СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Особенности проведения бодрящей гимнастики для дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные, но забытые методы, формы и средства оздоровления. Сегодня мы поговорим о гимнастике после сна, или гимнастике пробуждения как об одном из элементов здоровьесберегающих технологий.

Гимнастика после дневного сна (ГПС) – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.

Основные цели ГПС: способствовать быстрому и комфортному пробуждению детей, приведению их мышц в тонус, поднятию настроения, а главное - сохранению и укреплению здоровья детей.

Основные задачи ГПС:

  1. Оздоровительные:

• укреплять опорно-двигательный аппарат;

• совершенствовать и развивать координацию движений;

• повысить жизненный тонус;

• укрепить иммунитет;

• тренировать терморегуляционный аппарат.

  1. Обучающие:

• учить детей дышать через нос;

• упражнять в плавном свободном выдохе;

• формировать умения выполнять движения по показу

взрослого.

  1. Воспитательные:

• воспитывать привычку здорового образа жизни.

Для облегчения протекания процесса перехода ото сна к бодрствованию необходимо учесть следующие факторы:

  • Звуковые сигналы
  • Зрительные сигналы
  • Импульсы, поступающие от различных органов и систем

Поэтому рекомендуется :

  • Включить приятную негромкую музыку или самостоятельно исполнять композиции, при желании подыгрывая себе на несложном мелодичном музыкальном инструменте
  • Увеличить освещенность комнаты (постепенно, можно раздвинуть шторы или их часть)
  • Воздействовать на кожные рецепторы прохладным воздухом, поступающим из приоткрытой форточки или из другого помещения; воздействовать на скелетные мышцы, выполняя физические упражнения

Очень важно, чтобы первое, что видел ребенок после сна - это улыбающееся лицо воспитателя, слышал плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих, поэтому воспитателю необходимо быть крайне внимательным к себе, следить за своей мимикой, эмоциональным состоянием, речью.

Что касается условий проведения ГПС, они должны удовлетворять следующим требованиям: проводить в хорошо проветренном помещении (разница температур между спальней и групповой комнатой изначально не превышает 3 градуса, в дальнейшем можно увеличить этот параметр), хорошо проветрить групповую перед пробуждением детей, за 15 минут до начала пробуждения завершить проветривание, в теплое время года возможно проведение занятия в условиях углового проветривания. ГПС проводится в трусиках и босиком. Детям, перенесшим простудные заболевания, около 2-х недель не рекомендуется хождение по голому полу босиком.

Комплексы оздоровительной ГПС составляются на месяц, чтобы за это время дети успели овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.

Длительность проведения:

1 младшая группа 4-5 минут

2 младшая группа 5-6 минут

Средняя группа 6-8 минут

Старшая группа 8-10 минут

Подготовительная группа 10-12 минут

Начинают гимнастику с уже проснувшимися детьми, остальные постепенно подключаются по мере пробуждения ото сна. Возможно сопровождение пробуждения негромкой музыкой. Ни в коем случае нельзя заставлять детей выполнять упражнения. Рекомендуется впоследствии поговорить с ними о причинах их нежелания выполнять упражнения со всеми.

Варианты бодрящей гимнастики ( по Т.Е. Харченко):

  • Разминка в постели и самомассаж
  • Гимнастика игрового характера
  • Гимнастика с использованием тренажеров или спорткомплекса
  • Пробежки по массажным дорожкам
  • Лечебно-восстановительная
  • Музыкально-ритмическая.

Пальчиковые игры положительно влияют на функционирование речевых зон коры головного мозга, дыхательная гимнастика способствует укреплению слабых физиологически детских дыхательных мышц, является профилактикой заболеваний дыхательной системы; в некоторые комплексы можно включать игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики. В процессе выполнения движений мы идем от центра к периферии тела. Не рекомендуется использовать упражнения силовые и на выносливость. Игровой элемент является неотъемлемой частью любого комплекса гимнастики в детском саду, особенно в младших группах.

Схема проведения гимнастики после сна: гимнастика в постели (2-3 мин)-переход в более прохладную групповую, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки(стоя или на стульчиках) – переход в «теплую « комнату, выполнение там части упражнений для осанки и т.п.-переход в « холодную» комнату, дыхательная гимнастика- индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа- водные процедуры.

Поскольку часто наблюдается ситуация, когда часть детей только вышла после болезни, поточное закаливание не является целесообразным для всех. В связи с этим Т.Е. Харченко предлагает выполнить гимнастику в постели, поднять детей, пройти с ними в групповую комнату, где выполнить различные движения: ходьбу по кругу, на разных частях стопы, медленный бег и т.д. На полу можно разложить массажные коврики и предложить детям выполнить на них задание: потоптаться, перепрыгнуть и т.д. После проведения бодрящей гимнастики желательно проводить водные закаливающие процедуры (обливание ног, босохождение, обтирание всего тела влажной салфеткой или варежкой, топтание в тазу со снегом и т.д.).

Для оценки адекватности выбранной нагрузки необходимо наблюдать за состоянием детей. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребенок чувствует себя бодрым, энергичным и в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близка к оптимальной.

Работа с родителями:

  • Текущий комплекс гимнастики целесообразно вывешивать для ознакомления родителям и в беседе с ними рекомендовать выполнение хотя бы некоторых процедур дома для профилактики заболеваний и улучшения самочувствия.
  • В работу с родителями можно включить совместное выполнение разнообразных ковриков-дорожек, используя пуговицы, деревянные палочки, крышки от пластиковых бутылок, горох, фасоль, мелкие камешки, песок.

Литература:

1.Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Детство-пресс, СПБ, 2012г.

Интернет- ресурсы:

2.http://www.raduga-3.ru/index.php/2-uncategorised/96-gimnastika-probuzhdeniya

3.https://open-lesson.net/3622/

4.http://www.maam.ru/detskijsad/zdorovosberegayuschie-tehnologi-v-dou-bodrjaschaja-gimnastika-posle-dnevnogo-sna-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html

5.http://gym1534uz.mskobr.ru/dou_edu/gbou_detskij_sad_1204/obrazovanie/methodical_cabinet/stati/konsul_taciya_dlya_vospitatelej_quot_osobennosti_provedeniya_bodryawej_gimnastiki_posle_sna_quot/

6.http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/11/prezentatsiya-dlya-vospitateley-bodryashchaya-gimnastika-posle-sna

Приложение :

«Спаси птенца»

(Комплекс бодрящей гимнастики для детей старшего дошкольного возраста с использованием метода снятия психоэмоционального напряжения, элементов пальчиковой гимнастики и дыхательной гимнастики).

Проводится сначала в постели,затем в групповой комнате. Звучит спокойная музыка.Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове. Дети ложатся поверх одеял.

Воспитатель: Дети, представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец, который выпал из гнезда. Согрейте свои руки (дети трут свои ладошки друг о друга до покраснения и ощущения в них тепла). А сейчас вытяните руки ладонями вверх. Пусть птенец сядет вам на руки. Согрейте его- медленно, по одному пальчику сложите пальчики в кулаки, начиная с мизинчика, спрячьте в них маленького птенца. Подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием ( вдох - продолжительный выдох). Приложите кулачки к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и теплоту дыхания. А теперь раскройте ладони (дети медленно разжимают свои кулачки, начиная с большого пальца), и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему, и он еще прилетит к вам (дети улыбаются друг другу).

Дыхательное упражнение «Молодцы!»

1-вдох, 2-4- выдох. На выдохе произнести слово « мо-лод-цы». Повторить 3 раза, медленный темп.

15.04.2024 09:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!