СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные положения технологии проведения учебных дискуссий

Нажмите, чтобы узнать подробности

В традиционной отечественной дидактике дискуссия рассматривалась как одна из возможных форм обучения, но специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий преподавателя. Несмотря на глубокий психологический анализ возможностей диалогового взаимодействия в обучении, в российской педагогике дискуссия как способ построения образовательного процесса, способ работы преподавателя разработана пока недостаточно.

В отечественной литературе наиболее полно основы образовательного процесса в форме дискуссий изложены М.В.Клариным. Ниже приводится интерпретация его идей в формализованном виде.

Цель технологии проведения учебных дискуссий: развитие критического мышления учащихся, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

К характерным чертам учебной дискуссии относятся:

1.Учебная дискуссия диалогична по самой своей сути - и как форма организации обучения, и как способ работы с содержанием учебного материала.

2.Дискуссия является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.

3.Применение дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в подготовке к теме дискуссии.

4.Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников, т.е. обращении учащихся друг к другу для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы.

5.Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специально организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.

6.На первых порах использования учебной дискуссии усилия педагогов сосредоточены на формировании дискуссионных процедур. Впоследствии в центре внимания оказывается не только выявление различных точек зрения, позиций, способов аргументации, их соотнесение и составление более объемного и многопланового видения явлений, но также сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов. Чем больше учащиеся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится их творческий потенциал.

7.Учебная дискуссия уступает изложению по эффективности передачи информации, но эффективна для закрепления сведений, творческого осмысления материала, формирования ценностных ориентаций.

К задачам, которые решаются в ходе дискуссии относят:

1)задачи конкретно-содержательного плана (осознание участниками противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление их применения и т.д.);

2)задачи организации взаимодействия в группе (распределение ролей в группах-командах, выполнение коллективной задачи; согласованность в обсуждении проблемы, соблюдение принятых правил, процедур и т.д.).

В мировой педагогической практике получили распространение следующие формы учебной дискуссии: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «форум», «симпозиум», «дебаты», «судебное заседание», «техника аквариума» и др.

Литература

Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.

2.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. – Волгоград: Учитель, 2007.

3.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М. Изд. Центр «Академия», 2002.

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

5. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии./ Под ред.С.А.Смирнова. 4-е изд., испр. – М.: Изд. Центр «Академия»,2001.

6. Шамова Т.И.и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; Под ред. Т.И.Шамовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

17.01.2017 14:22


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!