся на уроке, т.е. цель дифференцированного обучения - это оказание психологической и методической помощи учащимся, чтобы они были успешными в учебной деятельности. Достоинство данного способа обучения состоит в том, что в некоторой степени решается проблема неуспеваемости, снимается психологический дискомфорт учеников - это позволяет снизить перегрузки, снимает беспокойство, формирует чувство собственного достоинства учащихся, повышает мотивацию обучения.
В практике обучения предметам ЕМЦ чаще всего дифференцируют по степени трудности самостоятельные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей обучающихся и их склонностей к предмету. Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного.
Дифференцированный подход к учащимся можно осуществлять на всех этапах урока, используя современные методы обучения: проблемный (перспективный) метод; лабораторный метод; метод программированного обучения; эвристический метод; метод построения математических моделей, аксиоматический метод и др.
1 этап. Опрос
При письменном опросе используют задания различной степени сложности, тесты трех уровней.
Устная проверка знаний: первыми вызывают учащихся слабо владеющих программным материалом, сильные же дети исправляют и дополняют ответы. Для проверки домашнего задания вызываются учащиеся с разным уровнем подготовки, это является и дополнительным стимулом для более качественной подготовки к уроку. Для оценки такого вида работы учащийся получает дополнительные вопросы, с учетом индивидуальных особенностей.
В процессе изучения материала проводятся самостоятельные работы. После изучения раздела проводят контрольные работы с дифференцированными заданиями, а в конце года итоговое контрольное тестирование по трем уровням (высокий, средний, слабый).
2 этап. Объяснение нового материала
При объяснении нового материала используются современные методы обучения.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, то можно таким образом «разучить» его думать самостоятельно.
Поэтому одним из важных приемов обучения является проблемное обучение.
Проблемное обучение - обучение, при котором учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а организует учащихся на их поиск. Перед учащимися ставят проблемные вопросы, стараются, чтобы на них отвечали не только сильные дети, объяснение выстраивается так, чтобы ученики сами делали выводы, выводили формулы, обобщали. Математические понятия, закономерности, теории излагаются в ходе поиска, наблюдения и анализа. Такой подход к организации изучения нового помогает усвоить теоретический материал непосредственно на уроке
Проблемное обучение реализуется успешно лишь при определенном стиле общения между учителем и учащимися, когда возможна свобода выбора выражения своих мыслей, когда диалог между учителем и учащимися осуществляется в доброжелательной обстановке.
Использование проблемной ситуации при решении задач, при объяснении нового материала помогает учителям вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность.
Программированное обучение - это такое обучение, когда решение задачи представлено в виде строгой последовательности элементарных операций
Программированное обучение предусматривает:
1) правильный отбор и разбиение учебного материала на небольшие порции;
2) частый контроль знаний;
3) переход к следующей порции лишь после ознакомления учащегося с правильным ответом или характером допущенной им ошибки;
4) обеспечение возможности каждому ученику работать со свойственной ему, индивидуальной скоростью усвоения, что является необходимым условием активной самостоятельной деятельности ученика по усвоению учебного материала.
Аксиоматический метод как метод обучения служит для систематизации знаний учащихся, выяснения того, “что из чего следует”, для установления истинности предложений специфическим для математики способом, для вывода новых знаний из имеющихся. Этот метод всегда применяется на уроках геометрии, так как сам курс построен на аксиомах, теоремах, не зная которые невозможно решить даже самую простую задачу.
Метод обучение с использованием ИКТ.
3 этап. Закрепление нового материала
При закреплении нового материала выполняются тренировочные упражнения, позволяющие понять, как применяется теоретический материал. Если во время такой работы ответ ученика не оценивается, то они сами проявляют желание выйти к доске, им интересно как они поняли тему и могут ли решить примеры самостоятельно. Многие учителя предлагают делить классы на разно уровневые группы. На наш взгляд, это нельзя делать и уж тем более публично выделять сильную, среднюю и слабую группу. Бывают темы, при изучении которых и слабый ученик может получить за ответ «5». Часто при закреплении нового материала проводят различные виды самостоятельных работ (работа в группах, традиционная самостоятельная работа по вариантам, работа с взаимопроверкой и др.). Количество заданий, а также время для их выполнения для каждого вида работы разное, в зависимости от цели, которую при этом преследуют.
При закреплении материала, с целью выработки навыков решения практических задач, для учащихся подбираются задания с постепенно увеличивающейся степенью трудности. Учителя математики информатики осуществляют дифференциацию и при проведении практических работ.
4этап. Домашнее задание
Рекомендуется задавать дифференцированное домашнее задание. Не стоит практиковать это часто, так как в домашнюю работу включают обычно задания тренировочного характера, позволяющие закрепить тему и определить - какие моменты, действия не понятны и на что стоит обратить дополнительно внимание, сделать дополнительные разъяснения. Домашнее задание может быть и индивидуальным, имеющим творческий характер.
Таким образом, дифференцированный подход на уроках обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивает способности обучающихся, а также помогает
Итак, дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на основе таких факторов можно добиться положительных результатов в усвоении программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями, развитие их творческой активности и самостоятельности.
Осуществляя дифференцированный подход, не стоит забывать об индивидуальной работе. Без индивидуализации не может быть развивающего обучения, которое способствует формированию обобщенных приемов умственной деятельности – алгоритмического и эвристического (частично-поискового) типа.
Если дифференцированный подход можно осуществить только во время учебного процесса, то индивидуальная работа осуществима как в рамках урока, так и во внеклассной работе.
Подводя итог, можно сказать, что учителя во время учебного процесса выступают в различных ролях: учителя-консультанта (консультирует и поддерживает учеников в процессе самостоятельной деятельности); учителя-модератора (деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей ученика и его способностей); учителя - тьютера (осуществление педагогического сопровождения ученика; помощь учащимся реализовать свои познавательные интересы и личные устремления, умение слушать и выделять существенные моменты в любом высказывании ученика, направлять с помощью наводящих вопросов на более глубокое понимание материала).
И в заключение хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться.
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. И задача каждого учителя - создать для школьника ситуацию успеха для реализации его потенциальных возможностей.
© 2015, Дранная Наталия Александровна 1004