СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления. Сегодня мы поговорим о гимнастике после сна, или гимнастике пробуждения как об одном из элементов здоровьесберегающих технологий.
Гимнастика после дневного сна (ГПС) – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.
Основные цели ГПС: способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей, приведению их мышц в тонус, поднятию настроения, а главное - сохранению и укреплению здоровья детей.
Основные задачи ГПС:
• укреплять опорно-двигательный аппарат;
• совершенствовать и развивать координацию движений;
• повысить жизненный тонус;
• укрепить иммунитет;
• тренировать терморегуляционный аппарат.
• учить детей дышать через нос;
• упражнять в плавном свободном выдохе;
• формировать умения выполнять движения по показу
взрослого.
• воспитывать привычку здорового образа жизни.
Для облегчения протекания процесса перехода ото сна к бодрствованию необходимо учесть следующие факторы:
Поэтому рекомендуется :
Очень важно, чтобы первое, что видел ребенок после сна - это улыбающееся лицо воспитателя, слышал плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих, поэтому воспитателю необходимо быть крайне внимательным к себе, следить за своей мимикой, эмоциональным состоянием, речью.
Что касается условий проведения ГПС, они должны удовлетворять следующим требованиям: проводить в хорошо проветренном помещении (разница температур между спальней и групповой комнатой изначально не превышает 3 градуса, в дальнейшем можно увеличить этот параметр), хорошо проветрить групповую перед пробуждением детей, за 15 минут до начала пробуждения завершить проветривание, в теплое время года возможно проведение занятия в условиях углового проветривания. ГПС проводится в трусиках и босиком. Детям, перенесшим простудные заболевания, около 2-х недель не рекомендуется хождение по голому полу босиком.
Комплексы оздоровительной ГПС составляются на месяц, чтобы за это время дети успели овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.
Длительность проведения:
1 младшая группа 4-5 минут
2 младшая группа 5-6 минут
Средняя группа 6-8 минут
Старшая группа 8-10 минут
Подготовительная группа 10-12 минут
Начинают гимнастику с уже проснувшимися детьми, остальные постепенно подключаются по мере пробуждения ото сна. Возможно сопровождение пробуждения негромкой музыкой. Ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять упражнения. Рекомендуется впоследствии поговорить с ними о причинах их нежелания выполнять упражнения со всеми.
Варианты бодрящей гимнастики ( по Т.Е. Харченко):
Пальчиковые игры положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга, дыхательная гимнастика способствует укреплению слабых физиологически детских дыхательных мышц, является профилактикой заболеваний дыхательной системы; в некоторые комплексы можно включать игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики. В процессе выполнения движений мы идем от центра к периферии тела. Не рекомендуется использовать упражнения силовые и на выносливость. Игровой элемент является неотъемлемой частью любого комплекса гимнастики в детском саду, особенно в младших группах.
Схема проведения гимнастики после сна: гимнастика в постели (2-3 мин)-переход в более прохладную групповую, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки(стоя или на стульчиках) – переход в «теплую « комнату, выполнение там части упражнений для осанки и т.п.-переход в « холодную» комнату, дыхательная гимнастика- индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа- водные процедуры.
Поскольку часто наблюдается ситуация, когда часть детей только вышла после болезни, поточное закаливание не является целесообразным для всех. В связи с этим Т.Е. Харченко предлагает выполнить гимнастику в постели, поднять детей, пройти с ними в групповую комнату, где выполнить различные движения: ходьбу по кругу, на разных частях стопы, медленный бег и т.д. На полу можно разложить массажные коврики и предложить детям выполнить на них задание: потоптаться, перепрыгнуть и т.д. После проведения бодрящей гимнастики желательно проводить водные закаливающие процедуры (обливание ног, босохождение, обтирание всего тела влажной салфеткой или варежкой, топтание в тазу со снегом и т.д.).
Для оценки адекватности выбранной нагрузки необходимо наблюдать за состоянием детей. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребенок чувствует себя бодрым, энергичным и в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близка к оптимальной.
Работа с родителями:
Литература:
1.Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Детство-пресс, СПБ, 2012г.
Интернет- ресурсы:
2.
3.
6.http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/11/prezentatsiya-dlya-vospitateley-bodryashchaya-gimnastika-posle-sna
Приложение :
«Спаси птенца»
(Комплекс бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода снятия психоэмоционального напряжения, элементов пальчиковой гимнастики и дыхательной гимнастики).
Проводится сначала в постели,затем в групповой комнате. Звучит спокойная музыка.Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове. Дети ложатся поверх одеял.
Воспитатель: Дети, представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец, который выпал из гнезда. Согрейте свои руки (дети трут свои ладошки друг о друга до покраснения и ощущения в них тепла). А сейчас вытяните руки ладонями вверх. Пусть птенец сядет вам на руки. Согрейте его- медленно, по одному пальчику сложите пальчики в кулаки, начиная с мизинчика, спрячьте в них маленького птенца. Подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием ( вдох - продолжительный выдох). Приложите кулачки к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и теплоту дыхания. А теперь раскройте ладони (дети медленно разжимают свои кулачки, начиная с большого пальца), и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему, и он еще прилетит к вам (дети улыбаются друг другу).
Дыхательное упражнение «Молодцы!»
1-вдох, 2-4- выдох. На выдохе произнести слово « мо-лод-цы». Повторить 3 раза, медленный темп.
© 2024, Рыженко Екатерина Геннадьевна 49