СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенности сенсорной системы детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Организм ребенка с первых лет жизни значительно отличается от взрослого. Реакция восприятия к условиям новой среды требует быстрого развития мозга, особенно его высших отделов – коры больших полушарий. Однако различные зоны коры созревают не одновременно.
Для нервной системы у детей дошкольного и младшего школьного возраста характерна высокая возбудимость и слабость тормозных процессов, что приводят к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточность координации движения. Характерно быстро уставать.
Важно помнить, что при организации занятий надо избегать монотонности, соблюдать дозировку нагрузки, так как у детей недостаточно развито ощущение усталости.
Слабость корковых процессов у детей и преобладание подкорковых процессов возбуждения, в этом возрасте показывает, что дети легко отвлекаются при любых внешних раздражителях (непроизвольный характер).
Произвольный характер внимания очень кратковременный. В 5 -7 лет способность лишь к 15 -20 минутам внимания (отсутствие чувства времени).
Недостаточное развитие лобных программирующих зон коры обуславливает слабое развитие способностей предвидения ситуации. Пример: вовремя остановиться после бега, или подставить руки для ловли мяча.
Большое значение для формирования двигательных навыков имеет использование подражательных рефлексов, эмоциональность знаний, игровая деятельность. В 5 – 6 лет у детей увеличивается сила и подвижность нервных процессов.
В младшем школьном возрасте уже возникают преобладающие влияния коры на подкорковые процессы, усиливаются процессы внутреннего торможения и произвольного внимания, появляется способность к освоению сложных программ деятельности, формируются характерные индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности ребенка.
Развитие сенсорных систем в основном происходит на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста.
Зрительная сенсорная система – быстро развивается первые 3 года, до 12 – 14 лет
совершенствуется.
Возрастные изменения рефракции глаза
Возраст (лет) |
Дальнозоркие (%) |
С нормальным (%) зрением |
Близорукие (%) |
5-7 8-10 11-13 14-16 |
69,8 59,5 47,1 31,8 |
26,5 34,1 43,9 56,8 |
3,7 6,3 9,0 11,4 |
У детей 4 -6 лет преобладает дальнозоркость, но с возрастом она уменьшается. Однако уже в первые годы школы растет число близоруких детей из-за неправильной посадки при чтении и письме, предметы находятся слишком близко.
В младшем школьном возрасте по мере улучшения взаимосвязи зрительной информации и двигательного опыта улучшается оценка глубины пространства. Зрение к 8 -ми годам достигает взрослой величины.
Зрительные сигналы играют важную роль в управлении двигательной деятельности ребенка, но обработка зрительных сигналов мозгом еще не совершенна. Качественная перестройка происходит к 6-ти годам, когда начинается вовлечение в анализ зрительной информации ассоциативных нижнетеменных зон мозга.
В 9-10 лет – формирование лобной ассоциативной зоны, к 10-12 годам – формирование зрительной функции в основном завершается.
Слуховая сенсорная система – имеет важное значение, для развития речи, обеспечивает не только восприятие речи, но и формирует обратную связь при собственном произношении слов. Анализирует продолжительность звуковых сигналов, темпа и ритма движений, участвует в развитии чувств времени, благодаря наличию двух ушей – включается в формирование пространственных представлений ребенка.
Острота слуха у 7-13 летних детей (порог слышимости) хуже, чем у 14-19 летних, когда достигается наиболее высокая чувствительность.
Двигательная сенсорная система – созревает у человека одна из первых. Подкорковые отделы двигательной сенсорной системы созревают раньше, чем корковые: к 6-7 годам объем подкорковых образований увеличивается до 98%, от взрослого, а корковых только 70-80%.
К 12-14 годам развитие двигательной сенсорной системы достигает взрослого уровня.
Вестибулярная сенсорная система – одна из самых древних систем организма.
Начинает проявляться еще у плода с 4 месячного возраста. Благодаря этому, раннее возникновение контактов вестибулярной сенсорной системы с моторной системой и с другими сенсорными системами позволяет ребенку к 2-3 годам освоить основной фонд движений и начать занятия физическими упражнениями с первых лет жизни, плаваньем с первых недель, а гимнастикой и фигурным катанием с 3-4 лет и т.д.
Тактильная сенсорная система – развивается рано у новорожденных при прикосновении, особенно в области лица, губ, увеличивается с ростом двигательной активности и достигает максимального значения к 10 годам.
Болевые пороги чувствительности снимаются от грудного возраста до 6 лет в 8 раз.
Чувствительность вкусовых и обонятельных сенсорных систем заметно повышается к 5-6 годам и в младшем школьном возрасте практически достигается взрослых значений.
Физическое развитие и опорно-двигательная система.
Для определения биологического возраста устанавливается степень окостенения отдельных костей скелета, развития вторичных половых признаков, прорезание и смена зубов, изменение основных показателей физического развития и т.д. созревание отдельных органов и систем в течение индивидуальной жизни происходит неравномерно.
С 5-7 лет резко увеличивается темп роста тела в длину: на 7-10 см. в год. Этот период совпадает с началом обучения в школе. Изменяется характер повседневной двигательной деятельности.
На уроках физической культуры ребенку предлагаются новые, не известные ранее физические упражнения.
Кости детей по сравнению с костями взрослых содержат меньше минеральных веществ и легко подвергаются искривлению. Суставы обладают высокой подвижностью, связки легко растягиваются.
К 6-7 годам в мышцах происходят существенные изменения, увеличение толщены мышечных волокон. Они развиваются неравномерно: первыми крупные мышцы туловища, вторыми нижних конечностей и плечевого пояса, позднее мелкие мышцы.
Наблюдается совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Значительно улучшается координация движений. В это время интенсивно формируются психомоторные функции, связанные с быстротой и точностью движений.
Скорость освоения новых движений зависит не только от усердия и мастерства ученика, но и от того, насколько зрелым является опорно-двигательный аппарат. Структурная дифференцировка мышечной ткани связана с совершенствованием симпатических контактов двигательных нейронов с мышцами и особенно интенсивно происходит в 7 лет ( свободно манипулируют предметами, четко координируют движения руками и ногами, при выполнении сложных упражнений).
Центральной нервной системе принадлежит важнейшая роль в обеспечении взаимодействия организма со средой, в организации адаптивного реагирования на внешние воздействия.
Происходят перестройки в функциональной организации мозговых структур, определяющих осуществление таких важных психофизических функций как восприятие и внимание.
В 7 лет происходят существенные изменения в деятельности сердечнососудистой системы, значительно увеличивающие ее резервные возможности, столь необходимые для энергетического обеспечения высокой двигательной активности. Развивается способность выполнять движения путем подражания, точность выполнения зрительно-моторных задач, продолжается совершенствование рефлекторных механизмов, обеспечивающих равновесие тела.
Увеличивается длина шага при ходьбе на 7-8 см., при беге до 20 см., темп бега падает, но скорость увеличивается, длина и высота прыжка у мальчиков становится больше чем у девочек, дальность броска, точность попадания в цель.
В этот же период повышается сила всех групп мышц. Повышается статическая выносливость мышц кисти рук, увеличивается особенно у мальчиков, время удержания статических поз тела «вис» и «упор». Ученики способны осваивать навыки плавания, катание на коньках, лыжах, велосипеде и т.д.
Все это свидетельствует об интенсивности развития моторики в дошкольном возрасте.
Особенности возрастного развития физических качеств.
Физические качества детей формируются в разные возрастные периоды. Для развития каждого качества имеются определенные сенситивные периоды онтогенеза, когда может быть получен наибольший его прирост. Они имеют специфические особенности проявления и индивидуальную программу развития, определяемую генетически.
Таблица: Возрастная динамика развития физических качеств у мальчиков
(по: Бальсевич В.К., 2000)
Возраст, лет |
Время реакции, мс |
Теппинг-тест, дв./10с |
Скорость бега, м/с |
Высота прыжка, см |
5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-19 |
286,0 219,7 207,0 203,3 179,3 171,0 177,4 |
47,8 53,9 55,8 62,4 62,9 71,4 72,8 |
4,07 4,83 5,09 6,85 7,76 7,73 8,46 |
25,6 30,6 35,1 38,9 44,2 46,2 45,0 |
Быстрота – как физическое качество тождественно понятию скоростные способности.
Под скоростными способностями понимается комплекс функциональных свойств нервно-мышечного аппарата, обеспечивающий выполнение двигательных действий за минимальное время.
Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей.
К элементарным формам относятся:
Быстрота реакции подразделяется на две большие группы: простую и сложную.
Простая скорость реакции характеризуется заранее известным ответом на заранее известный раздражитель (зрительный, слуховой, тактильный сигнал). Например: старт легкоатлета в ответ на выстрел стартера и т.д. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 секунды.
К сложным двигательным реакциям относят – «выбор движения» и «на движущейся объект». Например, реакция выбора: по хлопку учителя дети увеличивают скорость бега, по свистку – замедляют.
Под реакцией «на движущейся объект» понимается время решения двигательной задачи, основу которой составляет перемещающийся в пространстве объект.
Скорость одиночного движения рассматривается в виде перемещения отдельного звена тела (руки, туловища и т.д.) на заданное расстояние с минимальной затратой времени.
Под частотой (темпом) движений понимается максимальное количество двигательных актов, совершаемых человеком за определенный относительно короткий интервал времени.
Физиологический механизм элементарной быстроты имеет сложную цепь последовательных операций:
Комплексные формы:
Основой скоростных способностей является подвижность нервных процессов возбуждения и торможения в ЦНС и ВНС.
Элементарные и комплексные формы скоростных способностей строго специфичны и независимы друг от друга. Показатели время реакции не связаны с результативностью бега на дистанции, поэтому требуется дифференцированный подход к совершенствованию как элементарных, так и комплексных форм скоростных способностей.
Умение ребенка правильно выполнять движения, косвенный показатель его умственного развития. Ученые разработали нормативные показатели по всем основным видам физических упражнений и требований к качеству их выполнения. Эти данные используются при разработке программ физического воспитания.
Развитие двигательных качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. При выполнении упражнений в разном темпе дети развивают умение в соответствии с заданным темпом.
Развитию быстроты способствуют подвижные игры, в которых подача определенного сигнала или игровая ситуация пробуждает ребенка изменить скорость движений. Она влияет на подвижность нервных процессов, формирование пространственных, временных и глазомерных оценок, позволяет ребенку ориентироваться в изменяющихся условиях окружающей среды.
Абсолютная мышечная сила в дошкольном и младшем школьном возрасте нарастает умеренно. В различных мышечных группах прирост мышечной массы, изменение состава волокон и мышечной силы происходит не равномерно. Основной прирост мышечной силы происходит после переходного периода онтогенеза (с 14 лет).
С 6-7 лет, когда скорость прироста силы начинает опережать прирост веса, относительная сила ребенка начинается увеличиваться. Сила мышц рук и ног у детей 5-6 лет значительно меньше, чем у 7-8 летних. У дошкольников сила мышц туловища значительно больше, чем мышц конечностей. Сила мальчиков и девочек 7-8 лет одинакова, а в 10-11 лет в связи с более быстрым развитием женского организма сила девочек превышает силу мальчиков. В 6-7 лет наибольшую силу имеют мышцы сгибатели туловища, бедра и подошвенные сгибатели. В 9-11 лет увеличивается сила разгибателей этих звеньев тела. Отсутствие сильного «мышечного корсета» приводит к нарушению осанки, искривлению позвоночника при постоянных не правильных положениях тела ребенка. Слабость мышц стопы при больших отягощениях, к развитию плоскостопия.
Вывод: мышечная система на ранних стадиях развития требует специального внимания при организации занятий физическими упражнениями.
Скоросно-силовые возможности ребенка развиваются постепенно, скорость активации и вовлечение в работу отдельных двигательных единиц и возможности их синхронизации. Эти функциональные особенности определяют так называемую взрывную силу, которая проявляется в показателях бросков, прыжков, метаний. Увеличение прироста скорстно-силовых показателей наблюдается в 7-9 лет (прыжки в длину). В 8-10 лет – выносливость при прыжках вверх.
Статическая выносливость (висы, упоры и т.д.) невелика, они не рекомендуются для дошкольного возраста, так как могут вызвать неблагоприятную реакцию сердечнососудистой системы.
Ловкость – комплексное понятие, в ее структуру включается способности быстро осваивать новые упражнения, координировано выполнять сложные движения и эффективно действовать в необходимых условиях, создавая новые двигательные акты. Ловкость менее других качеств контролируется генетически и относится к наиболее тренируемым качествам.
Развитию ловкости способствует созревание высших отделов мозга (особенно третичных полей коры больших полушарий), совершенствование центральной регуляции моторных функций (налаживание регуляции мышц – антагонистов, межмышечной координации и пр.), улучшение функций скелетных мышц (более быстрое развертывание механических реакций при возбуждении мышечных волокон и др.).
Уже в дошкольном возрасте растет точность метания в цель, точность прыжка. После 7-ми лет – в младшем школьном возрасте происходят наибольшие сдвиги координационных способностей. Совершенствование функций лобных долей в младшем школьном возрасте обеспечивает рост обучаимости детей, ускоряет формирование двигательных навыков, улучшает процессы программирования, внесение коррекций в моторные программы, повышает способность выделять из внешних сигналов наиболее информативные признаки, усиливает речевую регуляцию движений. Все это улучшает проявление ловкости у детей.
Гибкость – одно из наиболее ранних по развитию качеств. Начиная с 4-х летнего возраста, она быстро совершенствуется на всем протяжении дошкольного и младшего школьного возраста, благодаря хорошей растяжимости мышечных волокон и связочного аппарата у детей.
Во всех возрастных периодах гибкость лучше выражена в женском организме по сравнению с мужским.
Заключение.
Общеизвестно, что начальная школа закладывает фундамент успешного обучения детей в целом. Упущения на этой ступени обучения проявляются несформированностью общеучебных умений и навыков, стойкими не успехами в учебе, негативным отношением к школе, что бывает трудно или почти не возможно скоррегировать и компенсировать. А от того, как сложится для ребенка школьная жизнь, зависит в дальнейшем его социализация и интеграция в общество.
Гуманистическая направленность современного образования воздвигает требования более полной реализации идей дифференциации и индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние здоровья, степень тяжести нарушения психического здоровья детей, компенсаторные возможности их организма, индивидуально-типологические особенности.
Неоднородность состава учащихся начальных классов, ярко проявляется на разных уровнях овладения программным материалом. В каждом классе встречаются дети, которые плохо запоминают материал, медленно и не полностью, их знания недостаточно прочны и четки.
Индивидуальные различия могут касаться темпа и качества выполнения заданий. Таким детям требуется дополнительная помощь, в виде коррекционных занятий с педагогом-психологом. Нацелены эти занятия на предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники в учебе через формирование психологического базиса (основы) высших психических функций.
Итак, в каждом возрастном периоде стоят свои задачи сенсорного развития, решать которые следует путем разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функций восприятия в онтогенезе.
© 2015, Москаленко Наталья Викторовна 9660