СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация работы детского самоуправления, как средства успешной социализации воспитанников детского дома.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная адаптация детей- сирот в современном обществе всегда являлась острой государственной проблемой, так как их вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено с большими социально-экономическими, психолого-педагогическими проблемами. Сложности адаптации детей-сирот в социуме обусловлены, прежде всего, социальной, материнской и другими видами психической депривации, что проявляется в пассивное отношение к жизни, в моральном и материальном иждивенчестве, сужении мотивационной сферы, связанной с развитием личности, в низком развитии самосознания. Основой преодоления вышеуказанных негативных факторов является формирование ценностного отношения воспитанников к себе и окружающим людям.

Ценностное отношения к себе и окружающим людям базируется на таких существенных личностных характеристиках, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности и формируется в коллективе.

Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд социально значимых умений и навыков.

Воспитательные функции коллектива можно усилить с внедрением форм самоуправления при которых сам коллектив становится носителем воспитательного воздействия. Детское самоуправление формирует у воспитанников такие личностные качества как: личная ответственность, самостоятельность в принятии и реализации решений, умение видеть в интересах общего дела свои личные интересы, принципиальность во взаимоотношениях, инициативность, способность к сотрудничеству. Какие бы педагогические задачи мы не ставили, их эффективная реализация возможна лишь в условиях сотрудничества педагогов и детей, которое обуславливается в первую очередь активной позитивной жизненной позицией воспитанников, их стремлением к реализации своего творческого потенциала и умения нести ответственность за себя, за своих товарищей и окружающих людей. Исходя из выше означенных факторов успешности педагогического воздействия, в нашем детском доме был создан совет детского самоуправления, основной целью которого является содействие развитию высоконравственной личности, воспитывающейся на традиционных духовных ценностях нашего народа.

Совет воспитанников является главным исполнительным органом детского самоуправления, его деятельность регламентирована «Положением о совете воспитанников». Состав детского совета избирается на общем собрании воспитанников детского дома. Совет возглавляет председатель, избранный открытым голосованием общего собрания воспитанников. В Детский совет избираются наиболее активные, творческие, инициативные лидеры групп, пользующиеся у своих товарищей авторитетом. Сложившаяся система самоуправления воспитывает у ребят активную жизненную позицию, совершенствует конкурентные способности и навыки, развивает умение брать на себя и нести личную ответственность, проявлять инициативу, подготавливает к семейной и общественной жизни, позволяет осознавать себя значимой личностью в современном мире, умеющей отстаивать личные, общественные и общенациональные интересы.

Сегодня, мы можем уверенно сказать, наше самоуправление достигло достаточно высокого уровня. Дети научились видеть - где могут быть полезны и применить свои знания, энергию, проявить самостоятельность. Конечно вся работа детского актива основывается на тесном сотрудничестве с администрацией детского дома и его педагогическим коллективом.

Детский совет осуществляет свою работу по нескольким направлениям:

  • Социально правовая деятельность
  • Спортивно оздоровительная деятельность
  • Трудовая деятельность
  • Деятельность по активизации творческого потенциала воспитанников
  • Организационная деятельность

Основой реализации социально правовой деятельности являются: гражданско-патриотическое становление воспитанников, стимулирование социальной ответственности и развитие правовой культуры. Детский совет прилагает большие усилия для создания условий по предотвращению правонарушений в детском доме. Детский совет проводит занятия по основам правовой грамотности и повышению правовой культуры, тесно сотрудничает с уполномоченный по правам ребенка в ГКУ «Санаторный детский дом №12», принимает регулярное участие в работе совета по профилактике правонарушений среди воспитанников. Созданный членами детского совета видео ролик «Мои права и обязанности» занял первое место на краевом конкурсе «Имею право». Большой энтузиазм у всех воспитанников детского дома вызывают гражданско-патриотические дела, проводимые детским советом. Ребята с интересом приняли участие в краевой акции «Знамя Победы», организовали акцию «Дети детского дома – детям Донбасса». Детьми был проведен вечер памяти «Помним и гордимся», воспитывающий готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества. Воспитанниками была подготовлена видео презентацию «Бессмертный полк – история возникновения», рассказывающая о новом общественном гражданском движении России. Членами детского совета были организованы акции с привлечением воспитанников детских домов края («Солнечный круг» - популяризация достижений и талантов в сфере культуры и спорта, «Мы памяти верны» - посещение участников Великой Отечественной войны, оказание им посильной помощи, «Детский телефон доверия»). По инициативе детского совета возрождено Тимуровское движение (оказывается помощь одиноким старикам, проводится совместная работа с геронтологическим центром).

Формированию ответственности и активной гражданской позиции способствуют дни самоуправления, во время которых актив детского совета исполняет обязанности административных работников детского дома и воспитателей. Это способствует повышению самосознания воспитанников и помогает им в самореализации.

Большое внимание детский совет уделяет формированию у ребят ценности здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Решение этих задач реализуется через спортивно оздоровительную деятельность. Неоднократно детский совет организовывал акции по профилактике употребления ПАВ, проводил коллективно творческие дела освещающие различные стороны здорового образа жизни. Детским советом в тесном сотрудничестве со спортивно оздоровительным объединением «Планета – Спорт» организовывались и проводились спортивные соревнования и турниры. Детский актив принимает активное участие в организации и проведении «Всемирного дня здоровья». В группах под руководством детского актива ежедневно проводиться утренняя гимнастика. Регулярное проведение тренировок по футболу своими силами способствовало победе нашей сборной в городском турнире по футболу среди школьников и в краевом турнире среди воспитанников детских домов.

Важным аспектом успешной социализации воспитанников выступает трудовое воспитание. И в своей работе детский совет стремится создать условия для привития ценности труда, формирования трудолюбия и понимания того, что только труд является основным источником материальных и духовных богатств. По инициативе детского актива организованы и действуют трудовые бригады. Детский совет регулярно проводит мероприятия профессионально ориентационной направленности, организовывает «Санитарные пятницы» по уборке территории детского дома, ежедневно осуществляется силами воспитанников уборка лестниц и лестничных пролётов, проводятся малые творческие дела трудовой направленности такие как: конкурсы поделок, оформление детского дома к Новогодним праздникам. С огромным интересом весь коллектив детского дома принял участие в большом коллективно трудовом деле «Сонное царство» организованными и проведёнными детским советом. В ходе этого дела дети создавали дизайнерские проекты ремонта и оформления собственных спален, а за тем собственными руками реализовывали свои проекты. Осуществить такой глобальный проект, детский совет смог лишь в тесном сотрудничестве со всем педагогическим коллективом и благодаря всесторонней поддержке руководством детского дома.

Большое внимание в своей работе детский совет уделяет активизации творческого потенциала воспитанников и их личностному росту. Детский совет регулярно организовывает дела, направленные на развитие творческих способностей и креативного мышления воспитанников. Результатами этих дел стали выпуски сборников сочинений «Десятиминутные сказки», «Моя жизненная стратегия», «Сборник фантастических рассказов», «Мои мечты», сборник сказок «Мой волшебный детский дом», «Пусть не повторится война никогда», «Рождественская сказка». Воспитанникам детского дома очень понравилось участвовать в фестивале видеоклипов «Дом в котором мы живём», в творческий конкурсе «Мой любимый теле канал», в кинофестивале детского дома «Самый лучший фильм». Большая заинтересованность детей детского дома в создании своих собственных видеороликов и натолкнула членов детского совета на идею разработки проекта по созданию своего собственного видеоканала. Так у нас в детском доме появился свой познавательно-развлекательный видео канал детского совета «ДС».

он создан детьми и для детей. Каждый ребёнок может создать на этом канале свою видео передачу, в которой может рассказать о своих увлечениях и интересах, поделиться своими знаниями и открытиями. В рамках видеоканала вышли передачи «Патриот», «Спорт экстрим», «Талантливые дети», «Вкусная затея», новостная передача «А у нас!», «Литературная гостиная», «Имею право». Разработанный детским советом проект «Детский познавательно-развлекательный видеоканал «ДС» как средство развития детского самоуправления» принял участие во всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий», организованным «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». По итогам конкурса проект удостоен диплома I степени.

Проект дает возможность увидеть и раскрыть в полной мере творческий потенциал, который заложен в каждом воспитаннике. Работа над созданием телевизионных программ, позволяет подросткам проявить себя оптимальным образом индивидуально или в группе, попробовать свои силы в самом широком спектре человеческой деятельности – от гуманитарного до технического. Создание детского телевидения с возможностью видеомонтажа на компьютере позволяет воплотить творческую энергию детей в конкретные видеофильмы, зарисовки, сюжеты. И, главное, показать публично результаты своей работы.

Большое влияние на активизацию творческого потенциала воспитанников и их личностный рост оказывает работа Школы детского актива, проводящая регулярные занятия при детском совете. На этих занятиях ребята углубляют свои организаторские знания, приобретают знания анализа и самоанализа, развивают навыки взаимодействия и сотрудничества, совершенствуют свои коммуникативные способности. Занятия проводятся в форме тренингов, ролевых игр, коллективно-творческих дел разной направленности. Летом работает выездная школа детского актива, где ребята закрепляют навыки полученные в течение года, учатся проявлять и поддерживать социальные и творческие инициативы, планируют коллективно-творческие дела на учебный год.

В рамках организационной деятельности детский совет проводит итоговые общие собрания, участвует распределении поощрительного стипендиального фонда, организовывает работу детского жюри на межгрупповых конкурсах, осуществляет фото и видеосъёмку мероприятий, освещает все события детского дома в печатном органе детского совета «Газеточка». Для координации работы детского самоуправления регулярно проводятся совместные совещания детского совета с руководством детского дома.

Творческая реализация всех направлений деятельности позволяет детскому совету вот уже десять лет оставаться неотъемлемым инструментом педагогического процесса. Работа совета самоуправления делает жизнь детского коллектива интересной и насыщенной, даёт возможность самореализоваться каждому ребёнку, научиться проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Как пишет в своей книге доктор педагогических наук М.И. Рожков: «самоуправление в детском коллективе является важнейшим средством социализации детей. На основе самоуправления у них формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим вокруг их, и ответственность за эти события». Как показывает практика, воспитанники, прошедшие через работу в детском самоуправлении гораздо быстрее и более успешно адаптируются в социуме. Современное общество постоянно меняется, меняется и детский коллектив и поэтому для достижения стабильных высоких результатов детскому самоуправлению так же необходимо постоянно меняться. Искать новые пути в реализации задач, искать новые формы и методы работы с детским коллективом. Детский совет как живой организм должен постоянно развиваться и самосовершенствоваться.

Категория: Внеурочка
22.06.2018 14:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!