СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы педагога-психолога с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация работы педагога-психолога с родителями

Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не на развитие внутреннего мира, переживаний, эмоций. Педагоги-психологи сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского (в частности, материнского) поведения. Если у ребенка мама не умеет общаться с ним, не понимает его нужд, сосредоточена на том, как должно быть, то ребенок – трудный, в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям.

Необходимо формировать у членов семьи потребность в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития.

Слайд 4

В современном обществе всё больший оборот набирает потребительское отношение родителей к образованию. Поэтому совершенно справедливо современное образование предусматривает максимальное участие родителей в образовании их детей. В этом направлении, безусловно, работают и учителя, но во многих случаях необходимо участие школьного психолога. Важно на любом этапе образовательного процесса вырабатывать согласованные единые подходы к решению вопросов, принимать совместные решения с участием администрации, педагогов, родителей.

Слайд 5

Можно выделить основные направления работы, которые представляют собой логично выстроенную систему:

  • Диагностика семьи.
  • Консультирование семьи.
  • Просвещение родителей.
  • профилактическая работа

Поэтому психолог занимается изучением семьи, применяя разнообразные методы: наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование.

Основной метод работы – семейное консультирование, в ходе которого психолог помогает скорректировать и смоделировать такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы – совместная арт-терапевтическая деятельность библиотерапия.

Неотъемлемой частью работы психолога является просвещение родителей. Психолого-педагогическое просвещение направлено на свободное развитие личности путем передачи педагогических знаний и опыта. В процессе освоения педагогических знаний продолжает развиваться и личность самих родителей.

Профилактическая работа наиболее актуальна, на сегодняшний день профилактика табакокурения (спайсы). Классные часы, родительские собрания (с использованием показа фильма), встречи с медиками, а также просветительская деятельность родительского состава школы по вопросам здорового образа жизни. Создание информационного поля, формирование у родителей потребности в самообразовании, психолого-педагогический анализ семей, психологическое консультирование и поддержка семей, столкнувшихся с проблемой детского табакокурения, психокоррекционная и психотерапевтическая работа с семьями группы риска.

Слайд 6

На родительских собраниях была дана анкета, какие формы работы выбирают родители с педагогом психологом и вот, что из этого получилось.

Слайд 7. проговариваем слайд 5.

Слайд 8.

Одним из ключевых направлений реализации программы воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования является повышение педагогической культуры родителей.

Слайд 9. показываем, характеризуем.

Слайд 10

Родительское собрание является основной формой просветительской работы психолога с семьей. Необходимые темы нередко определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются мною. Но, я считаю, очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Для этого в конце или в начале учебного года на собрании родители получают анкету, в которой указаны темы будущих встреч, формы их проведения, предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать названия интересных для них тем, отсутствующих в списке, а также удобное время и день для проведения собрания (приложение 1). Заполнение родителями анкеты помогает мне, с одной стороны, сориентироваться в пространстве родительских интересов, а с другой – преодолеть нежелание родителей взаимодействовать на родительских собраниях. Когда человек выбирает тему самостоятельно, она становится в каком-то смысле «его темой», и это повышает вероятность его присутствия на собрании.

В зависимости от специфики собрания и стоящих перед психологом задач можно выделить следующие формы участия в родительском собрании:

  • Выступление-презентация. Непродолжительное выступление информационного характера.
  • Выступление-исследование. Получение какой-либо информации от родителей путем анкетирования, беседы.
  • Тематическое выступление, содержащее психологическую информацию прикладного характера по актуальной для родителей теме.
  • Тематическое родительское собрание. Психолог может являться организатором его или действующим лицом вместе с педагогами.

Вот некоторые темы родительских собраний:

- «Возрастные особенности ребенка»; - «Конструктивные формы взаимодействия с детьми»; «Речевое программирование как источник психических проблем ребенка»; «Нравственное воспитание в семье»; «Профилактика неврозов»; «Поощрение и наказание в системе воспитания»; «Формирование адекватной самооценки».

Слайд 12.

Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия педагога-психолога (а также и классного руководителя, учителей-предметников, администрации) с семьей. Для родителей бывает откровением то, что выясняется в процессе консультирования: «Вот ведь, знать бы все это раньше», «Надо же, никогда бы не подумала, что это для него так важно».

Слайд 14.

Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Важно осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку «Вместе мы сила».

Категория: Психологу
03.07.2015 18:19


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!