СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Оптимизм в работе учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогу важно быть оптимистом, сохранять уверенность в себе и энергию для решения возникающих профессиональных задач. Как этого добиться? Психологи предлагают целый ряд рекомендаций. 1. Поскольку и пессимизм, и оптимизм, прежде всего в мыслях, нужно приложить некоторые усилия, чтобы произвольно формулировать свои мысли в оптимистичном ключе (причины успехов приписывать себе, а неудач — обстоятельствам и так далее). 2. Визуализируйте (мысленно наглядно представляйте) свои будущие успехи и достижения. Как писал Дейл Карнеги: «Ведите себя так, как будто вы уже счастливы, и это приведет вас к тому, чтобы на самом деле стать счастливыми». 3. Мы не можем не думать, в нашей голове постоянно мелькают какие-то мысли и постоянно идет некоторый внутренний монолог. К сожалению, чаще всего он состоит в том, что мы осуждаем, критикуем других и самих себя. Попробуйте изменить «полярность» этих мыслей: вместо того, чтобы осуждать и критиковать недостатки и ошибки, начните хвалить и поощрять хотя бы самые маленькие успехи и достижения (прежде всего свои собственные). Важно не столько то, что происходит вокруг, и что кто делает, сколько то, на чем вы фокусируете свое внимание. Кто-то мудрый сказал: если человек будет все время смотреть на тени, он никогда не увидит солнца! 4. Если вам трудно находить оптимистичные мысли вместо пессимистичных, воспользуйтесь приемом «Тик-Так», который предложил эксперт в области творческого мышления Майкл Михалко (Michael Michalko). Суть его в следующем. 4.1. Определите и запишите все негативные мысли, мешающие вам достичь поставленной цели. Запишите их в графу «Тик». 4.2. Расположившись поудобнее, тщательно изучите записи. Проанализируйте, насколько вы исказили существующее положение дел и чрезмерно преувеличили значение негативных мыслей и явлений. 4.3. Замените каждую непроверенную негативную мысль на позитивную, объективно выверенную. Запишите это в графу «Так». Например: «Тик». Я никогда не смогу этого сделать. «Так». Надо действовать шаг за шагом, нужно только начать. Не следует устраивать авралов. «Тик». Я все раскручу, а потом провалюсь. «Так». Не обязательно сразу получить безупречный результат. Я многое умею. Я могу себе представить, что буду чувствовать, когда все это закончится. У меня отличный послужной список. Надо сосредоточиться на работе, и тогда мой подход к делу будет эффективнее. «Тик». Я не могу взять себя в руки. У меня недостаточный самоконтроль. Я не умею правильно распределять свое время. «Так». Я должен(а) восстановить самоконтроль, ведь раньше мне многое удавалось. Просто надо лучше и больше работать. Я способен(а) контролировать себя не хуже, чем любой другой из моего окружения. Работа настолько важна, а результаты ее настолько ощутимы, что на данном этапе распределение времени — не такая уж большая проблема. Отечественный психолог Владимир Ромек предлагает ряд упражнений, помогающих развить у себя навыки оптимизма (Ромек В.Г., Ромек Е. Тренинг наслаждения. — СПб.: Речь, 2004). • Упражнение: «Переписанная автобиография». За исключением редких экстремальных случаев, биография каждого человека включает как трудности и несчастья, так и удачи, радости и счастье. Напишите собственную биографию, оставив в ней только позитивные моменты, то есть такие события и обстоятельства, которые вам доставили удовольствие, радость или другие приятные чувства. Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей. Не позволяйте себе «соскальзывать» на описание неприятных событий или ощущений, с ними связанных. • Упражнение: «Мои успехи и мои неудачи» Вспомните об одной вашей неудаче и об одной удаче. Безразлично, когда они случились, недавно или же очень давно. Попробуйте записать их в оптимистичной манере. Если рассказ получится все-таки пессимистичным, скорректируйте его и перепишите еще раз. Пример: Пессимистичный рассказ о неудаче: «Два месяца назад я выехал в гололед на недавно купленной новой машине. И ведь знал, что резину нужно было сменить на шипованную, но все откладывал и откладывал. В общем, не справился я с управлением, и мало того, что свою машину разбил, так еще и чужой бок помял». Скорректированный пересказ: «Два месяца назад сложилась очень неблагоприятная обстановка на дороге. Подморозило, и дорога превратилась в каток. На моей новой машине еще стояла летняя резина, и ею очень трудно было управлять. На особо крутом повороте машину занесло, но я сделал все возможное и сумел предотвратить серьезную аварию. Я лишь слегка задел чужую машину. Впредь буду внимательнее следить за сезонной сменой покрышек». • Упражнение: «Дарить радость» В течение недели постарайтесь доставить максимум приятных чувств окружающим вас людям. Используйте для этого всю доброту, которую вы в себе найдете. Поверьте, меньше ее от этого не станет. Не расстраивайтесь, если люди начнут пугаться и отказываться от удовольствия. Вам поначалу тоже будет непривычно. Вы могли бы повторять такие «недели радости»? Как часто? Автор: Савченко Игорь Анатольевич, психолог, кандидат психологических наук, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие» г. Москвы, почетный работник общего образования РФ.

07.09.2016 21:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!