СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы обучения русскому языку. Орфография

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того же, чтобы даже элементарно уметь писать, необходимо знать хотя бы основные орфографические правила. То есть орфография находится в активном пользовании у каждого человека. Именно в этом и состоит специфика орфографии, и именно эта её специфика вызывает, очевидно, такую острую дискуссию при решении любых орфографических вопросов.

Поэтому достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остаётся одной из наиболее сложных задач обучения русскому языку. Но это невозможно без получения учениками определённого круга знаний, но главное – без постижения ими орфографической зоркости, орфографической культуры.

Однако учителя русского языка хорошо знают, что обучение правописанию детей на уроке сопряжено с рядом трудностей. Несмотря на то, что область орфографии давно и разносторонне изучается, всё же остаётся много вопросов, недостаточно исследованных, хотя и актуальных по сей день. К их числу относится и проблема орфографической зоркости в условиях урока. Существует множество мнений, методик, однако не создано пока ещё такой методики, которая в руках любого грамотного учителя гарантировала бы стопроцентный успех правописания у учащихся. Успех учителя во многом зависит от того, насколько он владеет методами и приёмами обучения орфографии школьников, знает особенности детской психики, умеет организовать работу по освоению орфографических знаний.

В основу изучения орфографии и формирования орфографических навыков в школе положена работа над орфограммами. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. И в этом им, в первую очередь, должны помочь учителя русского языка.

Наблюдения за уровнем преподавания и качеством знаний на уроках русского языка свидетельствуют о том, что не все возможности и резервы используются учителями в целях формирования у школьников навыков грамотного письма. Далеко не всегда учитываются в полной мере сложность и длительность формирования орфографических навыков, навыков грамотного письма у детей. Нередко перед учащимися ставятся непосильные задачи, предлагаются упражнения и задания, не учитывающие усвоение школьниками пройденного материала.

Русская орфография справедливо считается одной из лучших орфографий буквенно-звуковых систем письма, однако всё же и в ней есть трудные случаи. Эти трудные случаи – разные в разных разделах (частях) орфографии, у них разная «природа» и разная степень трудности. Трудности, имеющиеся в русской орфографии, объясняются рядом причин: сосуществование различных, иногда даже противоречащих друг другу принципов правописания, неудачностью принятых в своё время орфографических решений, другими причинами. Есть в орфографии и такие трудности, которые выходят за рамки трудностей орфографических: бывают трудны для интерпретации сами языковые категории, с которыми связано определённое орфографическое оформление.

Закономерны и неизбежны в определённые периоды изменения правописания. Французский лингвист Ж. Вандриес писал: «Нельзя иначе отнестись, как с одобрением, к тем, кто пытается устранить недостатки орфографии. То, что установлено по условному соглашению, может и по условному соглашению быть отменено. Мы не вмешиваемся в жизнь языка, исправляя его орфографию».

Языковые явления нельзя унифицировать, упрощать. Их можно только внимательно изучать. На основе всестороннего изучения какого-нибудь явления можно проследить тенденцию его развития и в некоторых случаях предсказать, какой из двух существующих вариантов в конечном счёте победит. Всё сказанное относится к языку. А орфографию, правила письма, можно и нужно время от времени изменять, приводить в соответствие с языком. Орфография создаётся людьми, творится ими. Но, конечно, не правы те, кто думает, что, усовершенствуя орфографию, мы «ломаем язык». Конечно, орфография иногда может влиять на те явления, которые стоят на периферии языка. Но таких изменений очень и очень мало.

Орфография должна соответствовать языку, тогда она проста и последовательна. Но обычно правописание отстаёт от языка. Вот почему в нём всегда есть правила, которые требуют механического заучивания, так как они не объясняются современным состоянием языка.

Если бы алфавит был составлен по принципу: «количество букв соответствует количеству фонем языка», то вопрос об орфографии наполовину бы отпал. Но так как идеальных алфавитов нет, и они складывались исторически, отражая разные тенденции, то употребление алфавита в письме нуждается в орфографических правилах.

Категория: Русский язык
02.11.2018 13:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!