СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание практики наставничества в отношении несовершеннолетних с девиантным (отклоняющимся) поведением

Нажмите, чтобы узнать подробности

http://Я, мастер производственного обучения и преподаватель спецдисциплин в Ишимбайском СУВУ Шенкоренко Людмила Фёдоровна, обучаю детей, попавших в трудную жизненную ситуацию профессии штукатур и маляр. Работаю я в Ишимбайском СУВУ двенадцатый год, стаж педагогической деятельности почти двадцать лет. Общий стаж трудовой деятельности сорок лет. В своей профессиональной деятельности я преследую цель – передать свои знания, умения, сформировать навык выполнения основных операций не только штукатурных и малярных работ, но и всех других отделочных строительных работ, например: облицовочных, монтажных и вообще, всё то, что умею и знаю сама, свой опыт работы в строительной организации. Стремлюсь воспитать у обучающихся уважение к профессии, к труду, к своей Родине. На время обучения я являюсь наставником для них. А с многими из обучающих поддерживаю связь и ещё много лет после окончания обучения в Ишимбайском СУВУ. Особенно важно подготовить к будущей жизни к социализации в обществе детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Для этого они должны быть конкурентоспособными квалифицированными рабочими. Особое внимание придаю формированию в обучающихся гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Работаю над привитием таких качеств, как: аккуратность, самостоятельность, ответственное отношение к выполнению работы. Моя концепция практики наставничества основана на уважении мнения ребенка, использовании индивидуального подхода к каждому, мотивации к обучению, использовании технологии проблемного обучения, метода сотрудничества, проектной деятельности и отношении к профессиональным конкурсам, как к механизму роста профессионализма. Для того, чтобы обучающаяся захотела освоить профессию необходимо создать мотивацию. Для этого я помимо того, что веду уроки общепрофесиональных дисциплин и производственного обучения, на занятиях внеурочной деятельности занимаемся разработкой проектов. В рамках занятий дополнительного образования на кружке «Чудесный мастерок», который я веду, девочки расширяют свои знания, умения и получают навык выполнения отделочных работ, которые не входят в программу обучения по профессии штукатур и маляр и более углублённо осваиваем эти профессии. Обучающаяся будет проявлять интерес к профессии, если будет владеть информацией о ней. Профориентационную работу с обучающимися веду по нескольким направлениям. Совместно с мастерами и преподавателями производственного обучения, педагогами дополнительного образования ежегодно проводим общеучилищные мероприятия профориентационной направленности. В этих мероприятиях обязательно задействуем детей. Это такие мероприятия, как КВН, викторины, предметные олимпиады. ( фото 1) На мероприятии «В мире профессии» обучающиеся рассказывали о строительных профессиях в форме сказки «Как царь решил построить себе дворец». Сценарий этой сказки девочки придумали сами и показали его на сцене. ( фото 2) Для формирования желания в совершенстве освоить профессию, необходимо быть уверенным в востребованности профессии. О востребованности профессии штукатур, маляр и вообще строительной профессии ежегодно предоставляется информация на общеучилищных мероприятиях: «Неделя штукатурного и малярного дела», «Профессиональные пробы» т.д., на которых группа штукатуров принимает активное участие. На линейках, посвящённых открытию и закрытию неделей штукатурного дела, представляю информацию и великих стройках в нашей стране. Предлагаю девочкам видео выступления нашего президента В.В.Путина о результатах работы строителей в России. Тем самым стремлюсь привить гордость и уважение к строительной профессии, к своей Родине. (Фото 3 ). Обучающейся, серьёзно задумавшейся над профессиональным самоопределением, важно знать о перспективах карьерного роста. О перспективах карьерного роста представляю информацию о бывших обучающихся. Показываю на линейках видеообращение бывших выпускниц, которые решили продолжить обучение строительной профессии в строительных колледжах и которые свою профессиональную деятельность связали со строительством или просто рассказываю об их успехах. Всем урокам придаю практико – ориентированный характер. Демонстрирую фото и видео своих отделочных работ, фото и видео работ бригады отделочников, в которой я сама работала в строительстве. На уроках представляю видеозапись открытых уроков Башкирского строительного колледжа. Изучаю современные виды отделочных работ посредством интернет ресурсов и знакомлю с ними обучающихся. На уроках производственного обучения даю задания творческого характера. Девочки сами выбирают вариант декоративной штукатурки, а я им предоставляю возможность выполнить её в стенах мастерских, помогая освоить эту профессиональную компетенцию, которую выполняет штукатур более высокого разряда согласно ЕТКС. Считаю, что чем сложнее работа, тем она интересней. Учитываю желание детей и поддерживаю инициативу выполнить какую- нибудь интересную, но сложную, трудоёмкую декоративную работу. Например: декоративную штукатурку сграффито или барельеф.( фото 4,5) Конечно же, учитывают индивидуальные особенности обучающейся. В 2012 году у меня была обучающаяся, которая обладала художественными способностями, до поступления в Ишимбайское СУВУ дома училась в художественной школе и ещё, что немало важно - её родители занимались профессионально отделочными работами. Родители часто брали мою воспитанницу на свои строительные объекты. У неё уже был опыт выполнения отделочных работ. Чтобы заинтересовать её профессией, мы с ней решили выполнить декоративную работу на стене, ту, которую выполняют рабочие высокой квалификации: пятого и шестого квалификационного разряда. Применяю метод сотрудничества. Нам вместе пришлось соорудить пилястру полукруглого сечения, сконструировать и изготовить шаблон для вытягивания каннелюр на этой пилястре. Мы с ней освоили вытягивание каннелюр гипсовым шаблоном. Такую операцию мне да же не приходилось выполнять работая штукатуром-маляром в строительной организации. Воспитанница использовала приёмы облицовки поверхностей плитками в своей работе. Из мастерской она выходила всегда последней, так погружена была в работу, добиваясь результата. Такие работы девочек я стараюсь сохранять и демонстрировать другим обучающимся и гостям, которые посещают учебное заведение и наши производственные мастерские. Обучающимся важно, что их работа представляет ценность. Эту работу, как и штукатурку сграффито я хранила почти десять лет, пока в училище не произошёл капитальный ремонт. Но мы с обучающимися сделали новые работы, которые как я думаю заслуживают того, чтобы быть на стенах в учебно-производственных мастерских ещё долгое время. Сложные бывают обучающиеся по характеру, не особо любят изучение общеобразовательных предметов, а вот выполнять декоративные работы любят. Обучающуюся необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для неё возможности практического использования знаний. Урок по общепрофессиональной дисциплине «Основы строительного черчения» тема урока «Развёртка поверхностей цилиндра и конуса» - показываю, как эти знания использовать при подсчёте расхода строительных материалов на цилиндрических и конических поверхностях :колонн, сводов потолков. Чем больше доверяю учащимся, тем охотнее они сотрудничают со мной в процессе обучения. Строптивый характер был у обучающейся Аверкиевой Даши, но мы с ней освоили и устройство прямоугольной пилястры, базы, капители, сандрика из гипсокартона, спроектировали шаблон и изготовили его. Девочка сама выбрала эту сложную работу с вытягиванием каннелюр на прямоугольной колонне. Мы вместе с ней и другими двумя обучающимися стали в 2017 году победителями конкурса проектов, организованном Орловским СУВУ. Макеты инструментов ватерпаса и угольника Пиванова, изготовленные ею я использую в качестве наглядного материала на своих уроках. Применяю такую форму контроля как, самоконтроль и взаимоконтроль. Уважение к обучающимся. Какая бы ни была обучающаяся, она в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения. Д.Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него». Я следую этому совету в своей педагогической деятельности. Метод сотрудничества я применяю на уроках производственного обучения. Во время выполнения производственного задания по поручению администрации я в роли бригадира, мои обучающиеся члены бригады. Мы вместе оштукатуривали стены помещения склада внутри, фасада стен снаружи, забора, выполняли оштукатуривание оконных и дверных откосов, выполняли декоративную штукатурку на поверхностях стен, выполняли облицовку плитками поверхностей стен и потолка, малярные работы и много других ремонтных работ. Конечно, по началу, сложно. А в конце обучения я как будто в своей строительной бригаде, в Ишимбайском строительном управлении. Девочки начинают профессионально выполнять штукатурные, малярные и облицовочные работы. У них появляется чувство гордости за свой труд, особенно, если работа сделана аккуратно и красиво. Настаиваю, чтобы работу выполняли качественно, чисто, аккуратно и красиво, правильно организовывали рабочее место, соблюдали правила безопасности. А скорость придёт, если будут этим заниматься постоянно. Выполнение таких работ способствовало поступлению обучающихся в строительные колледжи. Например, обучающаяся Цурикова Яна учится в Курганском строительном колледже по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Видеообращение её к воспитанницам я показывала на линейке, посвящённой открытию «Недели штукатурного дела». Очень приятно, когда после выпуска из учебного заведения обучающиеся присылают фото и видео своих строительных отделочных работ. Конечно, все они не могут быть строителями. Профессий на земле много. Некоторые из них работают в строительной отрасли. Те, которые не работают на строительных объектах, любят выполнять отделочные работы дома. Который раз убеждаюсь, что девчёнки, которые добросовестно трудились на уроках производственного обучения, они и состоялись в жизни, конечно не все стали строителями, но они выучились, работают, организовали свой бизнес, вышли замуж, стали хорошими женами, родителями. То, что стали хорошими мамами я вижу по тем фото своих детей в социальных сетях, которые они выставляют. Такие девочки вместе со своими мужьями приобрели квартиры, дома и ремонт в них предоставили выполнять профессиональным строителям. Девочки выражают благодарность, что приобрели основные знания, умения и навык выполнения отделочных работ и могут контролировать процесс своего ремонта. Огромное значение в формировании профессиональных компетенций имеет участие в профессиональных конкурсах, начиная с уровня учебного заведения и заканчивая международным уровнем. Для меня участие моей наставляемой во всероссийском конкурсе и международном тем более, это не только оценка профессиональных компетенций её, но и оценка моих профессиональных компетенций, меня как мастера и преподавателя производственного обучения, как наставника. Готовя к конкурсу воспитанницу я сама повышаю свои профессиональный уровень. Задания к конкурсу разнообразные, не повторяются, особенно, когда стали проводиться в соответствии с движением WORLSKILLS. Профессиональные компетенции обучающейся, наставником которой я являюсь, оцениваются экспертами WORLSKILLS разных регионов нашей страны. Это очень серьёзная оценка профессиональных компетенций обучающейся и меня, как наставника. Ведь оценивают её, как профессионала, совершенно другие люди, и не просто другие, а профессионалы своего дела. Это объективная оценка. А победа в двух конкурсах – путёвка в новую жизнь. Как это было с нашей обучающейся. В 2016 году Бабаева Милена завоевывает первое место по профессии штукатур во всероссийском конкурсе профессионального мастерства среди обучающихся СУВУ. Конкурс проходил на базе Щёкинского СУВУ, становится победителем в составе команды Ишимбайского СУВУ во всероссийском конкурсе проектов, проходившем на базе Орловского СУВУ. После выхода из учебного заведения Ишимбайское СУВУ Бабаева Милена в 2017 году поступила в Балашихинский техникум обучаться профессии мастер отделочных и декоративных работ. И уже осенью 2017 года Милена принимает участие в четвёртом открытом чемпионате "Молодые профессионалы России" (WORLDSKILLS RUSSIA) по Московской области и завоёвывает 2 место в компетенции "Малярные и декоративные работы". Губернатор Московской области поздравляет лично родителей Милены с наступающим Новым 2018 годом и благодарит родителей за воспитание дочери. В мае 2018 года Бабаева Милена принимает участие в подготовке к Отборочному чемпионату "Опыт ведущих стран-участников WSI" в качестве участника в г. Тольятти. В сентябре 2018 года Бабаева Милена награждается директором Балашихинского техникума за успехи в учебе и активное участие в общественной жизни техникума. В 2018 году Милена снова принимает участие уже в пятом открытом чемпионате "Молодые профессионалы России" (WORLDSKILLS RUSSIA) по Московской области и снова завоёвывает 2 место в компетенции "Малярные и декоративные работы". Обучающаяся награждается стажировкой в Германию в г. Лейпциг, где она участвовала в тренинге по стандартам WORLDSKILLS "Современные технологии системы профобразования Германии, подготовка участников и экспертов к международным конкурсам по стандартам WORLDSKILLS" в компетенции малярные и декоративные работы. В 2020 году Бабаева Милена заканчивает обучение в ГБПОУ МО "Балашихинский техникум" и получает диплом с отличием по профессии 08.01.25 "Мастер отделочных строительных и декоративных работ", квалификация: штукатур, маляр строительный. Обучающаяся награждается директором учебного заведения почётной грамотой за отличные успехи в обучении, за настойчивость, упорство в достижении цели, искренность, дружелюбие, чуткость к окружающим, целеустремленность, умение принимать решение и претворять их в жизнь, способность к самообучению и умение работать в команде. Администрация учебного заведения предложило остаться Милене работать в учебном заведении мастером производственного обучения. Милена поступила заочно в педагогический институт и уже сама готовит обучающихся к конкурсу WORLDSKILSS. Она отучилась на курсах повышения квалификации и получила сертификат эксперта WORLDSKILLS. И уже её обучающиеся с 2021 года принимают участие в конкурсе WORLDSKILLS в Московском Чемпионате "Абилимпикс» и завоёвывают призовые места в номинации малярные и декоративные работы. Очень высокая была мотивация у Бабаевой Милены. Она уговаривала всех взрослых дать ей возможность участвовать во всероссийском конкурсе, хотя в группе были обучающихся, которые выполняли штукатурные работы намного лучше и быстрее, чем она на тот момент. Очень сложно мне было сделать выбор. Учла её поведение, отношение ко взрослым, так как у двух других в этом были проблемы и то, что она следовала безукоризненно моим наставления, а не так как ей хочется или у неё получается. Я всегда ценю, когда обучающийся обладает большим желанием научиться и считаю, что результат у такого обучающегося будет выше, чем у того, кому даётся учение легко. Хотя вполне вероятно, что это могло быть не вполне осознано на первых порах. А двигала ей вероятно возможность выехать за пределы учебного заведения, досрочного окончания обучения в училище в случае победы на всероссийском конкурсе. Неуверенность в своих способностях присутствовала и во время подготовки к конкурсу. Обучающаяся постоянно спрашивала: «А какие у меня сегодня успехи? Лучше или хуже, чем вчера?» Об убеждённости в правильном профессиональном определении обучающаяся заявила непосредственно перед конкурсом, сказав: «Это – моё». Приехав с конкурса у обучающейся Бабаевой Милены, увидев мастерские в Щёкинском СУВУ, появилась идея перестроить нашу штукатурную мастерскую. Она у нас была площадью 24 м2. На занятиях внеурочной деятельности и кружка дополнительного образования мы с группой штукатуров приступили к проекту новой штукатурной мастерской. Я сама люблю черчение и научила работать девочек построению чертежей в программе КОМПАС. У каждой был свой проект, они защищали эти проекты перед администрацией учебного заведения. Лучший проект был у обучающейся Бабаевой Милены. Этот проект группа девочек из трёх человек защищала в 2017 году на всероссийском конкурсе проектов, проходившем на базе Орловского СУВУ и стали победителями. В 2018 году обучающаяся Архипова Ксения принимала участие во всероссийском конкурсе профессионального мастерства по профессии штукатур. Конкурс проходил на базе Щёкинского СУВУ. Ксюша получила грамоту «За волю к победе». Ей по жребию досталось место с большим отклонением. Участие в конкурсе онлайн имеет свои преимущества: можно подготовить рабочее место, своя мастерская, свои материалы и инструменты и т.д. Но нет такой мотивации. Обучающимся хочется выехать на какое- то время из учебного заведения, посетить другой город, экскурсии, пообщаться с другими обучающимися, сравнить результаты своей работы с другими. По возвращению в Ишимбайское СУВУ Архипова Ксения вместе с группой приступили к возведению штукатурных кабинок в новой штукатурной мастерской. Кладка стен из кирпича – не простая работа. Для этого учатся профессии каменщик. Сложно воздвигнуть перегородку в соответствии с требованиями СН и П. Девочки выполнили эту работу. У нас теперь есть новая штукатурная мастерская. Архипова Ксения принимала участие в конкурсе по профессии штукатур в г. Могилёв Республики Беларусь и заняла третье место. Всё это способствовало тому, что воспитанница после выхода из учебного заведения отучилась в строительном колледже г. Казань и получила профессию мастер отделочных строительных и декоративных работ. Духовно- нравственному и культурному развитию способствует участие обучающихся в творческих конкурсах, подготовка презентаций ко всероссийским профессиональным конкурсам и к конкурсам в г. Могилёв Республики Беларусь. Обучающаяся Садриева Земфира принимала так же участие в конкурсе социально-трудовых проектов в 2017 году в г. Орлов в проекте «Мастерская моего будущего». По мимо разработки чертежей она написала сочинение на тему «Как участие в проекте может повлиять на мое будущее» и эссе «Мой труд вливается в труд моей страны». Было очень приятно, что именно её сочинение и эссе было прочитано обучающимися Орловского СУВУ в зале на церемонии награждения. Земфира не смогла присутствовать по причине её досрочного выпуска из-за сдачи экзамена в музыкальный колледж. Сейчас Земфира сама работает преподавателем в музыкальном училище. В этом году обучающиеся, принимавшие участие в этих проектах приезжали к нам в училище. Приезжала в училище и Садриева Земфира, исполняла песню на сцене во время совещания уполномоченных представителей по правам ребёнка приволжского округа. Помимо проекта реконструкции мастерской обучающимися было разработано много проектов: проект возведения малоэтажных зданий и их отделки интерьера и экстерьера с разработкой чертежей, построения макетов зданий и защита этих проектов на открытом мероприятии. По чертежам, разработанным обучающимся, была сооружена беседка возле здания бытового корпуса. Обучающаяся Савельева Ксения участвовала во всероссийском конкурсе профессионального мастерства по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы» в 2020 г., была награждена медалью «За мастерство». Воспитанница то же принимала участие в выполнении штукатурных, малярных работах и ремонтных работ в училище. Ксения принимала участие во всероссийском фестивале талантов «Творим добро» она выполнила декоративную работу на стене в мастерской, чтобы оставить память о себе. Назвала она свою работу « Всё в твоих руках». О своих планах на будущее девочка рассказала в социальном ролике, подготовленном для всероссийского конкурса, организатором которого было известковое СУВУ. Домой в г. Ижевск поехали мы вместе с Ксенией, документы на поступление в колледж относили то же вместе. Сейчас моя наставляемая учится на втором курсе по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство». О результатах обучения Ксения сообщает по телефону, летом она то же приезжала в училище. В 2023-2024 учебном году я была наставником у обучающейся Сандул Любы. Готовила я воспитанницу ко всероссийскому конкурсу профессионального мастерства по компетенции «малярные и декоративные работы». Организатором конкурса было Калтанское СУВУ. Обучающаяся Сандул Любовь заняла третье призовое место. Рисунок фрески фристайл обучающаяся выбрала сама. Сложный рисунок. Простой делать не захотела. От второго места разница была всего половина бала. Работу сделала по времени почти последняя из всех участников, но я эту работу храню у себя в кабинете и всегда любуюсь ею. На ней изображен собор Василия Блаженного, карта России, флаг России. Показываю её обучающимся этого года и говорю им: «Вот так надо работать, чтобы не было никаких дефектов». Возле этого собора мы с Любой были в этом году, когда ездили в г. Могилёв Республики Беларусь на профессиональный конкурс. Воспитанница завоевала второе призовое место по профессии штукатур. На память о себе Люба оставила на стене в штукатурной мастерской декоративные работы. Эти декоративные работы она выполняла на занятиях дополнительного образования «Чудесный мастерок». Две из них были выполнены в стиле «Барельеф». В сентябре 2023 года я отвозила Любу домой в г. Слободской Кировской области, познакомилась с её родственниками. В сентябре этого года наше учебное заведение заключало договора с уполномоченными Приволжского округа по правам ребёнка. Приезжал к нам и уполномоченный по правам ребёнка Кировской области Владимир Валерьевич Шабардин. Я уже несколько раз встречалась с ним во время церемонии открытия и закрытия конкурса проектов в 2017 году и всероссийского чемпионата профессионального мастерства в 2020 году в Орловском СУВУ. Я показала Владимиру Валерьевичу работы, выполненные Сандул Любой. У Любы как раз были проблемы с оформлением в школу. Способная девочка, но она всего лишь учится в восьмом классе. Жалко, если она растеряет свои способности. Владимир Валерьевич, сказал, что она лично у него под контролем. Сейчас я являюсь наставником у Тихомировой Валерии. В прошлом 2022 году я готовила её к всероссийскому чемпионату профессионального мастерства «В будущее с уверенностью» по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы», организованном Калтанским СУВУ. Валерия заняла третье призовое место. В этом 2023 году Валерия принимала участие во всероссийском чемпионате профессионального мастерства «В будущее с уверенностью» по компетенции «Сухое строительство и штукатурные работы», организованном Омским СУВУ. И то же заняла третье призовое место. О своих намерениях стать строителем обучающаяся рассказала во время защиты проекта в номинации «Профессиональный стартап» всероссийского конкурса проектов, организованном Омским СУВУ в 2022 году. В данный момент с воспитанницей готовимся к профессиональному конкурсу по профессии штукатур в г. Могилёв Республики Беларусь. На занятиях дополнительного образования кружка «Чудесный мастерок» Валерия тоже работает над декоративной штукатуркой в технике «барельеф». Валерия мечтает стать строителем, планирует поступать в строительный колледж, стать инженером строителем. Я учу её всему тому, что умею сама и что ей пригодится в будущей профессии. Мы с ней осваиваем построение чертежей в программе КОМПАС. У девочки есть проблемы со здоровьем из-за её пагубного употребления наркотических препаратов. Но у неё есть желание жить по другому. Живут они с мамой в общежитии. Когда то у мамы был свой бизнес, но из-за злоупотребления спиртных напитков отцом все пропало. Валерия стремится «встать на ноги». Хочется, чтобы она добилась поставленной цели. А конечно, самое главное-это воспитание. Девиз нашего учебного заведения: «Самое главное в жизни моей быть человеком». Поэтому успехи моих наставляемых это итог воспитательной работы, которую проводил с ними весь педагогический коллектив Ишимбайского СУВУ.

Категория: Прочее
15.12.2023 18:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!