СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В зависимости от изученного материала, возраста, психологических особенностей обучающихся используются различные формы проведения рефлексии. Рефлексию можно применять не только в конце урока, как принято считать, но и на любом этапе урока. Рефлексия направлена на осознанное понимание проделанного на определенном пути исследования. Ее цель-построение осмысленной цепочки способов и методов исследования, приводящих к нужным результатам.
Способность к рефлексии формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает. Ведь хорошо известно: когда человек объясняет что-то другому, он сам начинает лучше понимать то, что объясняет. Поэтому на первых порах обучения математике необходимо требовать от ребенка не только самостоятельного и правильного выполнения действий, но и развернутого словесного разъяснения всех совершаемых операций.
Для этого в процессе действий ребенку следует задавать вопросы о том, что он делает, почему делает именно так, а не иначе, почему его действие правильно, и т.д. Ребенка нужно просить сделать и рассказать так, чтобы «всем было понятно». Подобные вопросы рекомендуется задавать ребенку не только в тех случаях, когда он допустил ошибку, а постоянно, приучая его подробно разъяснять и обосновывать свои действия.
Возможно также использование коллективной мыслительной деятельности, когда анализ решения задачи дети проводят в паре, при этом один из учеников выполняет роль контролера, требующего объяснить каждый шаг решения.
Особенности развития внимания на уроках математики. Виды внимания и его особенности при решении математических задач.
Виды внимания:
Чтобы развить внимание на уроках математике, можно давать детям следующие задания:
1.Перепишите числа в порядке возрастания
2. Решите примеры устно и запишите их ответы в порядке убывания:
3.Увеличь отрицательное каждое число на 9, а каждое положительное число уменьши на 6:32,49,56,127,391,782….
4. Спиши числа, которые оканчиваются на 2 и делятся на3.
21, 12, 72, 42, 63, 82, 112.
5. Даны числа:
23 74 41 14
40 17 60 50.
Какое число лишнее, в какой строчке?
(В первой строчке лишнее число 74, остальных чисел сумма цифр равна 5, во второй строчке лишнее 17, в записи остальных чисел есть 0).
Основные приемы самоконтроля и методика его формирования при обучении математике.
Существуют приемы, формирующие самоконтроль на уроках математике:
Методика формирования самоконтроля при обучении математике.
Для формирования самоконтроля у ребенка следует обучить его приему – проверка решения. Оно начинается с того, учитель пишет столбик примеров, в которых ученик должен найти ошибки. При этом ошибочные ответы чередуются с правильными. Например, так: 2+3=5; 4-2=2; 5-3=3; 4+2=6; 5+2=7; 7+2=8.
Для проверки ученику дают красный карандаш. Против верных ответов он ставит плюс, а неверные зачеркивает, надписывая нужное число сверху.
На втором этапе занятий ученик сам пишет несколько примеров так, чтобы одни были правильны, другие - нет. Листок откладывается на 2-3 дня (для забывания), затем проверяются так же, как раньше проверялось задание, подготовленное учителем. Все эти занятия проводятся в форме игры « в учителя».
Когда ученик научится быстро и точно проверять примеры (записанные как учителем, так и им самим), нужно побудить его применять выработанный навык по отношению ко всем математическим заданиям.
За исправления никогда не следует ругать, так как самоисправления – это первая форма самоконтроля.
Текстовая задача – мощное средство обучения и развития учащихся и средство контроля и оценки как усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей.
В процессе решения текстовой задачи можно выделить следующие этапы:
Именно на последнем этапе у учащихся зачастую возникают затруднения, так как навыки самоконтроля у большинства слабо развиты либо вовсе отсутствуют. Для решения данной проблемы учителя могут использовать некоторые задания для формирования у школьников самоконтроля на отдельных этапах решения текстовой задачи.
© 2023, Пустовалова Анна Сергеевна 59