СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация самостоятельной работы на уроках теоретического обучения как средство развития учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Учитель уже не является единственным источником информации, всезнающим оракулом. Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями. Это человек умеющий добывать, приобретать знания, применять их в любой жизненной ситуации.

При обучении по традиционной технологии знания учащимся преподносятся в готовом виде через преподавателя, у ребят нет выбора при их приобретении. В результате они «разучиваются думать и работать самостоятельно». Преобладают словесные методы изложения материала, при которых внимание рассеивается и усваивается только часть информации. Основная ставка на память учащихся, так как надо по памяти воспроизвести учебный материал. У кого лучше память, тот успешнее воспроизводит изученное. Кроме этого при традиционном обучении наблюдается разрыв между требованиями преподавателей учебного заведения и работодателей к выпускникам, недостаточно внимания уделяется развивающей и воспитывающей целям урока.

Чтобы решить эти проблемы, необходимо выбирать эффективные технологии, которые  основаны на самостоятельной работе учащихся по добыванию знаний.

Под самостоятельной работой обычно понимают работу, выполняемую «без активной помощи извне», когда выполняющий работу для достижения поставленной цели сам определяет последовательность своих действий, причины возникающих при этом затруднений и способы их устранения.

Преподаватель направляет деятельность и учащийся как субъект обучения добывает знания самостоятельно.

Организуя мотивацию с целью заинтересовать учащихся в том, что им нужны именно эти знания, использую информацию, записанную в электронном виде (файлы). Информация может быть представлена самым различным способом: это может быть описание ситуации, ответы, видеоролик, могут быть вопросы, на которые необходимо найти ответы. Многие ребята не хотели читать то, что написано на бумаге, а на экране компьютера делают это с удовольствием. Например, говорю: «Если вы откроете файл (указываю имя файла и его местонахождение), то узнаете что-то интересное».

Например, при изучении правил оформления абзацев в текстовом редакторе Word предлагаю такой текст:

Кузнецова Юля после окончания учебы в училище решила пойти работать. В Центре занятости ей предложили обратиться в престижную фирму «Прогресс», которой нужен был секретарь. Придя в офис, Юля удивилась, что кроме нее с такими же намерениями пришла еще одна девушка по имени Маша. Представитель администрации Николай Николаевич Иванченко предложил девушкам перед собеседованием с директором фирмы напечатать документ, чтобы показать, хорошо ли они владеют компьютером.

Когда девушки справились с заданием, то Николай Николаевич увидел следующую картину:

Документ, оформленный Юлей

Документ, оформленный Машей

Кузнецова Юля после окончания учебы в училище решила пойти работать. В Центре занятости ей предложили обратиться в престижную фирму «Прогресс», которой нужен был секретарь. Придя в офис, Юля удивилась, что кроме нее с такими же намерениями пришла еще одна девушка по имени Маша. Представитель администрации Николай Николаевич Иванченко предложил девушкам перед собеседованием с директором фирмы напечатать документ, чтобы показать, хорошо ли они владеют компьютером

Кузнецова Юля после окончания учебы в училище решила пойти работать.

В Центре занятости ей предложили обратиться в престижную фирму «Прогресс», которой нужен был секретарь.

Придя в офис, Юля удивилась, что кроме нее с такими же намерениями пришла еще одна девушка по имени Маша.

Представитель администрации Николай Николаевич Иванченко предложил девушкам перед собеседованием с директором фирмы напечатать документ, чтобы показать, хорошо ли они владеют компьютером

 

 

К собеседованию пригласили только Машу, почему?

Вопрос: Чем отличаются эти документы? Что не умела Юля?

И такие тексты подобраны по различным темам с учетом профессии учащихся.

Проводя актуализацию опорных знаний, применяю метод коррекционно-развивающего обучения. Осуществляю входной контроль знаний по новой теме. Для выявления информации, которую необходимо изучить на данном уроке использую различные виды заданий: электронный тест, кроссворд, викторину, утверждение - правильно или нет.

При выполнении предложенного теста, учащиеся выясняют, что на часть вопросов они могут ответить, а на другую часть испытывают затруднения. Вопросы, на которые затрудняются ответить, они записывают в тетрадь и это является заданием для изучения нового материала. В конце урока им предлагается выполнить тот же самый тест.

Результаты выполнения заданий заносятся в диагностическую карту урока, которая формируется автоматически по компьютерной сети. Данная карта выводится на экран через мультимедийную установку. На экране формируется две таблицы, одна – на начало урока и вторая – на конец урока.

В таблице отображается Фамилия и имя учащегося, номера вопросов задания, результат ответа на вопрос, 0 если ответ на данный вопрос неверный и 1 если ответ правильный.

После ответа на 10 вопросов учащийся самостоятельно оценивает свои знания, в столбце С (самооценка) отображаются самооценки учащихся, а в столбцах О, Г - объективные оценки и в заключение  отношение учащегося к данной теме (рефлексия).

 

Диагностическая карта урока (ДКУ)

Дата _______ Курс _____ Группа № ______  Предмет _______________________

Тема __________________________________________________

ФИ

учащегося

Ответы и оценка на тесты - измерители базового уровня знаний

Ответы и оценка на тесты повышенной трудности

Рефлексия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

С

О

11

12

13

14

15

Г

Р

Иванов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ит.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С – субъективная оценка (самооценка)

О – объективная оценка

Г – уровень углублённых знаний

Р – рефлексия

При изучении нового материала использую электронные учебники, видеофильмы, файлы, мультимедийные презентации, Учебные пособия. Ребята ищут информацию не только в локальной сети класса, но и в сети Интернет. Каждый учащийся работает в своем темпе, самостоятельно. В ходе работы ребята  глубже знакомятся с материалами по  темам, узнают много интересных фактов.

С электронными учебниками, видеофильмами все преподаватели знакомы. Остановлюсь на разработанных (совместно  с моей коллегой Михайленко Н.В.) Учебных пособиях по информатике. Они состоят из 5 частей  и содержат:

  • учебную информацию по каждой теме предмета,  
  • задания для лабораторно-практических работ,
  • инструкционные карты по выполнению лабораторно-практических работ,  
  • задания на закрепление изученного материала без инструкции,
  • дополнительные задания по профессии.

Учебные пособия представлены в двух вариантах – в электронном виде и на бумажном носителе. У учащихся есть выбор, изучать материал на бумажном носителе или на экране монитора, но предпочтение они отдают изучению на компьютере. Кроме этого у них есть еще выбор: законспектировать новый материал в тетрадь до выполнения лабораторно-практической работы или после.

Закрепляя и корректируя знания после изучения темы предлагаю учащимся самостоятельно выполнить упражнения, построенные по принципу «пазлов» или «угадай правильный ответ». Например, при изучении Панелей инструментов Word, предлагаю такие упражнения: выбрать цифру, соответствующую команде и проставить ее в рамку рядом с пиктограммой команды. Если выбрал правильный ответ, то рядом появляется надпись «Правильно!», если не правильный – «Попробуй еще раз…»

Упражнение выполняется до тех пор, пока все цифры не будут проставлены на свои места. В результате учащийся запоминает все команды.

В Учебных пособиях разработаны лабораторно – практические работы, при выполнении которых ребята могут пользоваться «подсказкой» в виде инструкционной карты, а могут выполнить задание самостоятельно. Для закрепления изученного материала второе и дополнительное задания даны без инструкции.

Работы учащиеся формируют в личную файловую папку, которая содержит весь   компьютерный практикум за период обучения (электронный портфель). Это развивает у них чувство ответственности за выполнение, самоконтроль. Кроме этого позволяет преподавателю получать достоверную информацию о качестве знаний каждого.

Контроль знаний применяю на различных этапах урока. Он может быть как входным, так и промежуточным, и итоговым. Для осуществления контроля предпочитаю применять электронные тесты. Результаты выполнения теста заносятся в диагностическую карту урока (ДКУ), которая выводится на экран. Анализируя свои ответы на вопросы, учащиеся имеют возможность самостоятельно оценить свой уровень знаний,

устранить пробелы и наметить пути повышения.

Выполнив самоанализ результатов по карте ДКУ, учащиеся выполняют рефлексию, которая выражается в объяснении присутствующим итогов своей работы на учебном занятии. Организация рефлексивной деятельности на уроке – основной фактор развития речи учащегося, аналитических способностей.

Одним из эффективных методов организации самостоятельной деятельности считаю метод проектов, сочетающий в себе все: и добывание информации, и оформление результатов, и защиту проекта. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. В ходе поисковой творческой работы ребята  глубже знакомятся с материалами по выбранным темам, узнают много интересных фактов. Получают большой опыт коллективной работы, сотрудничая друг с другом, учащиеся с уважением относятся к чужому мнению, находят общие решения в совместной деятельности. В результате они приобретают опыт по  сбору информации, овладению технологией обработки текста и графики, поиску информации в сети Internet, успешному соединению разнотипной информации в одном электронном документе.

Приобретенный опыт они используют для оформления проектов не только на информатике, но и на любых предметах по различным темам, а также для оформления итоговых работ для аттестации по профессиям. Такой вид представления итоговой работы является эффективным и дает свои результаты – все представленные проекты успешно защищаются.

Итак, организация самостоятельной деятельности с помощью информационных технологий может использоваться на любом предмете и этапе урока. Это позволяет:

  • повышать заинтересованность и мотивацию учащегося улучшить запоминание учебного материала;
  • выбирать темп изучения материала предмета;
  • создать ситуацию успеха;
  • развивать самостоятельность в достижении цели;
  • способствовать профессиональному развитию учащегося;
  • обеспечить сравнительную легкость освоения нового материала  и возможность успешно продолжать образование в течение всей жизни.
Категория: Информатика
31.01.2015 08:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!