СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Особенности работы с детьми в группе компенсирующей направленности с тяжелыми множественными нарушениями развития.
С 2020г. в моей педагогической практике стал накапливаться опыт работы с детьми с ТМНР.
Сложности работы заключались в том, что у некоторых воспитанников отсутствовала речь вообще, а у других слабо развита. Движения рук ограничены, не держали карандаш, выбрать тот или иной предмет из-за ограничения умственных и психических возможностей, эмоционально-волевая сфера нарушена, ребенок не всегда мог контролировать свои эмоции, дети неусидчивые, требовали много внимания и понимания. Практически отсутствовала обратная связь от ребенка к педагогу. Некоторые дети совершенно не обладали социциально-личностным развитием (не садился за стол, боялся воды, было много страхов, не умел играть, не знал, что делать с игрушками). Научить таких детей - это непростое дело, оно требует вкладывать частичку самого себя в каждого ребенка. Много эмоциональных сил, своей энергии приходиться отдавать детям, с тяжелыми нарушениями развития.
В силу своих особенностей они сопротивляются или активно отказываются от предлагаемых обучающих занятий или деятельности. Работая с детьми, имеющими нарушения развития важно набраться терпения и еще раз терпения, и стремиться к тому, чтобы они становились активными членами общества, не были изолированы.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируется с запозданием, в том числе и навыки общения. Развитие навыков общения сильно отличается от развития детей в норме. Такому ребенку трудно устанавливать эмоциональный контакт даже с одним человеком. А когда приходиться организовывать таких детей для участия в группе возникает много сложностей.
Вся наша работа с детьми построена на системном подходе к ребенку в соответствии с его физическими и психическими возможностями.
Цель работы – использование методов и форм организации образовательной деятельности, которые соответствуют уровню развития и индивидуальной коррекции воспитанника.
Содержание работы строится по всем пяти образовательным областям : познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и социально-коммуникативное развитие.
Работа выстраивается при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: педагогом-психологом, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре.
В нашей группе мы создали предметно-пространственную развивающую среду, которая полностью соответствует потребностям наших воспитанников.
Развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Для организации сюжетно – ролевой игры создана система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, организация уголка психологической разгрузки «уголок уединения», где дети могут спокойно полежать или посидеть со своими любимыми игрушками.
Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям обеспечивает все основные виды детской активности.
Также, развивающую среду мы продолжаем наполнять играми и развивающими пособиями, сделанными своими руками (дидактические игры и альбомына липучках, дыхательные тренажёры, игры для развития мелкой моторики).
Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки. Дети учатся владеть новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
Используем в своей работе игры с крупами. Например: сортировка фасоли по цвету, «Найди игрушку» и т.д. Цель: Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, координации движений; подготовка руки к письму, знакомство с принципом разделения.
Пальчиковое рисование — это увлекательный творческий процесс, который приносит огромную пользу ребенку. Во-первых, это отличный способ развития мелкой моторики.
Пальчиковые игры – это не только веселое, но и чрезвычайно полезное занятие для малышей. Они способствуют:
Развитию мелкой моторики, а значит и речи;
Развитию координации движений;
Подготовке руки к письму;
Расширению словарного запаса;
Развитию внимания, памяти, воображения;
Снятию эмоционального и умственного напряжения;
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса
В процессе продуктивной деятельности формируются у ребенка дошкольного возраста важные качества личности: умственная активность, любознательность, самостоятельность. Используем также нетрадиционные техники в рисовании и аппликации.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:
уточнение артикуляции;
развитие фонематического восприятия;
расширение лексического запаса;
развитие слухового внимания и двигательной памяти;
совершенствование общей и мелкой моторики;
выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
творческой фантазии и воображения.
Мы побуждаем детей договаривать отдельные слова и даже фразы (в зависимости от индивидуальных возможностей каждого ребёнка). Также, приобщаем ребят к рассматриванию иллюстраций в книгах.
В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром,
развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми.
Социализация наших детей заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.
Главной задачей социализации, на уровне ДОУ, считаю вовлечение таких детей в детский коллектив.
Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для этого мы посещаем старшую группу «Ивушка» и ходим на музыкальное занятие с средней группой «Ёлочка».
Изначально деткам было тяжело находится в группе, где количество детей больше, шумно. Постепенно стали привыкать.
Самообслуживания и социально-бытовых навыков.
В процессе овладения этих навыков важно тренировать их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях.
Постепенно наша помощь и родителей уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание на формирование мотивации к овладению навыков.
Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку включиться в жизнь.
При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов.
Ежедневное информирование родителей о ходе образовательного процесса через выставки детского творчества, информационные стенды
Формы работы с родителями могут быть самыми разными: это беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, участие в досуговых мероприятиях и групповых праздниках.
ВЫВОД. Работа с ОСОБЕННЫМИ детьми - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды.
© 2022, Черанева Ольга Севастьяновна 117