СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация развивающей среды по художественно-эстетическому развитию детей в групповой комнате

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ГРУППОВОЙ КОМНАТЕ

(консультация для воспитателей)

Основной целью музыкального воспитания в детском саду является развитие музыкальных способностей детей, формирование у них основ музыкальной культуры. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду в рамках художественно-эстетического воспитания являются:

-музыкальные занятия;

-совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни детского сада (утренняя гимнастика, фоновая музыка в течение пребывания ребёнка в детском саду, игры и хороводы в группе и на свежем воздухе);

-праздники и развлечения;

-самостоятельная музыкальная деятельность детей.

Самостоятельная музыкальная деятельность детей дошкольного возраста возникает по инициативе самих детей, без участия педагог или при его помощи.

Огромное желание ребёнка поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, продлить общение с музыкой, большое стремление к самореализации через взаимодействие с музыкальными искусством – это побудительные мотивы, которые лежат в основе самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Попробовав играть на каком-либо музыкальном инструменте, будь то металлофон или треугольник под руководством музыкального руководителя, ребёнок с удовольствием продолжает совершенствовать свои навыки в группе, тем самым всё больше и больше прикасаясь к музыке, не говоря уже о формировании устойчивого интереса, внимания, памяти и т. д.

Как правило, прослушав музыкальное произведение на музыкальном занятии, ребёнок с радостью слушает его и в повседневной жизни группы, на других занятиях, такие как: рисование, знакомство с окружающим миром и т. д.

В результате, музыка, окружающая ребёнка, становится ему близка и понятна.

С целью приобщения ребёнка к музыке, развития у него музыкальных способностей, используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины, наглядные пособия, музыкально – дидактические игры, фонограммы. Но успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, но и от правильного их применения вне музыкальных занятий с учётом возраста детей.

Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определённой предметно-развивающей среды (музыкального уголка), где дети могут по собственному желанию петь песни, играть на музыкальных инструментах, исполнять несложные «па», слушать любимые произведения и закреплять полученные знания и навыки с помощью музыкальных игр и атрибутов. В музыкальных уголках по собственной инициативе дети могут играть в музыкально – дидактические игры и организовывать «концерты» и «театры» с игрушками, плоскостными фигурками и куклами.

Создавать музыкальные уголки в каждой возрастной группе необходимо с учётом определённых требований.

Требования:

  1. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования

Пособия развивающей среды должны быть добротны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание ребёнка действовать с ними. Необходимо уделить особое внимание качеству звучания музыкальных инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет слуховой опыт детей.

  1. Доступность оборудования музыкального уголка

Оборудование музыкального уголка делится на 2 уровня: для воспитателей и для детей. На верхнюю полку помещают те инструменты, которые используются детьми дозировано (металлофон, треугольник), и те, с которыми дети могут заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки и т.п.)

На нижней полке – барабаны, ложки, треугольники, маракасы.

  1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Для детей 3-5 лет оформление лучше строить на сюжетной основе, для детей более старшего возраста – на дидактической.

  1. Разнообразие оборудование музыкального уголка.

Для того чтобы у воспитанников постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, нужно время от времени (один-два раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новые музыкально – дидактические игры, оборудование и самодельные шумовые инструменты.

Музыкальный уголок в группе должен:

  1. Обеспечить самостоятельную музыкальную деятельность детей;
  2. Способствовать получению и закреплению знаний, умений и навыков о музыке, полученных ранее на музыкальных занятиях;
  3. Стимулировать развитие творческих способностей;
  4. Развивать любознательность, стремление к экспериментировании.

! В младших группах необходимые пособия вносят в игровую зону, так как у детей ещё нет опыта музыкальной деятельности и они не могут исполнять музыку, а лишь «играют» в неё, включают её элементы в сюжетно-ролевые игры.

В музыкальных уголках должны находиться:

  1. Озвученные игрушки: музыкальный молоточек, волчок, погремушка, шарманка.

Дети их рассматривают, пытаются извлечь отдельные звуки или фиксируют мелодию.

  1. Музыкальные инструменты: бубны, барабаны разной высоты звучания, металлофон, дудочка, колокольчики, деревянные палочки.

Педагог постепенно знакомит детей с этими инструментами и их звучанием.

  1. Неозвученные музыкальные игрушки (фабричные и самодельные): пианино, гармошка, балалайка.

Трёх (пятиступенчатая, восьмиступенчатая) лесенка - дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, пластмассы или пластика, даёт представление о звуковысотный соотношениях, развивает музыкальный слух и голос у детей.

  1. «Звуковые книжки и картинки.

Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность: малыши напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах.

К ним относится звуковая книжка, изготовленная из картона или плотной бумаги. На каждой её странице – цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Малыши устанавливают книжки на пюпитр неозвученного пианино и поют свою любимую песню.

Принцип работы со «звуковыми» картинками тот же. Каждой песне соответствует отдельная карточка – картинка. Ими удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных песен.

  1. Атрибуты: рули, лошадки, вожжи, султанчики, флажки и пр.
  2. Костюмы: косынки, фартучки, шапочки – ушки.
  3. Настольные музыкально – дидактические игры.
  4. Фонотека.

Желательно в группе иметь магнитофон и оформить фонотеку дисков с музыкальным репертуаром: произведения народной и классической музыки, песен и музыкальных сказок. Фонотека помогает глубже развить музыкальный слух детей,обеспечивает более полное развитие личности каждого ребёнка. Педгог, имеющий в арсенале фонотеку, сможет удовлетворить возникшее у детейжелание послушать музыку, поплясать, попеть или просто поиграть.

  • Используя предметно-развивающую среду музыкального уголка, ребёнок выбирает себе занятие по душе, но это не значит, что он предоставлен самому себе.

В организации музыкальных зон важна роль взрослого. Самостоятельная музыкальная деятельность должна осуществляться при тактичном, почти незаметном руководстве, в котором основная линия поведения взрослого – это соучастие. Педагог то включается в совместную игру, демонстрируя свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных. Кроме того, воспитатель следит за тем, насколько бережно дети обращаются с музыкальными игрушка, пособиями.

Музыкальный руководитель консультирует воспитателей и оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (обзор)

Музыкальные игрушки.

Музыкальная игрушка (неозвученная). Игрушки – инструменты

Пианино, балалайка, гармошка.

Изготавливают из фанеры или картона. Педагоги их используют для создания игровых ситуаций (дети напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах).

Неозвученные игрушки-инструменты упражняют детей в умении правильно воспроизводить мелодию, стимулируют их самостоятельную деятельность.

Трёх (пятиступенчатая, восьмиступенчатая) лесенка - дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, пластмассы или пластика, даёт представление о звуковысотный соотношениях, развивает музыкальный слух и голос у детей.

Звуковые книжки делают из картона или плотной бумаги. На каждой странице цветная иллюстрация (аппликация или рисунок), сюжет которой соответствует названию знакомой детьми песни. Звуковые книжки используются во всех возрастных группах, начиная со второй младшей (содержание песен соответственно меняется). Малыши раскрывают книжку и поют свою любимую песенку. Дети 6-7 лет применяют эти книжки в самостоятельной музыкальной деятельности. Перелистывая звуковую книжку, они узнают песни и поют их, музицирую на каком-либо инструменте.

Звуковые картинки – то же, что и звуковые книжки, только оформление каждой песни представлено отдельно, самостоятельной карточкой – картинкой. Все картинки хранят в пакете или коробке. Звуковыми картинками удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных песен.

Музыкальная игрушка озвученная.

Музыкальные волчки разной величины со звучанием в верхнем и нижнем регистрах. Используют для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодичному звучанию и развитию у них слухового сосредоточения.

Музыкальные молоточки - цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двусторонним основанием молотка. При ударе издаются разные звуки. Игрушка успешно пользуется в младших группах при выполнении игровых заданий для восприятия ритмических отношений. В старшей группе музыкальный молоточек применяют в игре «Какой звук выше?». Дети учатся различать высокий и низкий звук.

Музыкальная игрушка с фиксированной мелодией: органчики, музыкальные шкатулки.

Озвученные образные игрушки, изображающие различных животных (кошку, собаку, лошадь и др.), используются в работе с детьми раннего и младшего возраста для привлечения их внимания к звукам различной высоты, а также для различения звуков по тембру.

Детские музыкальные инструменты.

  1. Детские музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, маракасы, бубны, барабаны, треугольники, трещётки.
  2. Детские музыкальные инструменты, построенные на одном звуке: свирели, дудки.
  3. Детские музыкальные инструменты со звукорядом: триола, металлофон, ксилофон, пианино.

Ударные инструменты

Металлофон – звук извлекается ударом палочек (деревянных или пластмассовых) по стальным пластинками, на которых имеются обозначения но и их название, тембр звонкий. Металлофон используется педагогами в работе с детьми средней, старше и подготовительной к школе групп.

Ксилофон – деревянный инструмент, представляет собой набор деревянных брусочков различной величины, звук извлекается при помощи деревянных палочек.

Румба – небольшая деревянная рама на ручке, внутри которой закреплены парные маленькие металлически тарелочки. Звук извлекается встряхиванием или лёгким ударом о ладонь свободной руки.

Маракасы – шумовой музыкальный инструмент, напоминающий погремушку, но большого размера. Головка инструмента – круглая, наполненная сухим мелким материалом. Звук извлекается ритмичным встряхиванием.

Русские народные инструменты

Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок. Детей учат извлекать звук путем лёгкого, ритмичного встряхивания бубенцов. Они используются в качестве дополнительной тембровой окраски ансамбля народных инструментов и любого оркестра детских музыкальных инструментов.

Коробочка – небольшой, продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок с небольшой полость. Под верхней частью корпуса звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и бубенцов.

Трещотка – связка деревянных пластинок, которые при встряхивании ударяются друг о друга и издают трескучие звуки.

Колотушка – небольшая продолговатая деревянная рама. Под верхней стенкой на шнуре закрепляется деревянный шарик, который при колебании ударяется по боковым стенкам. К нижней стенке прикрепляется ручка.

Деревянные ложки используют в некоторых детских садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. Благодаря их применению у детей развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамбле.

Следует определить место для игры на детских музыкальных инструментах: отводят столик, инструменты размещают на полке в шкафу.

Для младшей группы дают ударные инструменты: бубен, барабан, погремушки, колокольчики;

Средней – можно добавить деревянные палочки, деревянные ложки, металлофон (во 2-й половине года); всего не более 3-4 видов;

Старшей – румба, треугольник, металлофон и др. (на выбор);

Подготовительной – маракасы, трещотка, кастаньеты, ксилофон, цитра и др. (на выбор)

Музыкально – дидактические пособия.

Портреты композиторов (помещают в игровой комнате подготовительной к школе группы).

Картинки с изображением различных музыкальных инструментов используют для знакомства детей с этими инструментами.

Музыкально – дидактические игры.

Часть музыкально – дидактических игрушек, инструментов педагоги дают в свободное пользование детям группы, для того, чтобы они могли уточнять и закреплять знания, полученные на занятиях, а также для развития творческой самостоятельной деятельности, музыкальных способностей, создания радостной обстановки в детском саду.

06.10.2017 22:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!