СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности литературных жанров для детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности жанров:

Сказка

— это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

Признаки сказки:

- наличие законченного сюжета;

- занимательность;

- необычность;

- наличие вымысла;

- воспитательная направленность.

Виды сказок:

1.Сказки о животных. (Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи.)

2.Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.)

3.Волшебные сказки. (Для них характерно наличие чудес, какой — либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба — Яга, падчерица, царевич, дурак и т.д.)

Зарубежная сказка/литературная сказка -

Специфические особенности литературной сказки в сравнении с народной заключаются в своеобразии содержания и формы, а именно:

1. В отличие от фольклорного произведения литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему.

2. В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т.е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.

3. Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т.е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.

4. В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры. Писатели воссоздают характеры героев, более сложные и психологически мотивированные в отличие от народной сказки. Сказки Пушкина, Ершова, Одоевского не об условных сказочных героях-масках, а о живых, неоднозначных, противоречивых людях с неповторимыми характерами и чувствами

5. Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: авторское отношение, оценки, благодаря которым читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит.

6. Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни. Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть "лицо" автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.

Басня

– это литературное произведение нравоучительного характера. Если говорить простыми словами, то басня – это произведение, в котором содержится мораль (нравоучение) и высмеиваются пороки людей. При этом в баснях вместо людей главными персонажами выступают животные, вещи или растения. Произведения могут быть как в стихотворной форме, так и прозаической.

Стихотворение

– это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.

Признаки стихотворения:

- небольшие размеры произведения;

- изображения переживания или чувства;

- стихотворная форма.

Детская игровая поэзия.

Признаки.

Раскрытие жанровой специфики парадоксально-игровой поэзии: Окружающий мир воспринимается глазами ребенка, часто повествование ведется от первого лица - дошкольника или младшего школьника; обычные предметы наделяются необычными свойствами или ведут себя неожиданным образом; в стихах сочетаются противоположные или несочетаемые понятия; в предложении меняются местами слова или части слов, создавая эффект веселой нелепицы; используются звуковые повторы, повторы слов и слогов, уподобление одних слов другим.

Научно-познавательная сказка

– это сказка, в которой в занимательной форме даются сведения из области науки и техники.

Жанровые признаки:

  1. Использование приемов УНТ:

  • Элементы сказочной композиции: зачин, троекратные повторы и т.д.;

  • Говорящие животные;

  • Прозрачная мораль;

  • Юмор;

  • Диалог;

  • Сказовая манера повествования: сочетание с союзом «да», инверсия, уменьшительно - ласкательный суффикс, просторечная лексика, обилие глаголов, стишки-песенки, имена-прозвища у животных, образно-устойчивые обороты.

  1. Есть главный герой, который получает сведения об окружающем мире.

  2. Пейзаж – это рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

  3. Доступность в изложении научной информации – нет специальных терминов.

  4. Психологизм, эмоциональность.

  5. Лаконичность.

  6. Антропоморфизм – перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, на предметы.

  7. Воспитание нравственности.

  8. Повествование от первого лица.

Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.

Признаки рассказа:

- повествовательность;

- небольшой объём;

- небольшое число героев;

- описание одного эпизода.

Миф

— это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий. Мифы — это не рассказы и не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.

Легенда

— это произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись

— это памятники исторической прозы Древней Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Былина

– один из видов устного народного творчества. В былинах рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитниках Русской земли, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.

— это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

Признаки былин:

- сказание о богатырях и исторических событиях;

- сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;

- неторопливое повествование.

Притча

— это небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Басня

– это литературное произведение нравоучительного характера. Если говорить простыми словами, то басня – это произведение, в котором содержится мораль (нравоучение) и высмеиваются пороки людей. При этом в баснях вместо людей главными персонажами выступают животные, вещи или растения. Произведения могут быть как в стихотворной форме, так и прозаической.

Пьеса

– это произведение в драматургии, которое предназначено для сцены и спектаклей. По пьесам ставятся также телеспектакли и радиоспектакли. В пьесе есть действующие лица, которые ведут диалог и монолог, а кроме того, она дополнена функциональными авторскими ремарками. Такие ремарки обычно обозначают место, где происходит действие, описывается интерьер, внешность того или иного персонажа, манеру его поведения и многое другое, что сочтет нужным указать автор.

17.12.2022 13:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!