СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация и проведение внеаудиторного мероприятия в формате семинара-практикума

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ В ФОРМАТЕ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

Т.А. Николаева, преподаватель

Эффективность решения задачи формирования общих и профессиональных компетенций будущих специалистов среднего звена во многом определяется выбором педагогических технологий, методов, средств и форм организации учебно-познавательной деятельности. Одним из путей, способствующих достижению высоких образовательных результатов, являются студенческие мероприятия, проводимые преподавателями в рамках внеаудиторной работы, к числу которых, без сомнения, можно отнести различные по структуре и содержанию семинары.

Учитывая индивидуальные возможности обучаемого контингента ФКПОУ «НТТИ» Минтруда России (далее – Учреждение), а это инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), семинары по праву являются действенной формой учебно-воспитательной работы, позволяющей преподавателю управлять познавательной и практической деятельностью обучающихся, выявлять одаренных студентов, развивать интерес к выбранной специальности.

В рамках профильной подготовки специалистов среднего звена по специальности 29.02.01 Конструирование, моделирование и технология изделий из кожи преподавателями накоплен опыт проведения семинаров-практикумов (далее – семинар), проводимых на базе дисциплин и модулей профессионального учебного цикла основной образовательной программы.

К предпочтительным факторам выбора данного формата внеаудиторного мероприятия относятся: необходимость поиска дополнительного материала, выходящего за границы изучаемых дисциплин и профессиональных модулей и доступного для самостоятельной проработки обучающимися; обобщение и систематизация информации из разных областей научного знания; перенос ранее усвоенных знаний в новые условия деятельности.

Семинары можно охарактеризовать двумя взаимосвязанными признаками. На этапе подготовки доминирует самостоятельная поисково-исследовательской работа обучающихся в соответствии с поставленными проблемами. На этапе проведения проходят выступления, проводится дискуссия по возникающим вопросам, делаются обобщения, выводы и заключения по заявленной теме.

Практическая часть семинара представляет собой мастер-класс, который носит обучающий характер и является связующим звеном между теоретическими знаниями и их применением на практике. В основе любого мастер-класса лежит упражнение, в рамках которого решаются познавательные задачи, позволяющие уделять большое внимание обучению специальным приёмам и способам профессиональной деятельности, другими словами, проводится профессиональный тренинг.

К участию в семинарах привлекаются студенты 1-4 курсов. Это расширяет профориентационную направленность данных мероприятий, так как студенты младших курсов ещё только знакомятся с основными функциями профильного специалиста, а студенты старших курсов уже выбирают виды будущей профессиональной деятельности. Главное правило, которым руководствуются организаторы семинаров: темы должны быть, что называется «на злобу дня».

Например, всем известно, что 2017 год стал годом, посвященным году экологии в России. В связи с этим были проведены два тематических семинара, которые взаимно дополняли друг друга. Темы этих семинаров выбраны не случайно. По нашему мнению, специалисты в области производства изделий из кожи наряду с формированием профессиональных компетенций должны освоить основы экологической культуры и развивать их в процессе будущей профессиональной деятельности, чтобы приносить пользу обществу, окружающей среде и своей стране.

Дидактические цели, которые ставили перед собой преподаватели –повышение интереса и уважения к будущей профессии, расширение кругозора профессиональных знаний, содействие экологическому воспитанию и развитию студентов.

Семинар на тему: «Экологические проблемы «ПОД КАБЛУКОМ» современных технологий» был направлен на обсуждение вопросов надлежащего сбора, переработки и использования отходов кожевенно-обувного производства, а в рамках мастер-класса показана возможность творческого применения кожевенных отходов, образующихся при раскрое деталей различных моделей обуви, который выполняют обучающиеся в ходе прохождения учебной практики.

На пленарном заседании студенты-докладчики представили свои презентации-сообщения по теме семинара, их выступления послужили основой для обсуждения вопросов, связанных с проблемами взаимодействия природы и общества, которые в настоящее время находятся в условиях крайнего обострения противоречий.

Связующим звеном между теоретическими знаниями и их применением на практике стал мастер-класс по работе с отходами кожи. Для проведения мастер-класса были выбраны и утверждены образцы изделий бижутерии, аксессуаров, декоративных панно, а также разработаны технологические карты к ним. Студенты-мастера объясняли и показывали всем желающим практические приёмы раскроя и обработки кожи. В ходе мастер-класса участники под руководством мастеров изготовили различные виды изделий для личного пользования, освоив умения и навыки обращаться с рабочими инструментами и расходным материалом.

Целью такого мастер-класса является воспитание добросовестного и ответственного отношения к профессиональной деятельности в части рационального использования материалов, применяемых для изделий из кожи, в процессе прохождения обучающимися учебной практики в мастерской Учреждения.

Семинар на тему: «Эко-обувь: роскошь или необходимость?» был посвящён вопросам развития в современном мире Эко-моды, которая в настоящее время становится самой актуальной тенденцией мирового рынка производства товаров народного потребления. Это не просто новое направление в дизайне, но и шаг к спасению планеты от глобальной экологической катастрофы. Под лозунгами «экологически чисто» и «безопасно» работают сегодня известные мировые производители одежды, обуви и аксессуаров. Актуальными вопросами для рассмотрения стали такие вопросы: что означает понятие «экологически чистая обувь», с чего начался зелёный тренд в моде, как он развивается, есть ли у него перспективы в России?

В ходе пленарного заседания участники обсудили вопросы перспективного взаимодействия природы и человека, разработки и внедрением в производство новых моделей обуви из эколгичных материалов.

Практической частью семинара стал мастер-класс по проектированию обуви в стиле «Эко-дизайн». Данный стиль является воплощением естественного желания человека максимально приблизить себя (свою одежду, обувь) к естественным природным условиям. Само понятие «экологический дизайн» становится сегодня трендом, который успешно реализуется в индустрии обувной моды. Современные люди отдают предпочтение природности, натуральности и экологичности. Поэтому мастер-класс был направлен на развитие творческих способностей будущих конструкторов-технологов, воспитание эстетических качеств и образного мышления.

Студентам были предложены образцы деталей обуви из различных материалов и шаблоны обуви. В ходе выполнения работы участники проявили свою фантазию, разработали авангардные модели обуви, сделали анализ и дали обоснование выбранным образам, композиционным стилистическим направлениям.

Очевидно, что проведённые внеаудиторные мероприятия способствуют экологическому просвещению, пропаганде экологических знаний, формированию убеждений о необходимости бережного отношения к природе, воспитанию патриотизма, любви к родному краю. В ходе таких мероприятий студенты приобретают опыт публичного выступления, формируют навыки сотрудничества и делового общения.

Необходимо отметить, что создание технически оснащенной образовательной среды в Учреждении позволяет расширить возможности изучения дисциплин и профессиональных модулей, освоение которых выходит за границы привычного методического сопровождения и становится все более интерактивным. В связи с этим перед преподавателями открываются новые способы использования в образовательно-реабилитационном пространстве информационно-коммуникационных технологий, а для студентов – новые пути самореализации и профессионального развития.

Использование информационных технологий при подготовке презентаций является существенным дополнением к организации и проведению семинаров, они позволяют не только привить студентам навыки интеллектуального труда, но и сделать эту работу понятной, эстетично оформленной, с текстовым сопровождением, способной повысить интерес и мотивацию к обсуждаемой теме, создать условия для развития личностных качеств обучающихся.

Кроме того, важнейшими составляющими организации и проведения семинаров можно считать такие факторы как индивидуальный подход, создание благоприятного микроклимата, обеспечение комфортного психологического самочувствия обучаемого контингента с учётом состоянием здоровья каждого студента.

В свою очередь, семинары помогают преподавателям выявить качество подготовки обучающихся по профилю реализуемой специальности, отметить наиболее одаренных и талантливых студентов, а также повысить мотивацию и творческую активность самих преподавателей, как наставников обучающихся.

В заключении хотелось бы отметить, что организация и проведение внеаудиторных мероприятий в формате семинаров-практикумов является одной из эффективных форм учебно-воспитательной работы, так как позволяет выявить наклонности и способности студентов, имеющих различные заболевания, развить их инициативу и самостоятельность.

Без всякого сомнения, внеаудиторная учебно-воспитательная работа в целом обеспечивает реализацию компетентностного подхода в процессе профессиональной подготовки студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, формирует социально значимые качества будущего специалиста, способствует развитию понимания своего места в обществе, а это дает возможность студентам быть конкурентоспособными на рынке труда и реализовать себя в избранной профессии.

Список использованных источников

1 Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В. и др. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под редакцией Кукушина В.С. – М.: ИКЦ «МарТ»; - Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2006.

2. Бухвалов В.А. Развитие студентов в процессе внеаудиторных занятий. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2009.

3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. - М.: "Велби", 2008.

4. Демченко С. В. Семинар как форма организации учебного занятия [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 62-64.

Категория: Прочее
29.04.2019 12:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!