СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Организация проектной деятельности в начальной школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования направлен на формирование универсальных учебных действий путём эффективных технологий. Проектная деятельность – это активная учебно-познавательная деятельность, в результате которой дети учатся планировать свою деятельность, осуществлять поиск информации, соотносить свои действие и взгляды c действиями и взглядами других людей, анализировать и оценивать результат своей работы.
Начиная с первого класса, дети вовлекаются в проектную деятельность, в которой применяются знания, приобретённые на уроках и добытые самостоятельно. Учебный материал воспринимается осмысленно. Ученики младшего школьного возраста чувствуют в себя проектной деятельности взрослыми, взрослые доверяют им.
Что же такое проектная деятельность? Как её организовать в младшем школьном возрасте?
Проектную деятельность нельзя путать с исследовательской работой. В проектной работе целью является исследовать какую-либо проблему и изменить действительность. Это проблема должна быть значимой для ребёнка и ещё лучше, если она будет значимой в обществе. В проектной деятельности важно исследовать проблему и найти пути решения этой проблемы. Ученик, выполняя определённые шаги в проектной деятельности, получает продукт.
В проектной работе есть определенные этапы. Первым этапом работы над проектом является самоопределение. На данном этапе учителю важно помочь ребёнку определить область изучения или направление, в котором интересно исследовать. После этапа самоопределения следует этап выбора замысла. Важно определить проблему, её актуальность, определить конечный продукт проекта, наметить сроки реализации проекта. Продуктом проекта должна быть материальная форма: плакат, книга, брошюра, макет, схема, газета, стихотворении, рекомендации и другое.
Следующим этапом проекта является описание проекта. На данном этапе учителю важно стать корректором. Ученик должен сам определить и записать цель проекта и его результат. Цель проекта начинается со слов: определить, доказать, сравнить, повысить, понять, обратить внимание и другие. После глагола идёт абстрактное существительное: влияние, проблему, уровень, состояние… Задачи проекта – пути и средства для достижения цели в соответствии с гипотезой. Задачи – это конкретные шаги (изучить теории по созданию продукта, представить меры снятия эффектов, описать результаты). Для написания задач проекта, учитель должен познакомить детей со словами-помощниками: подготовить, распределить, увеличить, организовать, установить порядок и другие. Нельзя использовать глаголы: поддерживать, улучшать, усиливать, содействовать. Актуальность (взгляд на проблему как у всех людей или их большинства) – новизна (что внесёт новое ученик по данной проблеме). Новизну проекта нужно начинать со слов: выдвинуть, разработать, претендовать, апробировать, применить. Объект (нужно задать вопрос: «Что мы изучаем?») – предмет (задаём вопрос: «С какого ракурса рассматриваем проблему?»).
Следующим этапом работы над проектом является оформление проекта. У проекта должен быть титульный лист, введение, заключение, список литературы.
Важным этапом является защита проекта. Основными критериями защиты проекта в школе должны быть: оценка, насколько правильно выбрана проблема, как она решена, каков продукт проекта и саморефлексия. Оценивать проектную работу можно по этапам. По итогам первой четверти можно оценить оформление целей и задач проекта, актуальность и новизну проекта. Во второй четверти можно оценить экспериментальную часть, качество исполнения продукта, в третьей четверти - презентацию продукта, в конце учебного года - защита проекта.
Заключительным этапом проектной работы является рефлексия результата проекта. На этом этапе ученик осмысливает все свои действия, обдумывает, как проведена работа. Важно научить ребёнка отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», « Кому я помог?», « Чему мне ещё нужно научиться?» и другие.
Внедряя проектную деятельность в школе, учителю нужно знать виды проектов: социальные, информационные, творческие. Социальные проекты направлены на изменение взгляда общества на проблему, в нём может быть социальное действие, проект приводит к общественному резонансу. Информационные проекты направлены на удовлетворение потребности ученика. Творческие направлены на желание показать личный талант, раскрыть дальнейшую траекторию развития. В творческих проектах низкий потенциал объективной актуальности.
Евгений Семёнович Полат выделяет следующие типы проектов:
Успешность результатов проектной деятельности напрямую зависит от организации проектной деятельности в школе. Обучение проектной деятельности учащихся может протекать в урочное и внеурочное время. Очень полезны занятия в кружке «Инфознайка», в котором дети учатся умениям работать на компьютере, печать тексты, строить и заполнять таблицы, создавать презентации, строить графики и другое.
Не малую роль имеет работа учителя с родителями. Родители могут скоординировать действия ребёнка в ходе поиска и отбора информации по теме проектной работы. Основными формами работы с родителями можно выделить: родительский всеобуч, индивидуальные консультации, тематический «круглый стол».
Одной из основных целей современной начальной школы является развитие универсальных учебных действий. Проектная деятельность в школе формирует и развивает универсальные учебные действия у учащихся. Участие в проектной деятельности предоставляет возможность детям участвовать в научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах разного уровня.
© 2020, Николаева Наталья Петровна 264