СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие / П. В. Степанов, Н. Л. Селиванова, В. В. Круглов, И. В. Степанова, И. С. Парфенова, И. Ю. Шустова, Е. О. Черкашин, М. Р. Мирошкина, Т. Н. Тихонова, Е. Ф. Добровольская, И. Н. Попова; под ред. П. В. Степанова. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Организация предметно-эстетической среды (П.В. Степанов, И.С. Парфенова, И.Н. Попова)
Школьная среда должна развивать
Способствовать творческому развитию школьников поможет размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.).
Способствовать интеллектуальному развитию могут размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного экспериментариума - набора приспособлений для проведения несложных и безопасных технических экспериментов. На развитие любознательности и любви к чтению работает и создание в стенах школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также забирать для чтения любые другие.
Способствовать продуктивному неформальному общению школьников помогают игры. Поэтому целесообразно размещать на специальных столах или подоконниках, например, коробки с простыми настольными играми, пазлами или наборами детского конструктора. Если позволяют размеры свободного пространства школы, то можно поставить и стол для пинг-понга, а на полу в широких рекреациях нанести разметку для игры в «Классики», «Твистер» или нарисовать мудреный лабиринт. Усилить этот компонент школьной среды помогут старшеклассники, организующие на переменах игры с малышами или подростками.
Размещенные на стенах школы сменные плакаты-мотиваторы поднимут дух школьников и создадут необходимый настрой на работу и общение с товарищами. Вот лишь некоторые их примеры:
Это все не потому, что я такой умный. Просто я долго не сдаюсь при решении задачи (Альберт Эйнштейн);
Старайтесь быть добрыми к своим родителям. Если вам необходимо бунтовать, бунтуйте против тех, кто не столь легко раним. Родители — слишком близкая мишень; дистанция такова, что вы не можете промахнуться (Иосиф Бродский);
Обиды как камни - не копи их в себе, иначе упадешь под их тяжестью;
Лучший способ взяться за что-то — перестать говорить и начать делать (Уолт Дисней);
В мире есть два типа людей - одни живут, а другие ищут виноватых;
Спор нельзя решать железом. Вложи свой меч на место, человек (Борис Пастернак);
Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться (Махатма Ганди);
Спросить — минутный
Избегайте тех, кто пытается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим (Марк Твен);
Поступайте так, как будто вы один в этом мире, и люди никогда не узнают о вашем поступке (Лев Толстой);
Успех — это способность терпеть поражение за поражением без потери энтузиазма (Уинстон Черчилль);
Если вы работаете над тем, что для вас действительно важно, вас не приходится подгонять. Вас тянет вперед ваша мечта (Стив Джобс);
Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, вспомни: самолет взлетает против ветра (Генри Форд);
Свобода — это когда забываешь отчество у тирана. (Иосиф Бродский);
Великие умы обсуждают идеи. Средние умы обсуждают события. Маленькие умы обсуждают людей (Элеонора Рузвельт);
Самая плохая черта - это забывать обо всех хороших поступках людей после одной их ошибки;
За свою карьеру я пропустил более 9 тыс. мячей. Я проиграл почти 300 игр. Двадцать шесть раз мне доверяли сделать решающий бросок — и я промахивался. Всю свою жизнь я терпел поражение — снова, и снова, и снова. И именно поэтому я добился успеха (Майкл Джордан);
Смелость - это не всегда львиный рев, иногда это тихий голос в конце дня, говорящий: «Я снова попробую завтра!»
Развивающее значение могут иметь и стенды, плакаты, инсталляции, акцентирующие внимание школьников на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах, заповедях. Вот, например, такие заповеди подростков в свое время были разработаны в 825-й московской школе.
А это уже кодекс педагогов 825-й школы:
халтурой.
Кто выбрал служение педагога, должен понимать, что это навсегда. Бывших учителей не бывает. Так понимали дело, которому служили всю жизнь, Великие Учителя России. Мы их наследники.
Подводя итог, заметим, что окружающая школьника среда оказывает влияние на восприятие ребенком того, что происходит с ним в образовательной организации каждую конкретную минуту, здесь и сейчас. Вот почему важно, чтобы эта среда была эмоционально позитивной, благоприятной для проявления творческой активности и психологически комфортной для ребенка, поднимала настроение, предупреждала стрессовые ситуации. Ведь все это будет способствовать положительному восприятию ребенком школы и происходящей в ней деятельности.
© 2021, Жернакова Ирина Михайловна 368